Цели и задачи:
- Проверить качество знаний, полученных при изучении темы “Имя числительное”.
- Закрепить изученный материал.
- Развивать навыки работы в команде, способствовать становлению чувства ответственности при работе в коллективе.
Оборудование: карточки с заданием.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока.
Учитель. Мы закончили изучение еще одной именной части речи – имени числительного. Сегодня нам с вами предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему. А для этого мы отправимся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь!
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например, “Бесстрашный” и “Непобедимый”).
Конкурс “Чей корабль первым отойдет от причала?”
Учитель предлагает задание для обеих команд. Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой уходит в море.
Выразительное чтение учителем отрывка из сказки В. Жуковского “Спящая царевна”:
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Из поэмы А. Пушкина “Руслан и Людмила”:
Там лес и дол видений полон;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Задание. Назовите авторов и название произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите числительные. Расскажите, что вы знаете об имени числительном? О правописании мягкого знака в числительных?
Учитель. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто назовет большее количество фразеологизмов, пословиц, загадок, где встречаются числительные.
(Ученики называют пословицы, загадки, фразеологизмы.)
Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах (что-то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев.
1.Один ум хорошо, а два ума лучше. 2. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 3. Без четырех углов изба не рубится. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5. Двумя ложками кашу не едят. 6. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. ( Ножницы.) 7. Четыре братца под одной крышей. ( Стол.) 8. Сто одежек и все без застежек. ( Капуста.) 9. Два братца через дорогу живут. (Глаза.)
Учитель. Ой – ой – ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание.
Правильно заполните таблицу, вписав в нее предложенные слова.
( Ученики заполняют таблицу в тетрадях.)
Числительные, обозначающие целые числа | Дробные | Собирательные |
Девятнадцать лет; пятеро друзей; три четверти участка; одиннадцать баллов; девятьсот метров; двое учеников; семеро козлят; одна восьмая сантиметра; семь целых шесть десятых; сорок градусов; десять парней; три рубля; шестеро туристов; двое учеников; две третьих сада.
Учитель. Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы послушаем доклады обоих кораблей на тему “Старинные меры длины и веса”.
Выступление учащихся.
(Некоторые фрагменты из докладов ребят по этой теме.)
“В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами частей тела человека. Например: сажень, локоть, пядь”.
“В Англии и США до сих пор используется “ступня” – фут (31 см.), “большой палец” – дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад”.
“Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, замененную позже верстой (от 500 -750 саженей)”.
“Пядь – древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17 – 18 см.) – расстоянию между концами растянутых пальцев большого и указательного…”.
Учитель.
Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.
Шваа домакан натойдсо быдено.
(Ваша команда достойна победы.)
Учитель. Капитаны, пришло ваше время доказывать, правильным ли курсом вы ведете команду.
Конкурс капитанов.
Задание. Прочитайте предложения, правильно употребив числительное.
1-й капитан читает.
1. 22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. 2) Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций. ( Из книги “Самое первое”.)
2-й капитан читает.
В древних русских летописях Москва впервые упоминается в 1147 году, а в 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город.
Более чем за 800 лет наша столица значительно изменилась. Сейчас ее территория составляет свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей ее площади (около 35 тысяч гектаров) занимают 11 естественных лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов. ( Из “Календаря школьника”.)
Учитель. Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно еще выполнить одно задание: определить синтаксическую роль числительных.
(Команды получают карточки с предложениями.)
1) Три – нечетное число. 2) Семь и семь – четырнадцать. 3) Эти картины нарисовал один художник. 4) У кромки проруби сидели три медвежонка. 5) Семеро ребят отправились в поход. 6) Солнце всходит на Венере всего лишь два раза в году. 7) Первый луч солнца разбудил девочку.
Учитель подводит итоги урока – соревнования, объявляет победителей.