Урок в 5-м классе "Правописание букв Ы и И после Ц"

Разделы: Русский язык


Тема: Правописание букв ы-и после ц.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • Обучающие:
    • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
    • научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
    • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
    • попутное повторение: о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, фонетический разбор слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор простого предложения;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Воспитывающие: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • графопроектор
  • таблица "Написание и-ы после ц"
  • карточки c заданием
  • бланк с табличкой
  • учебник 5 кл. под ред. Ладыженской

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока)

Доска:                 Одиннадцатое марта
Раб. тетр:               Классная работа

– Ребята, найдите слово, в котором 12 букв, 11 звуков  (одиннадцатое)
– Почему звуков меньше?
– Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ( [ц] )

III. Проверка домашнего задания

1. У черной решетки на жестком диване сидели жонглёр и жокей,  шофёр и шотландец.
2. Они перебирали крыжовник, жёлуди и  шоколадные конфеты, которые  перемешались в шёлковом мешке жонглёра.

 – На дом были записаны  предложения, в которых необходимо было подчеркнуть орфограммы на изученную тему: о-ё после шипящих, объяснить их написание, выполнить полный синтаксический разбор предложений.  Проверка осуществляется при помощи графопроектора,   предварительно ученики меняются своими тетрадями (взаимопроверка).

IV. Изучение нового материала

 – Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но  отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.

Доска: 

Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало. [1]

 – Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы  услышали после  «ц»?

(Доска сначала закрыта)

1 столбик                                       2 столбик 

Цирк                                               цыплёнок
Цифровой                                      сестрицын
Лекция                                           птицы

Звук [ы]

– Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб. тетради)

 – Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)

 – А какое слово лишнее? (Если  сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)?  (В корне, лишнее слово «лекция»).

 – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

 – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)

 – Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)

– Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)?  («Цыплёнок», в корне).  

 – Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь-справочник  предложение (записано на доске):   

 Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» [1]

– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)

–  Итак, «сестрицын» – в суффиксе  после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

5. Закрепление изученного

У каждого на столах карты с рядом упражнений. Учитель объясняет цель каждого упражнения и дает образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Учитель: Ваша задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель дает их определение.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием).

Голицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыган, авиация, Цирцея, куцый.

Куцый  – бесхвостый, короткий, ограниченный
Цирцея – коварная волшебница, по Гомеру. Ее имя стало синонимом коварной обольстительницы

2) Осложненное списывание

Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, затем вставляют пропущенную букву

Жрец_ Фемиды, медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц­_, три грац_и, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи,  Синиц_н, добрые традиц_и.

Жрецы Фемиды –  судьи.
Клей и ножницы – литературные произведения, построенные, скроенные из чужого материала.
Три грации –  древне-римские богини молодости, прелести, веселья, распространяющие радость и   очарование.
Отцы города – городские власти
Держать в ежовых рукавицах – держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.
Ежовые рукавицы (голицы) – рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, они предназначались для ловли ежей. Еще в XVIII веке выражение ежовые рукавицы зафиксировано в пословице: ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься.

3) Полусамостоятельная работа

Работа с эпиграфом. 1 человек вставляет пропущенные буквы за закрытой доской, остальным учитель диктует слова из эпиграфа. Дети записывают слова в тетрадь, объясняя орфограммы.

Цыпленок, в цирке, на цимбалах, на мотоцикле, цифр.

Цимбалы – это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками

4) Индивидуальные задание (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

Лекц_я, ц_ркуль,  умниц_-разумниц_, ц_тировать. Составить сданными словами предложения. 

Слово учителя.

– Ребята, буква «ц» очень коварная, у неё есть ещё один секрет.

Доска:

цепь                                  цепочка
[Э]                                     [Ы]               – звуки записываются позже

 –  На доске записано слово «цепь» оно состоит  из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы «ц»? ([Э])

 – А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка»,  где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после «ц»?  ([Ы])

 – Правильно. В 1-м слове «цепь» мы слышали [Э], во втором – «цепочка» – [Ы], хотя буква после «ц»  пишется одна «Е»? Дело в том, что в безударном положении гласная «Е» после «ц» слышится неотчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [Э], слово «цепочка» проверяем однокоренным «цепь». А в словах «цирк» или «цыган» этого сделать нельзя, т.к. звуки, которые обозначают буквы «и» и «ы» не зависят от ударения. Уяснили? Молодцы.

 5) Полусамостоятельная работа

– Записать предложение, выделить  орфограммы, объяснить  их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие – в тетрадях).

Белолицый ( оконч) цыган (искл) продавал акации ( на -«ция») у центрального (центр) рынка.

6) Самостоятельная работа

Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки  (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» – синий цвет,
буква «Ы» – зелёный цвет,
буква «Е» – красный цвет

1. ц_нк           2. ящериц_        3. акац_я 
4. ц_плёнок   5. оц_нить        6. падчериц_н
7. ц_кл           8. на ц_почках   9. ц_фра

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами  ставят оценку:

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

6. Домашнее задание

Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)

7. Подведение итогов

– Итак, какую тему мы изучали?
– В каких случаях мы пишем «и» после «ц»?
– Когда пишем «ы»?
– Назовите слова-исключения.

Материал, использованный в уроке:

1. Материал передачи «Радионяня».