Цели:
1) определить главную идею сочинения; стиль, тип
речи, используемые при написании сочинения;
композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.
Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Оформление тетрадей учащихся.
4. Беседа с классом.
– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)
– Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.
– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)
– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.
Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.
Последняя лавка, стоявшая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами.
В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”
– Что описывает автор? (Куклу)
– Прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”
– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)
5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.
– Какую задачу ставили перед собой писатели? (Авторы хотели, чтобы читатели не только узнали об игрушке, но и представили, увидели её.)
– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)
6. Определение типа речи.
– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)
– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)
– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).
7. Работа над лексикой.
– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?
– Каковы признаки этих деталей?
– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
– Теперь поработаем с текстом № 2.
– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.
– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.
– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?
– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.
– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.
Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.
8. Орфографическая работа.
– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование у доски, кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Затем – проверка).
1. Пла(?)ма…овая | 1. М…ханическая |
2. Мета…ическая | 2. Увл…кательная |
3. Пр…красная | 3. З…бавная |
4. Ч…дес(?)ная | 4. С…мпатичная |
5. Зан…мательная | 5. Инт…ресная |
6. Уд…вительная | 6. Зав…дная |
– Проверьте, нет ли на доске ошибок?
– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.
9. Физминутка.
10. Коллективное редактирование текста.
– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.
Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.
– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)
– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.
– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?
– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.
11. Составление плана сочинения.
– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.
План
– Обратимся вновь к тексту № 3. Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)
– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
– О чём говорится во вступлении?
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
(Дети записывают первый пункт плана)
– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)
– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)
– Запишем второй пункт плана.
2. Описание игрушки.
– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)
– Запишите:
3. Чем вам дорога игрушка?
– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)
(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)
– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.
12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.
13. Итог урока.
– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.
1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.
2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.
3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.
4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.
14. Домашнее задание.
– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке.