Тема: Второй круг жизненных испытаний (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”). Правописание суффиксов имён прилагательных.
Методическая цель: методика применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы с использованием литературного материала в качестве примера правописания суффиксов имён прилагательных.
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока: усвоение знаний по литературе и закрепление изученного материала по русскому языку в комплексе и системе.
Личностно значимая проблема: любое литературное произведение необходимо изучать в тесной взаимосвязи с русским языком.
Задачи урока:
1. Анализ отдельных глав романа с целью изучения поведения главного героя в столкновении идеи и жизни; обобщить знания правописанию суффиксов имён прилагательных.
2. Развивать критическое и логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.
3. Приобщать обучающихся к национальным и общечеловеческим ценностям.
Метод: аналитическая беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, карточки-задания.
План урока:
- Организационный момент.1 мин.
- Проверка домашнего задания. 2 мин.
- Объяснение нового материала. 30 мин.
- Закрепление изученного материала.10 мин.
- Итоги урока. Домашнее задание. 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Cлайд 1
II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Cлайд 1
- Чем была любовь для Павла Петровича?
- Чем стала любовь для Евгения Базарова?
- В чём сходство и в чём различие их чувства?
- Правила написания суффиксов -ск-/-к-
- Правила написания суффиксов -ив-/-ев-/-чив-/-лив-
- Правила написания суффиксов -оват-/-еват-
- Правила написания суффиксов -оньк-/-еньк-
III. Объяснение нового материала:
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний. Слайд 1
Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, а сам герой претерпевает внутренние изменения.
Сегодня на уроке мы проанализируем отдельные главы романа с целью изучения поведения Базарова в столкновении идеи и жизни и обобщим ваши знания по написанию суффиксов имён прилагательных.
2. Анализ художественного материала (роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”).
Анализ главы 22, 24 (“Приезд в Марьино. Дуэль”) слайд 2.
Аналитическая беседа
И.С. Тургенев показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми героями. Везде выясняется объективное превосходство Базарова. С 22 главы сюжетно и композиционно начинается второй цикл странствий героя: Базаров попадает к Кирсановым, затем снова к Одинцовой, а потом в дом родителей. Но это уже не тот Базаров, каким мы видим его в начале романа – жизнь заставила его изменить свои взгляды и признать романтику.
- Как встречают приятелей в Марьино в этот раз? (Исчезает аристократическая чопорность и отчуждённость, все им очень рады)
- Каково душевное состояние Базарова? (Он замкнут, отдалён от окружающих, погружён в работу)
- Как складываются отношения между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? (Они ненавидят друг друга, но уже не спорят, взаимно вежливы)
- Какие события происходят в этот раз?
- Как объяснил свой вызов Павел Петрович? Что на самом деле стало поводом для дуэли? (Поцелуй Фенечки, любовь Павла Петровича к ней)
- Что такое “дуэль”? (Дуэль – в дворянско-буржуазном обществе: поединок)
- Как происходила дуэль? Кто вышел в ней победителем?
- Почему история с дуэлью изображена комически? (Базаров иронизирует, Павел Петрович напыщен и суетлив; нелепость и ненужность этого поединка подчеркивается описанием утра)
И.С. Тургенев говорил: “…Дуэль … введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически…”. И мы видим, что это действительно так.
Карточки-задания по русскому языку. Слайд 3
Задание 1
Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание:
Химический, родительский, счастливый, шутливая, насмешливый, аристократический, хорошенький, красивая, маленький, свеженький.
Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-:
“Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”,
“Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”,
“…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”,
“Тарантас покатил в направлении к Никольскому”,
“…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”,
“…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”,
“На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”,
“Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”,
“Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...”
3. Анализ главы 26 (“Никольское. Объяснение с Одинцовой”) слайд 4.
Аналитическая беседа
После дуэли оставаться в Марьино Евгений Базаров уже не мог. Он, навсегда простившись с Кирсановыми, уезжает.
- Куда направляется после дуэли Базаров? С какой целью? (В Никольское, увидеться ещё раз с Одинцовой)
- Как изменились отношения Базарова и Аркадия?
- Как встретила Базарова Одинцова?
