Цель урока:
- обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе за 5-й и 6-й класс, подготовка к восприятию новой темы “Причастие”;
- развивающая: отработка орфографических навыков по теме; развитие монологической речи обучающихся, смекалки, логики и внимательности; развитие в детях духа коллективизма, способности работать в группах;
- воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку; чувства уважения друг к другу; развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся; развитие умения находить выход из трудных ситуаций; воспитание в детях уверенности в себе и умения быстро сосредоточиться на главном.
Подготовка к уроку: презентация (Приложение 1), раздаточный материал.
“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла.
Ход урока
Организационный момент. (3 мин.)
На перемене расставить столы и стулья для трех команд (по 8 человек) и разделить детей. Выбрать жюри (бланк для жюри - Приложение 2)
- Изучать новые предметы или новый материал всегда интересно. Но мне кажется, что узнавать новое о хорошо знакомом старом - еще прекраснее. Сегодня мы проводим игру “Счастливый случай”. Но хотя игра носит такое название, выиграет та команда, которая лучше усвоила материал о глаголе за 5-ый и 6-ой класс. Немного, конечно, зависит и от вашей удачи, а также от поведения. У команды, которая не умеет себя вести, будут забираться баллы. Ну а для начала объявим капитанов команд.
(Мы команда - …, наш капитан - …).
-А сейчас приступаем непосредственно к игре. Определим, кто же ее начнет.
-Посмотрите внимательно на предложения и ответьте на вопрос.
- Отборочный тур
- Гейм “Разминка” - “Бросайка”. (10 мин.)
Какой частью речи являются выделенные слова?
Коридор домой и иди домой.
Натопила печь и стала печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
А как называются такие слова (печь-печь, домой-домой)? Приведите свои примеры омонимов (речь - речь, течь - течь и т. п.)
Итак, право первого хода принадлежит команде…
Первый гейм – это разминка. Назовем его “Бросайка”: игрок из каждой команды по очереди бросает кубик по 1 разу и отвечает на вопрос ведущего; если отвечает правильно, то баллы засчитываются.
Капитан называет имя того, кто имеет право бросить кубик (или отдает кубик по своему желанию). Если бросивший кубик не знает ответ, то может отвечать другой игрок или игрок другой команды (дается в таком случае только 1 балл).
Вопросы:
- Что такое глагол?
- На какие две группы делятся все признаки глагола, так же как и любой другой части речи?
- К постоянным признакам относятся….
- Как определить вид глагола?
- Какие глаголы относятся к II спряжению (с безударным личным окончанием)?
- Какие глаголы относятся к I спряжению (с безударным личным окончанием)?
- Как определить: переходный глагол или нет?
- Как по-другому называется начальная форма глагола?
- Сейчас мы послушаем рассказ об инфинитиве и сделаем вывод, каких признаков нет у него и почему его назвали инфинитив-лентяй?
- К непостоянным признакам относятся…
- Приведите пример глагола в повелительном наклонении
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- Каким членом предложения обычно бывает глагол?
Инфинитив – лентяй
Сказал как-то Инфинитив:
-Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени.
-Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, - говорит Инфинитив, чтоб хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.
Учитель: Ответьте на вопрос: каких еще морфологических признаков нет у Инфинитива?
3. Гейм “Заморочки из бочки”. (10 мин.)
- Молодцы! Переходим к следующему гейму. Здесь вам снова поможет удача. У меня 3 комплекта заданий-заморочек (Приложение 3), но только один с пометкой: “Лови удачу за хвост!”, что значит 2 дополнительных балла команде.
Итак, у вас всего три задания, но времени у нас катастрофически мало – всего 5 минут. Как успеть сделать все? Правильно – разделиться на группы внутри команды и назначить ответственного за письменное выполнение.
Работаем…
Ваше время на исходе. Жюри объявит победителя по итогам первого гейма (один из участников любой глагол на доске из 3-его задания), а проигравший прокомментирует 1-ое задание.
* 1 задание комментирует проигрывающая команда
2 задание – 2-ая по удачливости
3 задание – команда, идущая впереди всех.
Во время комментирования вы можете исправить ошибки.
Сдайте, пожалуйста, работы жюри. После проверки выполненных заданий жюри подведет итоги трех конкурсов.
