Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».
Задачи:
- повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей,
- расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;
- помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
- активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и
- составления предложений по теме урока;
- развивать мыслительную деятельность учащихся;
- воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
- проверить знания учащихся по теме урока.
ХОД УРОКА
1. Повторение изученного (Приложение, слайд 1)
Отг..ворила роща з..лотая
Березовым в..селым языком
И журавли п..чально прол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем. (стих.
«Отговорила роща золотая»)
…Я приш..л на эту землю
Чтоб ск..рей ее п..кинуть. (стих. «Край любимый!
Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»
Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих.
«Русь»)
С.Есенин
Задание:
Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)
Вопросы классу:
- Почему первое предложение является сложносочиненным? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И )
- Почему второе предложение является СПП? (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ)
- Докажите, что третье предложение является БСП. (Части его соединены только интонацией)
Давайте составим схемы этих предложений.
2. Обобщение материала. Составление схемы (Приложение, слайд 2)
Сложное предложение
Союзное
Бессоюзное
- ССП
- СПП
Вопросы:
- Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП – это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)
- Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, которые зависят друг от друга и соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)
- А БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)
Учитель. Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Давайте обратимся к доске. (Приложение, слайд 3)
Пример 1:
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят. (А.Толстой)
(В СПП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами)
Попутный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?
А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а
то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то – не то)
Пример 2: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)
(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)
Пример 3: Я спешу туда ж- а там уже весь город. (А.С.Пушкин)
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)
Пример 4: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом)
Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО: (Приложение, слайд 4)
Пример 5: Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)
Пример 6: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)
Пример 7: Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.
(Между двумя назывными предложениями)
Пример 8: Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.
(Между двумя вопросительными предложениями)
Пример 9: Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).
5. Отработка умений и навыков. Объяснительный диктант
- Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два зеленых огонька. (А.Первенцев)
- На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор. (Л.Толстой)
- В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.
- Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.
6. Дифференцированный подход
Слабые учащиеся работают с карточкой.
Карточка
Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.
- Она см..ялась (от) всей души и смех пр..давал сверка..щую силу ее ..сл..пительной красоте. (Н.В.Гоголь)
- Рас..тались мы но твой портрет я на груди моей храню. (М.Ю.Лермонтов)
- В это время в д..вичьей не только был известен пр..езд министра но и внешний вид его был подробно описан. (Л.Н.Толстой)
Остальные учащиеся работают с доской. (Приложение, слайд 5)
На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.
Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.
Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.
7. Конструирование предложений (Приложение, слайд 6)
Задание: из простого предложения образуйте ССП.
- Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)
- Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. (Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые.)
- Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. (То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.)
8. Выборочное списывание
Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы (учитель читает текст)
1 вариант – простые с однородными членами
2 вариант – ССП
- Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)
- Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
- Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)
- К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
- Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
- Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.
9. Проверочная работа (тест) с целью проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП»
10. Подведение итогов урока
Вопросы:
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются СС?
- Чем отличаются ССП от БСП и СПП?
- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
11. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.
Проверочная работа
1 вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
2. Укажите ССП, в которых ставится запятая
А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.
3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)
А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.
4. Укажите ССП
А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
В) Все проходит да не все забывается.
Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
В) После грозы все блестело и дышалось легко.
7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
В) Погода отличная и нет дождя.
2 вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)
2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая
А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.
3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)
А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.
4. Укажите ССП
А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.
5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)
7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.