Тема: Правописание букв ы-и после ц.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- Обучающие:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
- научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
- попутное повторение: о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, фонетический разбор слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор простого предложения;
- расширить лексический запас учащихся.
- Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывающие: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- графопроектор
- таблица "Написание и-ы после ц"
- карточки c заданием
- бланк с табличкой
- учебник 5 кл. под ред. Ладыженской
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока)
Доска:
Одиннадцатое марта
Раб. тетр:
Классная работа
– Ребята, найдите слово, в котором 12 букв, 11
звуков (одиннадцатое)
– Почему звуков меньше?
– Найдите в слове согласный звук, глухой
непарный, твердый непарный ( [ц] )
III. Проверка домашнего задания
1. У черной решетки на жестком диване сидели
жонглёр и жокей, шофёр и шотландец.
2. Они перебирали крыжовник, жёлуди и
шоколадные конфеты, которые перемешались в
шёлковом мешке жонглёра.
– На дом были записаны предложения, в которых необходимо было подчеркнуть орфограммы на изученную тему: о-ё после шипящих, объяснить их написание, выполнить полный синтаксический разбор предложений. Проверка осуществляется при помощи графопроектора, предварительно ученики меняются своими тетрадями (взаимопроверка).
IV. Изучение нового материала
– Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.
Доска:
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало. [1]
– Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?
(Доска сначала закрыта)
1 столбик 2 столбик
Цирк
цыплёнок
Цифровой
сестрицын
Лекция
птицы
– Звук [ы]
– Как вы думаете, какая буква пишется на месте
этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем
доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и
наша с вами задача – разобраться, в каких
случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на
доске, в раб. тетради)
– Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)
– А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).
– Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)
– Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)
– Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).
– Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь-справочник предложение (записано на доске):
Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» [1]
– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)
– Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
5. Закрепление изученного
У каждого на столах карты с рядом упражнений. Учитель объясняет цель каждого упражнения и дает образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Учитель: Ваша задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель дает их определение.
1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием).
Голицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыган, авиация, Цирцея, куцый.
Куцый – бесхвостый, короткий,
ограниченный
Цирцея – коварная волшебница, по
Гомеру. Ее имя стало синонимом коварной
обольстительницы
2) Осложненное списывание
Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, затем вставляют пропущенную букву
Жрец_ Фемиды, медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц_, три грац_и, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи, Синиц_н, добрые традиц_и.
Жрецы Фемиды – судьи.
Клей и ножницы – литературные
произведения, построенные, скроенные из чужого
материала.
Три грации – древне-римские богини
молодости, прелести, веселья, распространяющие
радость и очарование.
Отцы города – городские власти
Держать в ежовых рукавицах – держать
кого-либо в строгом повиновении, очень строго и
сурово обходиться с кем-либо.
Ежовые рукавицы (голицы) – рабочие
кожаные рукавицы без подкладки и меха, они
предназначались для ловли ежей. Еще в XVIII веке
выражение ежовые рукавицы зафиксировано в
пословице: ежовыми рукавицами да за мягкое тело
приниматься.
3) Полусамостоятельная работа
Работа с эпиграфом. 1 человек вставляет пропущенные буквы за закрытой доской, остальным учитель диктует слова из эпиграфа. Дети записывают слова в тетрадь, объясняя орфограммы.
Цыпленок, в цирке, на цимбалах, на мотоцикле, цифр.
Цимбалы – это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками
4) Индивидуальные задание (для тех, кто вперед выполнил упражнение)
Лекц_я, ц_ркуль, умниц_-разумниц_, ц_тировать. Составить сданными словами предложения.
Слово учителя.
– Ребята, буква «ц» очень коварная, у неё есть ещё один секрет.
Доска:
цепь
цепочка
[Э]
[Ы]
– звуки записываются позже
– На доске записано слово «цепь» оно состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы «ц»? ([Э])
– А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после «ц»? ([Ы])
– Правильно. В 1-м слове «цепь» мы слышали [Э], во втором – «цепочка» – [Ы], хотя буква после «ц» пишется одна «Е»? Дело в том, что в безударном положении гласная «Е» после «ц» слышится неотчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [Э], слово «цепочка» проверяем однокоренным «цепь». А в словах «цирк» или «цыган» этого сделать нельзя, т.к. звуки, которые обозначают буквы «и» и «ы» не зависят от ударения. Уяснили? Молодцы.
5) Полусамостоятельная работа
– Записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие – в тетрадях).
Белолицый ( оконч) цыган (искл) продавал акации ( на -«ция») у центрального (центр) рынка.
6) Самостоятельная работа
Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)
Буква «И» – синий цвет,
буква «Ы» – зелёный цвет,
буква «Е» – красный цвет
1. ц_нк 2.
ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить
6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на
ц_почках 9. ц_фра
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами ставят оценку:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри
теорию в учебнике.
Доска (ответ в цветах):
6. Домашнее задание
Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)
7. Подведение итогов
– Итак, какую тему мы изучали?
– В каких случаях мы пишем «и» после «ц»?
– Когда пишем «ы»?
– Назовите слова-исключения.
Материал, использованный в уроке:
1. Материал передачи «Радионяня».