Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми. Джеймс Алан Гарднер
В настоящее время в качестве одной из важнейших задач образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера.
Творческая деятельность дает учащимся возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности.В свете сказанного выше хочется отметить, что при выполнении творческих заданий у учащихся:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Если рассматривать мой собственный опыт, то, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно стараюсь развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.
Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику.
На уроках литературы необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.
Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и литературы самые разнообразные методы. Например: продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
Также примером творческой, исследовательской деятельности учащихся является ежегодная подготовка и проведение школьной научно-практической конференции. В ходе подготовки проявляются творческие способности ребят, совершенствуются умения и навыки по работе с различными источниками информации, расширяется кругозор. В 2007-2008 году на школьную конференцию готовила ученицу 5-го класса Стрельникову Анну с рефератом по творчеству А.С.Пушкина. В этом учебном году Сухарева Екатерина (6 класс) выступала на школьной, а потом и районной конференции. Предмет: русский язык. Номинация: творческая работа. Результат - I место.
Рассмотрим процесс организации творческой деятельности подростка на каждом этапе. Приложение 1
1. Подготовительная работа учащихся.
Цель педагога на подготовительном этапе – создание условий для возникновения предметного творчества подростков и “отслеживание” его индивидуальных событий в процессе предметной творческой деятельности.
На этапе подготовки планом движения подростка к его творчеству является описание моментов наибольшей заинтересованности учащегося, моментов его удивления в процессе предметной деятельности (на уроках , факультативных занятиях и т.д.).
Данные описания становятся “метками” для учителя по возможному набору тем творческих работ, которые имеет смысл предложить учащимся. Подготовительный этап заканчивается предложением тем творческих работ учителем и выбором их учащимися. Тему можно выбрать из списка учителя, либо исходя из собственных интересов учащихся в предмете, оформленных в свою тему.
2. Творческая работа учащегося по выбранной теме, два этапа “рождения” текста.
Этап обмена письменными текстами с учителем-предметником
Цель педагога на данном этапе – “понять, какую проблему взялся решать учащийся.
В начале данного этапа учитель предлагает учащимся после выбора темы план-форму предъявления результата: введение – основная часть – заключение и список литературы. Для себя учитель анализирует первые тексты учащихся по четырем показателям:
- соответствие текста плану;
- возможный жанр творчества учащегося;
- наличие достаточно хорошо проработанного фрагмента содержания;
- наличие оригинального предметного материала (примеров, способов и др.)
Далее учитель организует письменную дискуссию с учащимися: уточняющие вопросы, предложения дополнить текст (сообразно замыслу автора – подростка), вопросы на понимание, примеры к гипотезам учащегося. Учитель настаивает на выдерживании плана и указании предметного материала, используемого автором-учащимся в его предметном творчестве. Работа на этапе обмена письменными текстами завершается составлением самими учащимися подробного плана текста – своеобразной картой движения при написании текста творческой работы. (Это краткое описание сложной структуры дальнейшей работы учащихся по теме, подбор примеров, изготовление рисунков, обоснование гипотез, написание текста и т.п.) Для учащегося – это этап допуска к написанию текста и показатель усвоения норм оформления результатов творческой работы (в соответствии с жанром).
Этап работы по плану в режиме консультаций с учителем
Задача педагога на данном этапе – поддержать и помочь “окультурить” пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового о предмете и о себе”.
Составление подробного плана-карты собственного текста в конце предыдущего этапа самими учащимися, становится для многих учеников источником ситуации затруднения, но не в предмете, а в способах работы. Отдельные учащиеся продолжают работать самостоятельно, а отдельные учащиеся, разрешают для себя данную ситуацию затруднения через кооперацию друг с другом и распределение видов работ между собой.
Таким образом, подробный план текста творческой работы, составленный самими учащимися, определяет маршрут их движения в предмете и в формах соорганизации с другими.
На данном этапе учитель может содержательно включаться в следующие виды работ:
- Подбор материала для исследования по данной теме.
- Формулирование задачи, которую, фактически, учащиеся решают.
- Предложение собственных приемов и способов рассуждения учащимся для составления, осмысления, обобщения.
- Помощь в оценке соответствия написанного текста проделанному и запланированному для большей полноты содержания работы.
- Выдерживание норм оформления текста – последовательности частей, норм изложения предметного результата, списка литературы.
Опишем последний этап творческой работы.
3. Защита творческой работы.
Задача педагога на данном этапе – создание условий для демонстрации подростками результатов их личного творчества с выходом на коллективное обсуждение работы, оценку работы участниками обсуждения, самооценку самого ученика.
Формы могут быть самые разнообразные: выставка творческих работ, научно-практическая конференция, творческий экзамен в конце года. Но все они должны соответствовать определенным требованиям к защите работ.
Мы выделяем следующие критерии оценивания презентации творческой работы ученика:
4. Предметная компетентность.
1. Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим учащимся собственной творческой деятельности (“история моего творчества”);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.
2. Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
3. Качество наглядного представления работы:
- использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации.
5. Коммуникативная компетентность.
1. Анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ, либо описание возможных направлений для размышлений.
2. Умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Выполнение творческих работ оказывает большое воздействие на развитие способностей учащихся, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой. Работа проходит быстро, весело и эффективно, когда есть желание. Поводом для написания творческой работы может стать знакомство с новой статьей в журнале, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете.
Еще одним этапом, на данный момент моей исследовательской работы с учащимися, является создание компьютерных презентаций по биографиям писателей. С шестиклассниками приступили к созданию копилки презентаций, выполненных учениками и к урокам. Любая информация, представленная на компьютере, воспринимается учениками с огромным интересом, что позволяет активизировать творческие способности учащихся.
Таким образом, формирование творческих способностей в урочной и неурочной деятельности по русскому языку и литературе открывает широкий простор для развития учащихся, делает их жизнь духовно богаче и многограннее .И закончить свое выступление позвольте словами.
Созидание и творчество… Строится дом. Вырастает дерево. Творческая рука художника создает Прекрасное. Рождается и вырастает человек. Человек, который построит новый дом и посадит новое, молодое, здоровое дерево. Человек, который создаст новый мир, мир добрый и прекрасный. Как сделать ученика свои союзником в этом благородном деле – деле созидания? Наверное, рецепт прост. Любовь. Творчество. Сотрудничество. Взаимоподдержка и взаимопонимание с учителем. Как просто. Но и как сложно при этом! Удачи вам всем и творческих успехов в деле созидания!