Цели урока:
- развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных;
- предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков;
- препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);
- воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка;
- познакомиться с простыми и сложными предложениями;
- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
План урока:
- Организационный момент.
- Формулирование темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Оборудование: учебник, таблицы-схемы (конструкция простого предложения, конструкции разных типов сложного предложения), карточки с упражнениями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
На доске записаны четыре предложения и даны схемы к ним.
Листья опадают с деревьев, и в воздухе
потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
Учитель. Прочитайте предложения.
Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к
ним задание.
Надо написать предложения в соответствии со
схемами.
Учитель. Прочитайте два первых
предложения. Найдите в них общее. Выполните
разбор первого предложения, дав характеристику
по цели высказывания, интонации, наличию
второстепенных членов предложения.
Это повествовательные предложения. В каждом по
одной грамматической основе. Первое предложение
простое, повествовательное, невосклицательное,
распространенное.
Учитель. Прочитайте третье и
четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две
грамматических основы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали
бы простыми, а какие — сложными?
Предложения с одной грамматической основой
можно назвать простыми, а предложения с
несколькими грамматическими основами —
сложными.
Учитель. Сформулируйте тему
сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные
предложения».
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
3. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что
предложения, имеющие одну грамматическую основу,
называются простыми, а предложения, имеющие
несколько грамматических основ, называются
сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные
предложения. Скажите, сколько простых
предложений в каждом сложном?
В каждом сложном по два простых предложения.
Учитель. Прочитайте первые простые
предложения, входящие в состав сложных. Скажите,
имеют ли они интонацию конца предложения.
Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми
предложениями?
Первые предложения, входящие в состав
сложного, не имеют интонации конца предложения и
связаны со вторыми простыми предложениями по
смыслу.
Учитель. Обобщите наши рассуждения.
Скажите, как связаны между собой простые
предложения, входящие в состав сложных.
Простые предложения, входящие в состав
сложных, связаны между собой по смыслу и
интонационно.
Учитель. Посмотрите на первое сложное
предложение. Скажите, чем, кроме смысла и
интонации, могут соединяться между собой простые
предложения, входящие в состав сложного (учитель
обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения,
входящие в состав сложного, могут соединяться
между собой с помощью союза.
Учитель. Как называются такие сложные
предложения — союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.
Учитель. Посмотрите на второе сложное
предложение. Скажите, как в нем связаны между
собой простые предложения и как называется такое
сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго
сложного, связаны между собой только по смыслу и
интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное
предложение.
Учитель. С помощью какого знака
препинания разделяются простые предложения,
входящие в состав сложного (учитель выделяет
запятые).
Простые предложения в составе сложного
разделяются запятыми.
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а
какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые
предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются
союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения,
входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Приближался конец с.нтября
а
...ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат...нулосъ
обл...ками
а
х...л...да ещё не наступили
Сад был густой и
в…твистый пошёл
тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает
ябл…ками
но листья уже опали
Учитель. Продолжим наш разговор о
сложном предложении и об осени. Прочитайте
упражнение, сформулируйте к нему свое задание.
Надо соединить между собой подходящие по
смыслу части из левого и правого столбиков так,
чтобы получились сложные предложения. Поставить
недостающие знаки препинания. Вставить
пропущенные буквы.
Учитель. Составьте и напишите сложные
предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками
препинания.
Выделите одно сложное предложение по своему
признаку.
Можно выделить предложение Небо
затянулось облаками, пошел тихий серый дождь.
Это бессоюзное сложное предложение, а остальные
— союзные.
Учитель. С помощью каких союзов, кроме
союза и могут соединяться между собой простые
предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут
соединяться в составе сложного с помощью союзов
а, но.
Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам.
Упражнение 2 (устно)
Прочитайте стихотворение. Укажите простые предложения и сложные предложения, выполнив их разбор по образцу.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
Н. А Некрасов
Образец рассуждения: Заунывный
ветер гонит стаю туч на край небес — это
предложение простое, так как содержит только
одну грамматическую основу ветер гонит.
Распространено определением заунывный,
обстоятельством на край небес (куда?).
Конструкция данного предложения передается
схемой... (зарисовать в тетради либо отметить
номер схемы).
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный
лес — это предложение сложное, так как
включает в себя две грамматические основы: ель
стонет и лес шепчет. На письме два предложения
в составе одного сложного отделяются запятыми.
Предложение распространено определениями надломленная,
темный и обстоятельством глухо.
Конструкция передается схемой...
Учитель: Однако не всегда простые предложения объединяются в составе сложного с помощью интонации и знаков препинания. Часто функцию объединяющего звена на себя берут предлоги и союзы.
Упражнение 3
Составьте сложные предложения, используя для этого подходящие по смыслу союзы и, а, но, кто, когда, чтобы. (Комбинации предложений могут быть разными).
Образец: Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выходить на улицу. (Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился, поэтому Марина не решилась выходить на улицу.)
1. Ярко светило умытое солнце. Девочка
отправилась на прогулку. В лесу было все еще сыро.
Дети пошли быстрее.
2. Солнце не спеша закатилось за горизонт. Мы
еще были на улице. Туристы уже подходили к
стоянке.
3. Дежурные вымыли доску после урока. Завтра
класс отправится на экскурсию.
Учитель: Однако к таким упражнениям надо относиться очень внимательно, ведь часто союз и объединяет не только два простых предложения в составе одного сложного, но и однородные члены предложения. Соответственно, это влияет и на тип предложения, и на его структуру. Для того чтобы быстро и безошибочно отличать союз и, объединяющий простые конструкции предложения, и союз, необходимый для соединения однородных членов, выполните следующее упражнение.
Упражнение 4
В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких — простые предложения в составе сложного? В каких случаях необходима запятая?
1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звезды и молиться Богу, (однород. чл.). Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи... (прост, пр.) (А. А. Ахматова). 2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно... (прост, пр.) (Н. М. Языков). И вдруг махнул по всем по трем — и тройкой тешится детина, и заливался соловьем (однород. чл.) (Ф. Н. Глинка). 3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. (прост, пр.). Чужды вам страсти и чужды страдания (однород. чл.) (М. Ю. Лермонтов).
5. Подведение итогов
Учитель просит учеников дать ответ на ряд
вопросов:
— Что такое простое предложение?
— Что такое сложное предложение?
— Как отличить конструкцию простого
предложения от сложного?
— В каких случаях перед союзом и всегда
ставится запятая?
6. Домашнее задание
Задаётся задание на дом. Оцениваются знания
учеников.
В качестве домашнего задания можно предложить
составление предложений по схемам или карточку с
упражнением, в котором нужно расставить запятые,
подчеркнуть ГО и составить схемы предложений.
Карточка
Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту. Задул северный ветер и тучи помчались по небу. С утра был туман но к вечеру погода разгулялась. Приближался октябрь а холода ещё не наступали. Озимая рожь поспела скоро начнется уборка урожая. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега. Мы опасались дождя но тучи быстро рассеялись.
Литература для подготовки учителя:
- Учебник «Русский язык 5-ый класс»/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – изд. БАЛАСС, г. Москва, 2007 г.
- Методические рекомендации для учителя/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – изд. БАЛАСС, г. Москва, 2006 г.
- Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.Н. Самоловой, Ю.И. Самолова. – Новосибирск, 1997, стр. 45- 50.
- Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.В. Шкляровой – изд. Грамотей, г. Москва, 2007, стр. 13.
- Занимательный русский язык/ под редакцией Г. Александровой – изд. Тригон, г. Санкт-Петербург, 1997 г.