Урок русского языка по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

Цели урока:

  • cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах;
  • формирование орфографической зоркости;
  • отрабатывание каллиграфических навыков;
  • развиватие речи, память, мышления, фонематического слуха и умения грамотно писать;
  • воспитание аккуратности.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка.

Учащиеся прописывают, а б г ж.

 3. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране “Орфографии”.

Вспомним, какие орфограммы живут в этой стране, как их нужно проверять, и писать.

– Путешествовать мы будем на поезде (показываю).

4. Повторение.

– Что такое орфограмма?

– Как вы думаете, какие орфограммы могут проживать в стране “Орфографии”? (плакат).

– Как их проверить?

5. Станция “Заглавная”.

– Как вы думаете, почему мы здесь остановились?

– А что мы здесь делать будем? (писать имена).

Уч-ся выполняют задания на карточках.

Задание: Найдите и исправьте в тексте ошибки.

Саша поехал в Деревню к бабушке Оле. Она живёт рядом с Рекой волгой. С нами в Машине ехал Кот Васька. Ваську любят все: мама, Папа, я и мой брат Саша.

Проверка. Физминутка.

6. Станция “Городской сад”.

– Продолжим наш путь. Следующая станция “Городской сад”

– Что растёт в саду? огороде?

– А теперь вспомните парные согласные (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

Задание: Данные слова поделите на две группы:

1. Написание парных согласных.
2. Другие правила

Абрико[с], морко[ф’], виногра[т], грана [т], ре[п]ка, реди[с]ка, ябл[а]ко, [а]гурец.

– Как вы думаете, чего здесь не хватает? (букв)

– Почему? (их нужно проверить).

– Как проверить? Проверка каждого слова.

Задание наоборот.

– Я называю проверочные слова, а вы записываете, слово, которое нужно проверить и выделяете корень.

Садик – сад, ягода – ягодка, гряда – грядка, снежок – снежки, лёгок – лёгкий.

 7. Физминутка.

8. Станция “Непроизносимая”. Незнайка.

– Продолжим наше путешествие.

– Ребята, давайте поможем Незнайке правильно подобрать проверочные слова.

Дети выходят к доске и напротив проверяемого слова прикрепляют проверочное слово. Объясняют, почему выбрали именно это слово и букву, которую нужно написать.

Ярос_ный чудесен
Со_нце явь
Ус_ный тростинка
Учас_ник тягость
Чес_ная ярость
Я_ственное хрустит
Тягос_ный часть
Чудес_ная доблесть
Счас_ливая участие
Ужас_ная счастье
Хрус_нуть ужасен
Трос_ник солнышко
Час_ная уста
Доблес_ный честь

9. Станция “Безударная”.

– Запишите слова и устно подберите проверочные, подчеркните орфограмму.

Грибок, больной, лесник, беда, сторожка, листочки, глазок.

Для сильных учащихся дополнительное задание.

Задание: к данным словам подобрать слова, близкие по значению, но не однокоренные.

Метель, холод, труд, друг, неправда.

10. Игра “Назови слово”.

– Я показываю звуковую запись слова. Вы должны назвать слово.

[ й’а м а], [з а’й’а’ц ], [в а р а б’ й’ и ], [з а в о т], [л’ й ‘о т ].

11. Итог урока.

– По какой стране мы путешествовали?

– Что изучает “Орфография”?

– Какие правила, мы с вами повторили?

– Вам понравилось наше путешествие?