Цель:
- Расширить представление учащихся об этимологии русского языка, актуализировать знания обучающихся по истории периода нашествия монголо-татаров на Русь.
- Вызвать исследовательский интерес.
- Расширить кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к русскому языку и Отечественной истории.
- Активизировать интеллектуальную деятельность учащихся в ходе соревнования.
Методические приемы:
- Инсценировка;
- Познавательная игра;
- Проблемные вопросы;
- Беседа.
Оборудование:
- Компьютер;
- Слайды.
Ход урока
1. Инсценировка отрывка из книги А.О.Ишимовой “История России в рассказах для детей”.
Слово учителя: - Великий князь Суздальский Ярослав II поехал со многими боярами в Золотую Орду. С той минуты, в которую государь русский решился признать над собой власть татарского хана, кончилась независимость и Русь стала землей покоренной. Жестокое унижение ожидало бедного Ярослава в ханском шатре.
Слово учителя: - Великий князь Суздальский Ярослав II поехал со многими боярами в Золотую Орду. С той минуты, в которую государь русский решился признать над собой власть татарского хана, кончилась независимость и Русь стала землей покоренной. Жестокое унижение ожидало бедного Ярослава в ханском шатре. |
Сцена: Хан сидит на возвышении с одной из жен, на скамейках ниже сидят другие жены, родня и знатные особы; на столе золотые и серебряные чаши с кумысом. Толмач (переводчик) объясняет Ярославу II как вести себя в шатре:
- Надо пройти меж двух огней, по мнению татар, огонь отчищает от злых намерений и даже лишает яд силы;
- Перед входом в шатер обязательно поклониться на юг тени Чингисхана;
- Войти в шатер и встать на колени, много раз кланяясь в землю;
- Слуги хана часто ставили на согнутую спину покоренного ханский башмак;
После разговора с толмачом князь вынужден был выполнить все эти процедуры.
Задание: В этой сцене зашифрованы два фразеологизма, появившиеся в этот исторический период в русском языке, назовите их.
Ответ: “меж двух огней”, “находиться под башмаком”.
Слово учителя: Ярослав II думал только о спасении жизни немногих оставшихся подданных. Унижение с такой целью выше отчаянной храбрости: умереть можно в одну минуту, но государю знаменитому отказаться от славы и свободы, жить в рабстве у дикого варвара – это гораздо хуже одной смерти: это беспрестанная смерть. Если бы великий князь не решился на такую жертву, все русские были бы истреблены.
Задание на хронологию: на ленте времени отметить известные вам события из истории Отечества (XII – XIII вв.)
- 1223 г. – (р.Калка – побережье Азовского моря, битва русских дружин с войском Джэбе и Судэбе);
- 1227 г. – (умер Чингизхан(Тэмуген));
- 1237 г. – (21 декабря Батый подошел к рязанской земле и после пяти дней осады город пал);
- 1242 г. – (Ледовое побоище);
- 1251-1263 гг. – (Правление князя Александра Невского во Владимире);
- 1325-1340 гг. – (Правление Ивана Калиты в Москве);
- 1345 г. – (Основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским);
- 1380 г. – (8 сентября Куликовская битва);
- 1462-1505 гг. – (Правление Ивана III );
- 1480 г. – (Свержение монголо-татарского ига).
Задание: Близкое и долгое соседство русских с тюркскими племенами привело к большому числу заимствованных из них слов - угадайте эти слова по их лексическому значению:
- Деревянная или металлическая палка, равная 0,71
см (аршин);
- Щипковый струнный музыкальный инструмент с
треугольной декой (балалайка);
- Храбрец, воин (богатырь);
- Серебряная монета (деньги);
- Сушеные ягоды винограда (изюм);
- Железные кольца с цепями, надеваемые на руки и
ноги арестованных (кандалы);
- Русская старинная мужская долгополая одежда
(кафтан);
- Брусок из обожженной глины употребляемый для
построек (кирпич);
- Худой и злой старик в русских сказках (Кощей);
- Могильный холм (курган);
- Крупное домашнее однокопытное животное
(лошадь);
- Стеклянный цилиндрический сосуд без ручки
(стакан);
- Острозаразная эпидемическая болезнь (чума).
