Задание части 1 ГИА звучит следующим образом:
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Разработаем алгоритм действий, который поможет выполнить данное задание.
Приложение 1. Презентация.
- Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего,
прослушанный текст нужно понять.
И наша работа по подготовке к изложению – это работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью. - После первого прочтения определите тему, основную мысль и структуру
текста. Запишите тезисы, которые запомнили.
Отрабатывать этот шаг можно не только на уроках развития речи. Любой этап урока может содержать задания такого рода: “Определите тему и основную мысль текста”. - При повторном чтении исходного текста определите микротемы текста, их количество и смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в тексте.
- Помни: главное не исказить основное содержание текста. сжатое изложение – это не выборочное изложение.
В критериях оценивания изложения (ИК2) сказано:
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их
на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их
для сжатия 3 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их
для сжатия 2 микротем текста.
1
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их
для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
0
Я предлагаю дидактический материал по отработке приёмов сжатия исходного текста.
Таким образом, каждый приём можно отрабатывать не только на уроках развития речи, но и на других типах уроков. Например, приём обобщения уместно рассмотреть при изучении темы “Однородные члены предложения”, а приём упрощения – при изучении тем “Синтаксис простого предложения” и “Синтаксис сложного предложения”.
Важным этапом написания сжатого изложения является моделирование. На этом этапе основным становится вопрос о том, как соединить содержание микротем в текст. На помощь приходят основные средства связи предложений в тексте.