- Расскажите о последнем свидании Базарова с Одинцовой
Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь - чувство напускное. Но он неискренен: у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, с этого момента их пути расходятся. Покидая Никольское, Базаров теряет и дружбу, и любовь
Карточки-задания по русскому языку. Cлайд 3
Задание 2
Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-.
Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой.
Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-).
Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький.
Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние решительные разрывы. Навек порваны связи с братьями Кирсановыми, с Аркадием, с Одинцовой. Разрывы эти довольно холодны и суровы: Базаров высказывает на прощание очень резкие, но справедливые вещи. В итоге он остаётся один.
Закрепление изученного материала: самостоятельная работа, слайд 5.
Итоги урока. Домашнее задание: слайд 6.
Роман И. Тургенева “Отцы и дети”, главы 27, 28.
Задания по русскому языкуЗадание 1. Анализ глав 22, 24
Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание:
Химиче___ий, родитель___ий, счастл___ый, шутл___ая, насмешл___ый, аристократиче___ий, хорош___ий, крас___ая, мал___ий, свеж___ий.
Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-:
“Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”,
“Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”,
“…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”,
“Тарантас покатил в направлении к Никольскому”,
“…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”,
“…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”,
“На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”,
“Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”,
“Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...”
Задание 2. Анализ главы 26
Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-.
Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой.
Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-).
Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький.
Самостоятельная работа
Вариант 1
- Кто был отец братьев Кирсановых?
- Кто это: “Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями”?
- О ком Базаров сказал: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”?
- Какая область искусства сблизила Аркадия и Катю?
- Какие книги читает Евгений Базаров?
- Кто была жена Николая Петровича и мать Аркадия?
- Кто это: “Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами, с детски-пухлявыми губками и нежными ручками”?
- Кто и кого называл так ласково: “Енюша”?
- Правила написания суффиксов -ск-/-к-, -ив-/-ев-.
- Вставьте необходимый суффикс: араб….ий, задум…..ый, молод.…ий, игр.…ый, со.…ый, еж.…ый.
Ф.И.
№ группы
Вариант 2
- Кому принадлежит фраза: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?
- Что такое нигилизм, по мнению героев романа?
- Чем Ситников соблазнил Базарова, приглашая того к Кукшиной?
- Какие искусства привлекают Николая Петровича?
- У кого был этот дом: “Великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями”?
- Отчего Николай Петрович не пошёл на военную службу?
- Кто это: “Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”?
- Кто такая Фифи?
- Правила написания суффиксов -чив-/-лив-, -оньк-/-еньк-.
- Вставьте необходимый суффикс: раб....ий, терпе….ый, груб….ый, крас….ый, горноста.…ый, плюш.…ый.
Ф.И.
№ группы
Вариант 3
- С каким учёным званием вышел из университета Аркадий Кирсанов?
- Какое кольцо однажды подарил Павел Петрович княгине Р.?
- Кто такой Матвей Ильич Колязин?
- Что послужило настоящей и выдуманной причиной дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем?
- Как так случилось, что Базаров заразился тифом?
- Какие отношения связывали Павла Петровича и княгиню Р.?
- Как называется деревня Николая Петровича? Почему именно так?
- Кому принадлежит фраза: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”?
- Правила написания суффиксов -оват-/-еват-, -оньк-/-еньк-.
- Вставьте необходимый суффикс: дикар.…ий, уступ.…ый, стар.…ий, плакс.…ый, алюминии.…ый, перц.…ый.
Ф.И.
№ группы
Вариант 4
- Что послужило поводом для второго приезда Аркадия к Одинцовым?
- Какие книги читает Арина Власьевна Базарова?
- За что Василий Иванович Базаров получил Владимирский орден?
- О чём попросил отца Базаров перед смертью?
- Кто это: “Дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на руках..”? “Базаров, сам того не подозревая, сделался жестоким тираном её души”. Чьей души?
- Каково значение слова “нигилист” на языке Базарова, Павла Петровича?
- Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия
- Правила написания суффиксов -ск-/-к-, -ив-/-ев-.
- Вставьте необходимый суффикс: друже.…ий, береж.…ый, бел.…ый, учт.…ый, каракул.…ый, ситц….ый.