Цели:
- Учить писать сочинение по картине;
- Активизировать лексику по данной теме;
- Закрепить знания об эпитетах, орфографии;
- Показать учащимися художественные достоинства картины;
- Расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчество Ф.П. Решетникова;
- Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка”.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели и задач урока.
II. Слово учителя о художнике.
Известный художник Федор Павлович с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом
Московского художественного института он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями – челюскинцами был спасен с дрейфующей льдины отважными летчиками. Возвратись на большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.
В годы Великой отечественной войны был на войне, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.
Любимыми героями его картин стали дети: “Прибыл на каникулы”, “За мир”, “Переэкзаменовка”, “Опять двойка”.
Мысль написать картину “Опять двойку” родилась у Ф.П. Решетникова в школе, наблюдая на уроке за учеником, который не мог решить задачу у доски.
Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку.
Двойка – не случайность, она – результат неорганизованности, неумения правильно распределять свое время, неответственного отношения к своему учебному труду. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью. Наверное, он не раз давал обещание хорошо учиться.
Да, невесело приходить домой с двойками!
III. Беседа по картине. Рассматривают репродукцию.
Репродукция – это картина, воспроизводимая средствами фотографии или полиграфии.
– Узнал героя?
– Как художнику удалось показать, что ученик – главный герой картины? (Изображен крупно на переднем плане, близко к центру; на серо-голубом фоне стены; на него падает свет из окна; все присутствующие смотрят на него).
– Давайте подробнее рассмотрим все детали картины и запишем ключевые слова и выражения, которые можно было использовать при ее описании.
– Где происходит событие, изображенное на картине (В квартире).
– Это наши дни? Какие детали помогают это определить? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, одежда, велосипед, детали интерьера комнаты).
– Какой момент изобразил художник? (Мальчик пришел из школы. Он еще не успел переодеться).
– Определите возраст школьника.
– Что можно сказать о позе мальчика, о выражении его лица? (Он опустил голову, словно застыл, потому что чувствует за собой вину).
– Что во внешнем облике говорит, что он получил двойку? (Не выучил урока, получил двойку. Растрепанная голова опущена вниз, глаза смотрят вниз. Взгляд его отведен в сторону от всех домашних, т.к. ему стыдно. Трудно смотреть в глаза матери, совестно перед отличницей сестрой, досадно, что младший братишка смеется над ним).
Запишем ключевые слова и выражения:
словно застыл
опустил голову
чувствует вину
стыдно, совестно, досадно
– А почему же он получил двойку? (Раскрасневшееся лицо; торчащие из портфеля коньки. Говорят, что, видимо, он долго катался на коньках).
Запишем:
лицо раскраснелось
коньки торчат
бывалый портфель
– О чем говорит его бывалый портфель? (Посмотришь на портфель и сразу понимаешь, почему мальчик приносит двойки. Замок сломан, и поэтому портфель перевязан веревкой. В нем лежат коньки).
Запишем:
замок сломан
перевязан веревкой
портфель
коньки
– Что же стало причиной двойки? (Мальчик заигрался; вместо выполнения домашнего задания то и дело пропадает на катке).
Запишем:
выполнение домашнего задания
пропадает на катке
– Какие тона использовал художник при написании фигуры мальчика? (Темные).
– Рассмотрим лица мамы, сестры и младшего брата. Они сочувствуют мальчику, одобряют или осуждают? (Мама – с укором, осуждением. Сестра возмущена, сердита. Младший брат смеется над ним).
– Почему? (Они – положительные герои).
– Как же художник показал огорчение матери?
Запишем:
огорчена
смотрит с укором, осуждением
стиснув до боли руки
– Что выражает взгляд и поза сестры?
Запишем:
осуждение
неодобрение
смотрит сердито
– Кто и почему встречает мальчика с радостью? (Собака. Он ласкается к мальчику, ведь он не понимает, что такое двойка).
– А почему мальчик не обращает на Дружка внимание? (Очень расстроен. Понимает свою вину).
Запишем:
расстроен
понимает свою вину
– Есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Откуда мы это видим? (Описание обстановки комнаты).
Замысел описания: все в комнате говорит о заботе матери, у мальчика есть все условия для хорошей учебы.
– Каково ваше отношение к герою? (Он понял свою вину. Раскаивается).
– Интересен ли вам герой картины? (Да).
– Чем? (Осознал содеянное).
IV. Составление плана описания картины.
План:
I. Cлово о художнике.
II. Описание картины.
III. О каком событии рассказывает картина? (Записать сюжет).
IV. Композиция картины.
- Главный герой.
- Мама, сестра, младший брат, Дружок.
- Их облик, позы.
V. Описание обстановки (О чем она говорит?).
VI. Колорит картины. Какие цвета преобладают на картине и почему?. (Цвета неяркие, скромные, т.к. автор рассказывает о будничном событии. Использует тона голубовато-серые, коричневый, болотный).
VII. Мое впечатление от картины
VIII. Устная работа по плану.
IX. Написание сочинения.
Использованная литература:
- В.А. Лебедев. Уроки русского языка в 5 классе (для гимназий и гуманитарных классов). – Владимир: “Владимирская школа”, 1996.
- О. Губеровская. В гостях у картин. – Л.: “Детская литература”, 1964.
- О. Капинос “Уроки по развитию речи” М.: “Просвещение”, 1995.