Цель урока:
- повторение,
- закрепление и систематизация изученного в разделе “Синтаксис и пунктуация”.
Задачи урока:
- повторить наиболее трудные вопросы по данной теме;
- проверить знания, умения и навыки, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения темы;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать связную речь учащихся.
Оборудование урока:
- карта маршрута по стране “Синтаксис и Пунктуация”;
- маршрутные листы у каждого учащегося, куда после выполнения каждого задания заносится оценка.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы будем путешествовать по стране “Синтаксис и Пунктуация”. У вас, ребята, в руках маршрутные листы, и мы можем отправляться в дорогу. Но помните, что на пути нам могут встретиться разные препятствия, и только тот, кто знает правила этой страны, сумеет их преодолеть.
– А вот и первое препятствие. Перед нами знак: “Внимание! Внимание! Словосочетание!”
– Ответьте на вопросы:
- Что такое словосочетание?
- Как называются части словосочетания?
- Как устанавливается смысловая и грамматическая связь в словосочетании?
Задание 1. Установите соответствие
1) едем направо 2) на вершине ели 3) крепкий мороз 4) подарить книгу 5) очень красивый |
а) глаг. (главное слово)+ сущ. б) прил. +сущ. (главное слово) в) сущ. (главное слово)+ сущ. г) глаг. (главное слово) + наречие д) наречие + прил. (главное слово) |
Взаимопроверка : “5” – все верно, “4” – 1 ошибка, “3” – 2 ошибки, “2” – более 3 ош.
– Дорога свободна! Идем по улице “Предложение”. Кто это перед нами?
Наши старые знакомые: король Подлежащее и королева Сказуемое.
Расскажите, ребята, что вы знаете о них.
Задание 2. Выпишите грамматические основы из предложений:
- Падают белые снежинки.
- Я слышу музыку дождя.
- Осенью ночи прохладны.
- Папа-шофер такси.
- Небо над головой чистое.
Взаимопроверка. (Оценочная шкала – после 1 задания)
– Дорога привела нас к горному хребту “Второстепенные члены предложения”, чтобы преодолеть его, нужно ответить на вопросы и выполнить задания.
- Вопросы косвенных падежей ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления тут же отыщутся…(дополнения)
– Как подчеркиваются дополнения?
– Какими частями речи могут быть выражены в предложении? - Чей? и Какой? – ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления обозначают…(определения)
– Какой частью речи может быть выражено определение в предложении? - На вопросы где? куда? как? откуда? и когда?
Даст ответ тебе всегда…(обстоятельство)
– Как подчеркивается обстоятельство?
– Что оно обозначает?
Задание 3. Составьте графические схемы предложений
- Налетел резкий ветер
- Медленно падают листья.
- Льются песни жаворонков.
- Самолет совершил посадку.
- Флаги трепетали на ветру.
Самопроверка (оценочная шкала – после 1 задания)
Задание 4. Запишите предложения под диктовку.
- Растворились в темноте рощи, сады, поля.
- Текла, извивалась, блестела река.
- Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.
- Луна освещала сад, дорожку, беседку.
- Падали с деревьев желтые и красные листья.
В предложениях подчеркните главные и второстепенные члены. В чем особенность данных предложений? (Есть однородные члены предложения) Какие члены предложения называются однородными?
Взаимопроверка
– Можем двигаться дальше. Посмотрите, что за мост через реку:
“Всем нам при общении поможет обращение!”
– Что такое обращение?
– Какие знаки препинания ставятся при обращении?
Задание 5. Спишите предложения, графически обозначьте обращения.
После выполнения задания – взаимопроверка.
- Не трещите, морозы, в заповедном лесу.
- Прощай, любимый город!
- Добро пожаловать, скворец!
- Тропинка, куда ты бежишь?
- Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.
– Мы добрались до последнего препятствия – ворота: “Одно предложение простое с другим жить предложением решили одним.”
– Чем сложное предложение отличается от простого?
– Как определяются границы частей в составе сложного предложения?
Задание 6. Перфокарта. Укажите номера простых предложений с однородными членами в первом столбике и номера сложных предложений – во втором столбике.(Карточки с заданием выданы каждому пятикласснику)
- У дорожки росла сирень, а в глубине сада виднелась беседка.
- Листья темнеют и теряют свои краски.
- Выплыло солнышко и рассыпало свои лучи.
- Ветер загудел, и волны побежали одна за другой.
- Утром я увидел, что выпал снег.
- Листья пожухли и громко шуршат на ветру.
- Дед положил в костер листья, чтобы они сгорели.
- Капли дождя застучали и зашлепали по крыше.
- Ветви деревьев сомкнулись, и лес потемнел.
- В зарослях кричит выпь, бормочут журавли.
Задание № 6 проверяет учитель, оценку выставляет в маршрутный лист.
– Вот мы, ребята, и закончили путешествие по стране “Синтаксис и Пунктуация”
Перед нами открыты двери в новую страну “Фонетика и Графика”.
Учащиеся сдают маршрутные листы с оценками.
Примечание: правильные ответы после выполнения заданий № 1, 2, 3, 4, 5 либо открываются на доске, либо проецируются на доску с помощью графопроектора.