Задание: объясните значение следующих исторических понятий и слов:
- Золотая Орда – (монголо-татарское феодальное
государство, основанное в начале 40 х гг. XIII в.);
- Князь – (вождь племени, союза племен, глава
государства на Руси);
- Монголо-татарское иго – (порядок, установленный
монголо-татарами на Руси);
- Баскак – (сборщики дани из Орды и ведут учет
населения в завоеванных землях);
- Хан – (вождь среди монголов);
- Нукеры – (отборная гвардия у хана);
- Ярлык – (разрешение на княжение);
- Посадские люди – (торговцы и ремесленники,
которых селили князья и бояре близ крепости,
кремля);
- Подсека – (система земледелия, вырубают участок
леса и золой удобряют землю).
Задание: по описанию отгадать, о какой исторической личности идет речь.
1) Этот князь родился в Переславле Залесском. Новгородцы пригласили его за свой престол, когда князю было всего 20 лет. Он держал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепил за ним почетное прозвище (Князь Александр Невский); |
2) В начале своего правления князь имел не очень большие владения, но к концу жизни оказался правителем одного из крупнейших княжеств. Он не только захватывал соседние владения, но много земель купил. При нем в Москве церковь Успения Богородицы из белого камня была построена, Москва разрослась, вокруг Кремля новые дубовые стены появились. Он смог договориться с Ордой и сам собирал дань, которую каждый год были обязаны платить баскакам. (Князь Иван Калита);
3) Этого человека древнерусский источник называет вельможей. Служил он у черниговского князя, но, услышав о нашествии Батыя, бросился с малой дружиной воевать. Храбрость этого воина восхитили Батыя и хан отпустил остатки дружины, разрешив им похоронить тело героя. Этот человек стал героем многих устных сказаний и былин (Евпатий Коловрат);
4) При этом правителе в Москве было большое строительство – Кремль из красного кирпича заложили, в Кремле построили Успенский собор, для иноземных послов Грановитую палату поставили, самое высокое строение Москвы того времени – колокольню Иван Великий поставили (Иван III).
Слово учителя: развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для данной эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных центров культуры и страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем ее возрождение в эпоху национального подъема – во времена Куликовской битвы и образования единой России.
Устное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, все это отразило представления людей о своем прошлом, об окружающем мире. Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце, который отражает события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом.
Задание: Ребята, ответьте на вопросы, связанные с былинами:
- “В славном городе Ростове у ростовского попа
был единственный сын”;
- А как его звали? (Алеша Попович);
- Кто из великих русских богатырей 30 лет пролежал
на печи? (Илья Муромец);
- Про кого сказано “Сидит он на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет. Все его боятся.” Кто его победил? (Соловей-разбойник, которого победил Илья Муромец);
- Кто из богатырей умел превращаться в
различных животных? (Волхв Всеславьевич);
- Какой новгородский купец побывал в гостях у
морского царя? (Садко);
- Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем?
(сыном Змея Горыныча).
Заключительное слово учителя: Об исторической заслуге русского народа в деле защиты Европы от опустошительного вторжения монголо-татар великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: “России определенно было великое предназначение: ее необразимые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией”.
Список использованной литературы:
- А.О. Ишимова “История России в рассказах для детей”;
- С.М.Соловьев “История России с древнейших времен”;
- Б.А.Рыбаков “Киевская Русь и русские княжества”;
- Н.С.Кочетов “ История России с древнейших времен до 2001 года”;
- А.Н.Сахаров “ История России с древнейших времен до конца XIX в.”;
- Л.А.Субботина “Этимологический словарь”;
- А.М.Прохоров “Большой энциклопедический словарь”.