Готовимся к ЕГЭ. Комплексный анализ текста. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствовать речевые навыки, обогащать словарный запас. Обучение навыку работы с тестом.

ХОД УРОКА

I. Выразительное чтение текста

Музыка

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

II.  Работа по тексту

1. Докажите, что данный отрывок является текстом.

(В отрывке предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан. Средства связи: местоимения, однокоренные слова, повторяющиеся слова (музыка, смерть, дом, плакал), вводные слова( должно быть, видимо). Предложения в тексте соединяются цепной связью.)

2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.

(Автор рассказывает  случай на войне. В одном из разрушенных польских городков солдат услышал звуки органа, они пробудили воспоминания и сильные чувства. Это говорит о том, что музыка может влиять на человека. В различных обстоятельствах она пробуждает разные чувства. Можно говорить о влиянии не только музыки, но и искусства вообще: искусство вечно, прекрасно, и это прекрасное заставляет беречь и любить жизнь, мир, красоту, «чтобы вечное небо не подбрасывало взрывами».)

3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

(Стиль текста публицистический. В отрывке явно проступает авторская позиция. Васильев поднимает нравственную проблему, воздействует на читателя, воспитывая любовь к жизни, к прекрасному, к искусству. Показывает, как красота может повлиять на человека, и что человек должен сделать всё, чтобы сохранить и преумножить красоту. В речи автора чувствуется искреннее волнение.
Публицистический стиль эмоционален, отличается образностью              (голубыми скорбными глазами, непонятная печаль, взлёты к небу, к звезде, детский восторг, жалость чистая, детская, боевой клич). Употребляются слова в переносном значении (ночь укрыла, музыка разворачивала, одежды).
Для построения текста автор использует сложные предложения, а также простые, распространённые, осложнённые обособленными членами, вводными словами.)

4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)

5. С какой целью автор использует их в тексте?

(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)

6. Объясните, пользуясь словарём, значение слов.

Скорбный – 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь, печальный, горестный (книж.). 2. Больной, немощный (обл.)

Мрачный – 1. Тёмный, погружённый во мрак. 2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. 3. перен. Тяжёлый, беспросветный.

– В каком значении они используются в тексте?

(Скорбный – книжное, высокое.
Мрачный – в переносном значении. Признаки книжного стиля.)

7. Подберите синонимы к словам.

Восторг – радость, ликование, торжество, праздник, восхищение.
Плакать (нейтр.) – рыдать, хныкать, стенать ( разг.),  выть (простореч.).
Вечный – бессмертный, неумирающий, неугасимый, непреходящий,  неувядающий, нетленный, немеркнущий, бессрочный, постоянный.

– Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами?

(Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)

8. Найдите в тексте причастия.

(Разрушенных, заваленным, нарисованными, зажатым, горящими, изуродованных, стоявшем, глядящими.)

– На что указывает обилие причастий в тексте?

(Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.)

9. Выполните по тексту тест

1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?

1) 14                  2) 15                        3) 16                     4) 18

2. К какому типу речи относится текст?

  1. рассуждение
  2. описание с элементами рассуждения
  3. повествование с элементами описания
  4. повествование с элементами рассуждения

3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и наречия?

1) 2                   2) 3                 3) 10                       4) 14

4. Укажите способ образования слова бездомных (предложение №6).

  1. приставочный
  2. суффиксальный
  3. приставочно-суффиксальный
  4. сложение

5. Какой частью речи является слово мрачно (предложение №5)

  1. наречие
  2. краткое прилагательное
  3. категория состояния
  4. краткое причастие

6. В составе какого предложения нет обособленного определения?

1) 4                           2) 8                           3) 9                     4) 17

7. Какая характеристика предложения №9 является верной?

  1. Сложносочинённое предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Сложноподчиненное предложение.
  4. Бессоюзное предложение.

8. Из предложения №10 выпишите подчинительное словосочетание с типом связи примыкание.

9. Из предложений №10-16 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

10. Среди предложений №6-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное, укажите его номер.

III.Домашнее задание

Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека».