Тема: Учимся находить и проверять орфограммы в слове.
Цели урока:
- cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах;
- формирование орфографической зоркости;
- отрабатывание каллиграфических навыков;
- развиватие речи, память, мышления, фонематического слуха и умения грамотно писать;
- воспитание аккуратности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Каллиграфическая минутка.
Учащиеся прописывают, а б г ж.
3. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране “Орфографии”.
Вспомним, какие орфограммы живут в этой стране, как их нужно проверять, и писать.
– Путешествовать мы будем на поезде (показываю).
4. Повторение.
– Что такое орфограмма?
– Как вы думаете, какие орфограммы могут проживать в стране “Орфографии”? (плакат).
– Как их проверить?
5. Станция “Заглавная”.
– Как вы думаете, почему мы здесь остановились?
– А что мы здесь делать будем? (писать имена).
Уч-ся выполняют задания на карточках.
Задание: Найдите и исправьте в тексте ошибки.
Саша поехал в Деревню к бабушке Оле. Она живёт рядом с Рекой волгой. С нами в Машине ехал Кот Васька. Ваську любят все: мама, Папа, я и мой брат Саша.
Проверка. Физминутка.
6. Станция “Городской сад”.
– Продолжим наш путь. Следующая станция “Городской сад”
– Что растёт в саду? огороде?
– А теперь вспомните парные согласные (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)
Задание: Данные слова поделите на две группы:
1. Написание парных согласных.
2. Другие правила
Абрико[с], морко[ф’], виногра[т], грана [т], ре[п]ка, реди[с]ка, ябл[а]ко, [а]гурец.
– Как вы думаете, чего здесь не хватает? (букв)
– Почему? (их нужно проверить).
– Как проверить? Проверка каждого слова.
Задание наоборот.
– Я называю проверочные слова, а вы записываете, слово, которое нужно проверить и выделяете корень.
Садик – сад, ягода – ягодка, гряда – грядка, снежок – снежки, лёгок – лёгкий.
7. Физминутка.
8. Станция “Непроизносимая”. Незнайка.
– Продолжим наше путешествие.
– Ребята, давайте поможем Незнайке правильно подобрать проверочные слова.
Дети выходят к доске и напротив проверяемого слова прикрепляют проверочное слово. Объясняют, почему выбрали именно это слово и букву, которую нужно написать.
Ярос_ный | чудесен |
Со_нце | явь |
Ус_ный | тростинка |
Учас_ник | тягость |
Чес_ная | ярость |
Я_ственное | хрустит |
Тягос_ный | часть |
Чудес_ная | доблесть |
Счас_ливая | участие |
Ужас_ная | счастье |
Хрус_нуть | ужасен |
Трос_ник | солнышко |
Час_ная | уста |
Доблес_ный | честь |
9. Станция “Безударная”.
– Запишите слова и устно подберите проверочные, подчеркните орфограмму.
Грибок, больной, лесник, беда, сторожка, листочки, глазок.
Для сильных учащихся дополнительное задание.
Задание: к данным словам подобрать слова, близкие по значению, но не однокоренные.
Метель, холод, труд, друг, неправда.
10. Игра “Назови слово”.
– Я показываю звуковую запись слова. Вы должны назвать слово.
[ й’а м а], [з а’й’а’ц ], [в а р а б’ й’ и ], [з а в о т], [л’ й ‘о т ].
11. Итог урока.
– По какой стране мы путешествовали?
– Что изучает “Орфография”?
– Какие правила, мы с вами повторили?
– Вам понравилось наше путешествие?