Фадеева Ольга Ростиславовна,
учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Цели урока:
- Образовательные:
закрепление знаний с СПП с придаточными определительными и Изъяснительными;
учить детей приемам поддержания здоровья детского организма. - Развивающие:
формирование умений:
1) определять место придаточных изъяснительных и Определительных в СПП; различать их по характерным признакам;
2) правильно расставлять знаки препинания;
3) выполнять синтаксический разбор, составлять схемы СПП с данными придаточными. - Воспитывающие:
1) прививать интерес и любовь к родному языку;
2) заинтересовать детей на воспитывающем дидактическом материале в здоровом образе жизни;
Здоровьесберегающие:
- создание на уроке атмосферы психологического комфорта;
- наличие эмоциональной разрядки на уроке;
- предупреждаю переутомление детей, умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;
- физкультминутка – профилактический самомассаж.
Средства обучения: мультимедийный проект.
Весь урок я построила на компьютере, учитывая здоровьесберегающие принципы построения современного урока. Организовала благоприятную визуальную среду на уроке, используя интерактивные методы обучения: компьютерную презентацию. Приложение
1. Организация урока.
2. Словарный диктант.
А) Здоровый образ жизни, адреналин, адаптация организма, аппендицит,
антибиотики, валериана, вирусы, инфекционные заболевания, грипп, инстинкт,
витамины, гемоглобин, иммунитет, гимнастика. (Слова детям знакомы, взяты из
учебника биологии).
Б) Взаимопроверка. (После по щелчку подаю текст на экран, дети проверяют и
оценивают работу).
3. Профилактический самомассаж.
(Подаю на экран картинку, на которой изображено личико девочки. На нем
звездочками обозначены точки. Объясняю: если на них нежно воздействовать
подушечками пальцев, делая мягкие вращательные движения 10 раз в одну сторону и
10 раз в другую сторону, то можно помочь своему организму восстанавливать или
хотя бы не терять острое зрение, чуткий слух; иметь хорошее кровообращение и
крепкий иммунитет и избавиться от насморка. Учитесь помогать сами себе!
(Дети работают сначала с выделенными жирным шрифтом словосочетаниями, которые
размещены на экране, и после делают самомассаж.)
4. Лексико-орфографическая работа.
Открываем учебник на стр. 56. упр. № 122, в котором даны новые слова. Читаем.
На экране появляются красочные файлы со словами
- Оптимист, оптимистка, оптимистический.
- Пессимист, пессимистический.
Учащиеся их записывают, а я комментирую: оптимист – сильный человек,
умеет бороться и побеждать болезни, всякого рода неприятности. Радостное
мироощущение помогает ему жить и чувствовать себя счастливым.. А счастливый
человек всегда удачливый, здоровый.
Пессимист быстро сдается, не умеет бороться, радоваться жизни, страдает,
печалится, выглядит несчастным человеком, следовательно, не совсем здоровым.
Болезни быстро берут его в плен.
Я думаю, что вы сумеете сделать правильный выбор, каким быть в жизни, тем более
что эти черты характера вырабатываются силой воли человека.
5. Работа с лингвистическим материалом.
Предложения поочередно появляются на экране, дети читают и дают их
характеристику.
А) Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и
победил его.
Б) Укрепляйте свой иммунитет, который обеспечит вашему организму
сопротивляемость, невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.
6. Конструирование предложений.
Предложения появляются на экране, дети заменяют в них причастные обороты на
придаточные определительные.
А) Девушка, безжалостно замазывающая природное очарование и свежесть толстым
слоем косметики, напоминает клоуна на манеже или куклу.
Б) Угнетающее впечатление производит молодой человек, волочащий ноги по земле,
предпочитающий мягкий диван теннисному корту, футбольному полю, увлекающему
турпоходу.
В) Наркомания – это болезнь, сжигающая физические силы человека и угнетающая
его как личность.
Г) Сведения,…, были очень важны.
Д) Книги о здоровом образе жизни,…, показались мне интересными.
В последних двух предложениях придумать и вставить придаточные определительные.
7. Схематический диктант.
На экран подаю поочередно предложения, дети их читают, дают характеристику по
плану и составляют схемы этих предложений в тетрадях и на доске.
А) Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, которая дает заряд
бодрости на весь день.
Б) Включите в ваш комплекс утренней гимнастики такие упражнения, которые
формируют правильную осанку.
В) В. И. Даль говорил, что хорошая осанка – это сочетание красоты, стройности,
величавости и приводил пословицу, что “без осанки конь – корова”.
Г) Правильная осанка свидетельствует о том, что человек обладает хорошим
здоровьем и высокой физической активностью.
Д) Все прекрасное, что есть вокруг нас, – это условия формирования здорового
образа жизни.
Е) Много написано и сказано о страшном вреде, который несут здоровью никотин,
спиртное, наркотики.
Ж) Доза наркотического вещества – это доза безумия, в которое человек попадает
добровольно.
З) Питание школьника должно быть полноценным, разнообразным, потому что
организм подростка расходует энергии в два раза больше, чем организм взрослого
человека.
8. Итоги. Последнее предложение с придаточным причины – это материал нашего следующего урока.
Уважаемые коллеги.
Вы увидели фрагмент урока – закрепления по теме “ Сложноподчиненное предложение
с придаточными определительными и изъяснительными”.
Помимо общеобразовательных целей: отработка умений
- определять место придаточных определительных и изъяснительных в СПП, различать их по характерным признакам;
- правильно расставлять знаки препинания;
- выполнять синтаксический разбор, составлять схемы СПП с данными придаточными,
Я подчинялась замыслу семинара – показать методы предупреждения школьных
стрессов.
Старалась создать на уроке атмосферу психологического комфорта, не допускала на
уроке переутомления детей, меняя виды деятельности:
Словарный диктант,
Взаимопроверка,
Работа с книгой,
Лингвистический разбор,
Схематический диктант и др.
К тому же учебный материал сочетался с практическими приемами – советами
поддержания здоровья детского организма (профилактический самомассаж).
Провожу урок в эмоционально стабильной спокойной обстановке.
Научные исследования утверждают, что визуальная (зрительная) среда оказывает
значительное влияние на психическое и физическое состояние человека. И еще
доподлинно известно, что человек усваивает 10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что проговаривает,
90% того, что делает сам.
Поэтому, организую благоприятную визуальную среду, используя интерактивные
методы обучения– компьютерную презентацию. Что приятно для глаза, то ему и
полезно! Согласитесь: это же не страница скучного, надоевшего учебника.
Урок был важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков до
автоматизма, он был интересным, проблемным, развивающим.
Сделать такой большой объем работы за 20 минут позволило применение эффективных,
инновационных методов обучения – компьютерных технологий.
Весь урок я построила на компьютере, учитывая здоровьесберегающие принципы
построения современного урока.
Дети получили максимум знаний, радости, удовольствия. А это все
здоровьесберегающие технологии.