Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Разделы: Русский язык


Цели:

1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.

Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Оформление тетрадей учащихся.

4. Беседа с классом.

– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)

– Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.

– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)

– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.

Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.

Последняя лавка, стоявшая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами.

В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”

– Что описывает автор? (Куклу)

– Прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!

Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”

– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)

5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.

– Какую задачу ставили перед собой писатели? (Авторы хотели, чтобы читатели не только узнали об игрушке, но и представили, увидели её.)

– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)

6. Определение типа речи.

– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)

– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)

– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).

7. Работа над лексикой.

– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?

– Каковы признаки этих деталей?

– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

– Теперь поработаем с текстом № 2.

– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.

– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.

– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?

– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.

– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.

Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.

8. Орфографическая работа.

– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование у доски, кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Затем – проверка).

1. Пла(?)ма…овая 1. М…ханическая
2. Мета…ическая 2. Увл…кательная
3. Пр…красная 3. З…бавная
4. Ч…дес(?)ная 4. С…мпатичная
5. Зан…мательная 5. Инт…ресная
6. Уд…вительная 6. Зав…дная

– Проверьте, нет ли на доске ошибок?

– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.

9. Физминутка.

10. Коллективное редактирование текста.

– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.

Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.

– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)

– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.

– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?

– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.

11. Составление плана сочинения.

– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.

План

– Обратимся вновь к тексту № 3. Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)

– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

– О чём говорится во вступлении?

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

(Дети записывают первый пункт плана)

– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)

– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)

– Запишем второй пункт плана.

2. Описание игрушки.

– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)

– Запишите:

3. Чем вам дорога игрушка?

– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)

(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)

– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.

12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.

13. Итог урока.

– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.

1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.

2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.

3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.

4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.

14. Домашнее задание.

– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке.

Приложение 1

Приложение 2