Урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тема: Буквы О-А в корнях -гор- -гар-, -зор- -зар-.

Цель: знать условия выбора и  уметь выбирать гласную в чередующихся корнях.

Оборудование урока: Толковый словарь, мультимедийное сопровождение

ХОД УРОКА

1. Зрительный диктант

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома 
Вышел Один Гражданин Незнакомый.
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.

– Объяснить постановку запятой.
– Произведите морфемный разбор: за-клуб-и-л-ся.
– С чего начинаем разбор?
– Какая это часть речи? Докажите.
– Что мы можем определить по окончанию  у глагола? (М.р., ед.ч)
– Какая морфема указывает на прошедшее время  глагола?
– Дайте ЛЗС. (Подниматься клубами, клуб 1 – шарообразная летучая дымчатая масса, клуб 2 – общественная организация)
– Подберите однокоренные слова? (Клубиться, клуб, клубок)
– Запишите формы слова к слову клубиться (Клубилась, клубились, клубилось)
– Чем отличается однокоренные слова от формы слова?

2. Переход к новой теме

а) в два столбика выпишем слова:

обгоревший         угарный
                             гарь

– Выяснить по толковому словарю ЛЗ.

обгоревший, обгорелый – сильно поврежденный огнем;
угарный, гарь – что-то горелое.

– Поставьте ударение, выделите корень.
– Сделайте вывод о правописании о правописании  корней -гор--гар-
– Мы можем сказать: Дерево горит
– А что еще может гореть? В каких случаях мы можем употребить слово горит. Придумайте словосочетания или предложения.

1) Рана горит.
2) Щеки горят от мороза. Горят от стыда.
3) Заря горит (сверкает, блестит)
4) Гореть ненавистью к угнетателям. (сильное чувство)
5) Обувь горит на нем. (быстро изнашивается)

б) Запишем предложение:

Заря горит.

– Как запишите горит?
– Нас интересуется не только это слово, но и слово заря.
– Дайте ЛЗС (яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца)
– Подберите однокоренные слова. Поставьте ударение
заря
зарница (отдельные мгновенные вспышки на  небосклоне) 
зорька
зарево (отсвет пожара или заката на небе)

– Что общего и в чем отличие в правописании корней гор-гар, зар-зор и в чем отличие?

3. Закрепление

Записать предложений.

1)  Догорела румяная зорька вдали, и на степи вечерние сумерки легли.
2)  В зеленоватом небе ласково загорается заря.

– Произвести синтаксический и пунктуационный разбор.
– Объяснить правописание гласных в словах догорела, зорька.

4. Творческая работа

Записать  рассказ по картине В.А.Васнецова «Аленушка» и продолжить его, употребив по возможности слова с корнями -гор- –  -гар-, -зар--зор-, -кос--кас-, -лаг--лож-.

Ложится на землю вечер. Догорает заря. Аленушка сидит на гладком камне. Трава и кусты касаются девочки и ласкают ее.

Чтение получившихся рассказов. Объяснение правописание корней с чередующимися гласными.

6. Домашнее задание: параграф 51 (теория), упр. 505 (в практике).

Приложение