Известно, что через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов возможное решение не только педагогических проблем, но и социально-психологических. Решение этих проблем связано с поиском оптимальных условий для обеспечения собственной учебной деятельности, способов включения механизмов личностного развития, учета и развития индивидуальных особенностей каждого.
В.А. Сухомлинский писал: “Для некоторой части …учение является бременем, а иногда наказанием и мучением” если же использовать вариативные способы обучения, позволяющие глубоко осмыслить известные методы работы, то результаты, как правило, будут оптимальны. Результаты связаны не только с внешними показателями, но и с коренными изменениями, происходящими в развитии интеллектуальных способностей человека.
Отойти от принуждения к развитию свободной личности представляется возможным через технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, т.к. материал представлен зримо (в схемах - опорах, таблицах).
Дается не просто “чистая” информация, вычленяется проблема, которую необходимо исследовать. Технология интенсификации обучения способна не только информировать, но и производить определенные позитивные изменения.
Учебный процесс имеет определенные трудности в получении развернутых подробных ответов. Мы применяем данную технологию не столько для запоминания и усвоения информация, сколько для того, чтобы использовать ее в качестве условий для создания собственного творческого продукта. Это наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.
Подобный способ систематизации учебного материала при изучении дисциплины “Русский язык и культура речи” способствует концентрации внимания студентов педколледжа, развитию их логического мышления облегчает понимание причинно - следственных связей, позволяет научиться составлять схемы самостоятельно. Для преподавателя значительно облегчается контроль знаний, т.к. опрос по схеме может осуществлять и студент - консультант, посредством чего формируется умение оценивать ответы других, что особенно важно для будущих учителей.
Литература:
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов - на - Дону, Феникс 2000;
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г Культура и искусство речи . Ростов - на - Дону 1998;
- Русский язык и культура речи / Под ред.проф. В.Д. Черняк. М: Высшая школа 2003.