Урок по развитию речи. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Учить писать сочинение по картине;
  • Активизировать лексику по данной теме;
  • Закрепить знания об эпитетах, орфографии;
  • Показать учащимися художественные достоинства картины;
  • Расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчество Ф.П. Решетникова;
  • Подготовить учащихся к написанию сочинения.

Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка”.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Слово учителя о художнике.

Известный художник Федор Павлович с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом

Московского художественного института он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями – челюскинцами был спасен с дрейфующей льдины отважными летчиками. Возвратись на большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой отечественной войны был на войне, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

Любимыми героями его картин стали дети: “Прибыл на каникулы”, “За мир”, “Переэкзаменовка”, “Опять двойка”.

Мысль написать картину “Опять двойку” родилась у Ф.П. Решетникова в школе, наблюдая на уроке за учеником, который не мог решить задачу у доски.

Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку.

Двойка – не случайность, она – результат неорганизованности, неумения правильно распределять свое время, неответственного отношения к своему учебному труду. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью. Наверное, он не раз давал обещание хорошо учиться.

Да, невесело приходить домой с двойками!

III. Беседа по картине. Рассматривают репродукцию.

Репродукция – это картина, воспроизводимая средствами фотографии или полиграфии.

– Узнал героя?

– Как художнику удалось показать, что ученик – главный герой картины? (Изображен крупно на переднем плане, близко к центру; на серо-голубом фоне стены; на него падает свет из окна; все присутствующие смотрят на него).

– Давайте подробнее рассмотрим все детали картины и запишем ключевые слова и выражения, которые можно было использовать при ее описании.

– Где происходит событие, изображенное на картине (В квартире).

– Это наши дни? Какие детали помогают это определить? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, одежда, велосипед, детали интерьера комнаты).

– Какой момент изобразил художник? (Мальчик пришел из школы. Он еще не успел переодеться).

– Определите возраст школьника.

– Что можно сказать о позе мальчика, о выражении его лица? (Он опустил голову, словно застыл, потому что чувствует за собой вину).

– Что во внешнем облике говорит, что он получил двойку? (Не выучил урока, получил двойку. Растрепанная голова опущена вниз, глаза смотрят вниз. Взгляд его отведен в сторону от всех домашних, т.к. ему стыдно. Трудно смотреть в глаза матери, совестно перед отличницей сестрой, досадно, что младший братишка смеется над ним).

Запишем ключевые слова и выражения:

словно застыл
опустил голову
чувствует вину
стыдно, совестно, досадно

– А почему же он получил двойку? (Раскрасневшееся лицо; торчащие из портфеля коньки. Говорят, что, видимо, он долго катался на коньках).

Запишем:

лицо раскраснелось
коньки торчат
бывалый портфель

– О чем говорит его бывалый портфель? (Посмотришь на портфель и сразу понимаешь, почему мальчик приносит двойки. Замок сломан, и поэтому портфель перевязан веревкой. В нем лежат коньки).

Запишем:
замок сломан
перевязан веревкой
портфель
коньки

– Что же стало причиной двойки? (Мальчик заигрался; вместо выполнения домашнего задания то и дело пропадает на катке).

Запишем:

выполнение домашнего задания
пропадает на катке

– Какие тона использовал художник при написании фигуры мальчика? (Темные).

– Рассмотрим лица мамы, сестры и младшего брата. Они сочувствуют мальчику, одобряют или осуждают? (Мама – с укором, осуждением. Сестра возмущена, сердита. Младший брат смеется над ним).

– Почему? (Они – положительные герои).

– Как же художник показал огорчение матери?

Запишем:

огорчена
смотрит с укором, осуждением
стиснув до боли руки

– Что выражает взгляд и поза сестры?

Запишем:

осуждение
неодобрение
смотрит сердито

– Кто и почему встречает мальчика с радостью? (Собака. Он ласкается к мальчику, ведь он не понимает, что такое двойка).

– А почему мальчик не обращает на Дружка внимание? (Очень расстроен. Понимает свою вину).

Запишем:

расстроен
понимает свою вину

– Есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Откуда мы это видим? (Описание обстановки комнаты).

Замысел описания: все в комнате говорит о заботе матери, у мальчика есть все условия для хорошей учебы.

– Каково ваше отношение к герою? (Он понял свою вину. Раскаивается).

– Интересен ли вам герой картины? (Да).

– Чем? (Осознал содеянное).

IV. Составление плана описания картины.

План:

I. Cлово о художнике.

II. Описание картины.

III. О каком событии рассказывает картина? (Записать сюжет).

IV. Композиция картины.

  1. Главный герой.
  2. Мама, сестра, младший брат, Дружок.
  3. Их облик, позы.

V. Описание обстановки (О чем она говорит?).

VI. Колорит картины. Какие цвета преобладают на картине и почему?. (Цвета неяркие, скромные, т.к. автор рассказывает о будничном событии. Использует тона голубовато-серые, коричневый, болотный).

VII. Мое впечатление от картины

VIII. Устная работа по плану.

IX. Написание сочинения.

Использованная литература:

  1. В.А. Лебедев. Уроки русского языка в 5 классе (для гимназий и гуманитарных классов). – Владимир: “Владимирская школа”, 1996.
  2. О. Губеровская. В гостях у картин. – Л.: “Детская литература”, 1964.
  3. О. Капинос “Уроки по развитию речи” М.: “Просвещение”, 1995.