Цели:
- знать части речи в “лицо” независимо от того, имеет ли слово лексическое значение;
- развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности посредством написания стихотворений и рисования по воображению.
Каждый учитель хочет научить учеников знать и различать части речи.
Язык глокой куздры изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи. Алгоритм работы следующий:
- Поставить вопрос к слову.
- Что оно обозначает?
- Подобрать слова с тем же окончанием.
- Сделать вывод.
Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.
Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.
Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия.
Бокра – кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокр – существительное одушевленное.
Будланула и курдячит: будланула – что сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс -л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола; и – союз, связывающий однородные сказуемые.
Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. -а указывает на существительное одушевленное, обозначающее детеныша (теленка, ягненка). Начальная форма – бокрёнок.
Получаем следующее: прил. сущ. нар. глаг. сущ. глаг. сущ.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Мои учащиеся расшифровали каждое слово фразы, то есть подобрали примеры:
Глокая – бешеная, добрая, хитрая, сильная, голодная, глупая, злая, серая, бурая, старая, молодая, рыжая, маленькая, полосатая, умная.
Куздра – корова, медведица, лисица, кошка, ворона, девочка, коза, мышка, лиса, курица, тигрица.
Штеко – сильно, очень, ловко, быстро, больно, ласково, горячо, слабо, смело, дерзко, умело, хорошо.
Будланула – боднула, обманула, догнала, разогнала, ударила, клюнула, погладила, убежала, оттолкнула, поддела, защитила, зарычала.
Бокра – быка, волка, зайца, козла, кота, медведя, лиса, петуха, брата, бычка, слона, мальчика, ежа.
Курдячит – лягает, жалеет, играет, облизывает, догоняет, ласкает, тащит, каркает, зовет, гладит, дразнит, убегает, спасает, оберегает, ругает.
Бокрёнка – теленка, волчонка, мышонка, зайчонка, козленка, котенка, медвежонка, цыпленка, теленка, слоненка, ежонка.
Как же в общем “перевести” фразу на русский язык?
Вариантов много. Мои учащиеся “перевели” так:
- Бешеная корова сильно боднула быка и лягает теленка.
- Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.
- Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.
- Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козленка.
- Добрая тетенька ласково погладила кота и зовет котенка.
- Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.
- Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.
- Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.
- Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.
- Молодая лиса ловко обманула медведя и зовет медвежонка.
- Старая коза смело поддела лиса и спасает козленка.
- Рыжая лиса дерзко толкнула козла и тащит козленка.
- Умная курица дерзко клюнула петуха и оберегает цыпленка.
- Глупая корова сильно боднула козла и ласкает козленка.
- Молодая коза смело боднула быка и жалеет теленка.
- Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка.
- Полосатая тигрица смело оттолкнула слона и облизывает слоненка.
- Хитрая лиса умело обманула медведя и дразнит медвежонка.
Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо.
Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.
Глокая куздра настолько понравилась моим ученикам, что они написали стихи о непонятной, но уже понятой глокой куздре (см. Приложение 1) и рисовали по воображению (см. Приложение 2).
Стихи о “глокой куздре” вошли в мой сборник “Песнь души”, который был издан в июне 2008 года (см. Приложение 3).
Эта загадочная глокая куздра помогла нам в усвоении частей речи и в развитии творческих способностей учащихся.
В качестве домашнего задания и нового задания для творчества предлагаю следующее:
Интересно? Интересно! Поработайте еще!
- Поляндные волдряки учно ныквались по лорнему вому.
- Дримбул латко крипетил горселёнка.
- Подобное непонятное придумайте самостоятельно.
Таким образом, интеграция уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства не только способствует формированию ключевых компетенций, таких как учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые, но и ведет к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир учащихся.
Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!
Литература
- Г.П. Лазаренко. “Уроки русского языка в 5 классе”, Москва, “Дрофа”, 2006.
- Т.Ю.Угроватова. “Подсказки на каждый день”, Москва, “Владос”, 1995.