Задания:
- Заполнить табличку предложенными глаголами: повеселели, зеленеет, сушит, не боится, писали, будет завтракать, делает, протираю, положу, заготовят, бежит, посмотрят, взмахнули, загрустила, будет стараться, помнил. Составьте 2 сложных предложения, используя любые глаголы из предложенных выше (форму не менять)
- Вставьте пропущенные орфограммы в глаголах и объясните их.
- Морфологический разбор глагола.
Наст.вр. |
Прош.вр. |
Буд.вр. |
|
Сов. в. |
Повеселели, взмахнули, загрустила |
Положу, заготовят, посмотрят |
|
Несов. в. |
Зеленеет, сушит, не боится, делает, протираю, бежит |
Писали, помнил. |
будет завтракать, будет стараться. |
- Какая клетка осталась незаполненной? Прочитать предложения.
1. Не не надо хвали (ть, т) ся, если (не) зна..шь, как хлеб роди (ть, т) ся. 2. Ты знаеш..3 край, где все обильем дыш..т, где реки лью (ть, т) ся чище серебра?..3. Коробейники показ..вали3 заманчивые картинки. 4. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Проверить только 2 и 4).
Знаешь3, показывали3 из предыдущего задания (Проверить один из глаголов на закрытой доске).
Физкультминутка (1 мин.)
-Прежде чем я объявлю следующий гейм, остановимся на минутку. Скажите, пожалуйста, чем отличаются глаголы одеть и надеть.
-Молодцы! Потренируемся в употреблении глагола надеть…Выполняем упражнение устно, повторяя за мной, поэтому все повернитесь, расправьте плечики. Итак,
“Перчатки”
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
(Можно проводить физкультминутку сидя и стоя. Под слова “в ноябре, в декабре” дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова “будет холод на дворе” потереть руки, поежиться; под слова “и тогда мы все ребятки” опять потряхивают кистями рук; под слова “будем надевать перчатки” заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова “будем так их надевать” показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова “а потом вот так снимать” движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика).
4. Гейм “Ты – мне, я – тебе”. (3 мин.)
- Пишем словарные слова. Но на команду всего один листочек. Как быть? Каждый участник команды пишет по одному слову, проверяя написание предыдущего слова (передаем по кругу). За каждое верно написанное слово – жюри дает один балл.
Богатырь, багряный, коллекция, одиннадцать, приключение, салфетка, природа, профессия, предмет, бассейн, бирюзовый, искусный, поражение, искусство, прекратить, терраса.
5. Гейм “Гонка за лидером” (8 мин.) (будет состоять из двух этапов)
1-й тур: Конкурс кроссвордов (Приложение 4): за каждое верное слово -1 балл (3 минуты).
- А теперь пришла пора показать себя капитанам команд.
2-й тур: Каждый из них может задать другому по два вопроса. Отвечать могут только капитаны. Если на вопрос ответил правильно, то получает 2 балла тот, кто отвечал. Если же ответ не верный, то 1 балл зарабатывает капитан, который задавал вопрос, но только после того, как сам расскажет правильный ответ.
Подсчитываются баллы.
3-й тур: Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. Владимир Галактионович Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.
В течение трёх минут вы обсуждаете, сочиняя миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны озвучивают решение команды. Но сначала выберем карточку с пословицей.
А) Не спеши языком, торопись делом.
Б) Славен человек не словами, а делами.
В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.
- дополнительное задание: Кто быстрее? Найти в пословицах глаголы. Определить наклонение.
- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами повторили все признаки глагола, некоторые орфограммы в глаголах, тем самым подготовив базу для изучения следующей большой сложной темы “Причастие”, к знакомству с которой мы приступим уже завтра.
6. Подведение итогов. (3 мин.)
Пока жюри подводит итоги игры “Счастливый случай”, запишем домашнее задание.
Подготовиться к самостоятельной работе.
Параграф 9, упр.43 или составить мини-сочинение на тему: “Такой интересный урок…” (вы пишите о любом уроке, который вам понравился больше всего за время обучения в школе)
А на маленьких листочках оцените свою работу на уроке.
Обведите кружком вариант ответа:
Вопрос №1.
- На уроке у меня все получилось отлично (отметка “5”)
- Возможно, я допускал незначительные ошибки (отметка “4”)
- Я не справился со многими заданиями
Вопрос №2.
- На уроке было интересно
- Не все было интересно
- Совсем неинтересно
- А сейчас слово предоставляется жюри (3 мин.) (Подсчитать баллы и похвалить выигравшую команду. Похвалить детей за активность и дружбу между собой).
- Спасибо за активность, за командную игру, до свидания.