Русский язык
-
Имена существительные общего рода 2010
Урок знакомит учащихся с особой категорией имен существительных — существительными общего рода. Цель занятия: сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте, а также употреблять имена существительные общего рода в речи. Форма проведения — урок-презентация.
-
"Действительные и страдательные причастия" (7-й класс) 2010
На уроке показана групповая форма работы, которая сплачивает коллектив, дает возможность реализовать свои знания каждому ученику независимо от знаний и способностей. Идет плодотворная постепенная подготовка к Единому Государственному Экзамену.
-
Урок русскогоязыка по теме "Причастие. Повторение" 2010
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности, учащихся, эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.
-
Лингвистическая игра "Лексика и фразеология" 2010
На данном уроке осуществляется обобщение и систематизация знаний разделов лексикологии и фразеологии. Во время игры учащиеся обращаются к различным словарям. Выполняя задания, требующие владения лингвистической терминологией, ребята должны проявить еще и смекалку, инициативность, чувство юмора.
-
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка 2010
Представленный урок помогает сформировать умение правильно писать безударные гласные а-о в корне с чередованием -лаг-, лож-.
-
Урок русского языка по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 2010
Данный урок построен на основе деятельностного подхода с элементами исследовательской деятельности. Представленные методы работы на уроке и учебный материал способствуют в ходе урока выработке алгоритма работы над правильным написанием окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
-
Комплексный анализ текста 2010
Данный материал, представленный комплексным анализом текста, можно использовать при подготовке к экзаменам. Т.А. Ладыженская писала, что комплексные упражнения – экономное средство систематизации знаний учащихся, что чрезвычайно важно для формирования прочных умений и навыков школьников.
-
Урок – творческая лаборатория по теме "Обособленные члены предложения" (на материале картины В.А. Серова "Девочка с персиками"), 8-й класс 2009
Использование картин и искусствоведческого текста на уроках обобщающего повторения позволяет заинтересовать учащихся, расширить их словарный запас, учит эстетическому восприятию прекрасного, а также способствует формированию прочных знаний по русскому языку и культуроведческой компетенции.
-
Совершенствование речевой культуры младших школьников на уроках родного языка в процессе овладения лексическими нормами (на основе паронимов) 2009
Перед учителем русского языка стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
-
Интегрировнный урок-размышление "Разговор о добром" 2009
Интегрированный урок-размышление (русский язык + литература + история + обществознание) построен на основе прочтения и анализа выпускниками книга Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном". Автор ставил перед собой цель: познакомить учащихся с фактами биографии Д.С. Лихачёва и его книгой; "Письма о добром и прекрасном"; помочь сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со взглядами молодого поколения.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?" 2009
Данный урок демонстрирует различные виды работ: творческое мышление, обогащение словарного запаса, групповая работа, умение сравнивать и классифицировать слова.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе. Тема: "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]" 2009
Урок проводится по программе "Начальная школа XXI века". Цели данного урока: формирование умения обозначать звук [ы] после [ц] буквами и или ы, закреплять умения писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и написание сложных слов, воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
-
Тема урока "Роль определений в тексте" 2009
На данном уроке учащиеся не просто закрепляют полученные знания, но и учатся оформлять текст, подбирая яркие, образные определения (эпитеты). Также на данном уроке проводится сочинение-миниатюра с использованием определений. Как правило, данный урок проводится во время изучения пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")
-
Урок по русскому языку "Проблемный и стилистический анализ текста" 2009
Урок готовит к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
-
Открытый урок по русскому языку для 3-го класса. Тема: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова" 2009
Урок проводится с целью упражнять учащихся в освоении способа действия для определения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Дети учатся распознавать данные орфограммы и доказывать правильность своего выбора. Продолжается работа над предложением и текстом, над разбором слов по составу, над развитием начальных представлений о словообразовании.
-
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6-м классе 2009
В качестве иллюстративного материала автор работы использует легенды Саратовского края. Эти же легенды могут быть использованы на уроках развития речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Разряды местоимений" 2009
Цели урока: систематизировать знания о грамматических признаках местоимений; сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений; закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений; показать особенности использования местоимений в литературных текстах.
-
Комплексный анализ на уроках русского языка 2009
Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условие для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения. Автор предлагает небольшие по объему тексты для комплексного анализа.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" 2009
Цели урока: раскрыть основную мысль картины; подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщение по теме "Предлог" 2009
Данный урок - 2-й из завершающих уроков по теме "Предлог". На предыдущем уроке отрабатывались практические умения и навыки по употреблению предлогов в разных падежах, обособлению предложно-падежных конструкций. Поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи были реализованы на уроке обобщения и систематизации сведений о предлоге как части речи.
-
Письмо: вчера, сегодня, завтра 2009
Материалы урока позволяют познакомить учащихся с понятием "эпистолярный жанр" и "письмо", формировать навыки делового этикета, культуры общения. Опережающее задание – найти в литературных произведениях образцы писем – формирует у учащихся интерес к классической литературе, дает возможность прикоснуться к вершинам эпистолярного жанра.
-
Обобщающий урок по теме "Причастие" 2009
Задания и вопросы урока нацелены на то, чтобы повторить и обобщить сведения о причастии как части речи (по программе В.В. Бабайцевой) и как формы глагола (по традиционной программе), а также в урок включены задания на закрепление навыков правописания суффиксов причастий и умение видеть предложения, осложненные причастным оборотом.
-
Сценарий урока по русскому языку "Односоставные предложения с главным членом — сказуемым" 2009
Представленный урок имеет практическую направленность. При помощи тестов, работы с текстом, материалом учебника, написания сочинения учащиеся учатся различать односоставные и двусоставные предложения; находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям; работать с синонимичными предложениями.
-
Урок русского языкаю Тема: "Спряжение глаголов" 2009
Урок-сказка с элементами уровневой дифференциации. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных личных окончаний глагола. В ходе урока дети учатся применять алгоритм «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
-
Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 2009
Представленный в статье урок предназначен для закрепление знаний учащихся о способе проверки безударных гласных в корне. Разноплановые задания урока способствуют развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.
-
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Урок русского языка в 10-м классе 2009
Урок обобщения знаний о тексте, его признаках и направлениях его анализа. Использование презентации позволяет не только акцентировать внимание на ключевых моментах темы, но и осуществить быструю самопроверку. Четкие параллели с заданиями ЕГЭ позволяют выстроить логику урока, поддерживают у учащихся уверенность в практической значимости данного материала.
-
Программа элективного курса "Русская словесность" для учащихся 9-х классов 2009
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко. Занятия способствуют формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомят с методами его исследования.
-
Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс) 2009
Использование урока-путешествия позволяет учащимся легко запомнить новый материал, способствует наиболее прочному усвоению изучаемой орфограммы.
-
Урок русского языка в 6-м классе в специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Имя существительное" 2009
Несмотря на особенности обучения детей с ОВР, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным. В статье приведен пример урока, в котором обилие творческих заданий и заданий для самостоятельной работы помогает детям лучше усвоить материал и способствует развитию их речи.
-
Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная (прописная) буква" 2009
Урок направлен на то, чтобы воспитывать положительное отношение к письму. Весь урок проходит в форме игры. Игра способствует созданию коммуникативных ситуаций. В нее вовлекаются даже пассивные ученики. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, усталость.