Цель:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
- Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные средства;
- Показать красоту и величие русской природы.
Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Рассказ об авторе.
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября(10 декабря) 1821года, в Немирове, где тогда служил его отец. Вскоре майор
Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824года вернулся
с семьёй в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении-селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота
природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика.
Учился будущий поэт в Ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов
Приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но юноша решил поступить в университет.
Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи.
В Петербург Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения.
Поэзия Некрасова разнообразна. Он передаёт в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта- грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья- особенно сосны и ели; птицы- галки, вороны, кулики; поля, засеянные пшеницей и рожью, как символы Росси.
Жизнь, Родина, природа - высокие ценности некрасовской поэзии.
II. Выразительное чтение стихотворения учителем.
III. Анализ стихотворения.
1) Каким настроением пронизано стихотворение? (бодрое, весёлое)
2) Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас стихотворение?
Идёт весна!
- Какой звук чаще всех повторяется?
"Ш" – шум листьев, деревьев.
3) Какой главный образ выступает в стихотворении “Зелёный Шум”?
- Обратите внимание почему слова Зелёный Шум
написаны с большой буквы.
- Олицетворение в образе человека.
IV. Игра воображения.
Значит: Кто это? Или что это?
Зелёный Шум.
А кто у нас приходит зимой? (Дед Мороз)
- Этот Зелёный Шум – он живой, он идёт. Докажите по тексту.
Найдите слова, передающие движение.
(Шумят, лепечут, гудят)
- Движение ветра (расходится, качнёт, подымет)
- Какой это ветер? (верховой, то есть летящий
вверху)
V. Гимнастика ума.
Ребята посчитайте, сколько раз повторяется слово Шум, Шумит. (14)
- О чем это говорит?
- Какие деревья описывает автор в стихотворении?
- Что представляет собой берёза, сосна, липа?
VI. Сообщения учащихся о берёзе, сосне, липе.
Берёза-символ России, “русское” дерево.В древних обрядах берёза была “майским деревом”- праздничным, связанным с зелёными святками.На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы их тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы.
Сосны – это красивые, стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее; сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им “ беседовать” с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а звонкие переливы.
Липа. На липе весною появляются листья немного позднее других деревьев. В тексте липа бледнолистая. Липа как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с белой берёзой. Вместе эти деревья в стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою “новую песню”.
VII. Определение цветовой гаммы.
- Найдём в тексте слова, создающие цвет, цветовую гамму. (Пыль цветовая, всё зелено, молоком облитые, бледнолистая, белая берёза)
- Ребята, называется картина о природе? (Пейзаж)
- О каких художниках-пейзажистах мы узнали на уроке русского языка? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин)
- Рассмотрите репродукцию картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум” (Много движения в пейзаже, радости жизни).
“Зелёный Шум” – так говорит народ о пробуждении природы весной. Это ЭПИТЕТ, образное определение.
- Красота и величие русской природы отражается
и в музыке. Об этом вам расскажет учитель музыки. (выступление
о Чайковском).
- Прослушивание музыкального произведения (с
комментариями учителя музыки).
VIII. Подведение итогов урока.