Программа учебного практикума по русскому языку (ГИА) для обучающихся 9-х классов

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

С 2009 годах в школах Ямало-Ненецкого автономного округа государственная итоговая аттестация по русскому языку за курс основной школы (9-е классы) проводится в новой форме. Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют 21 тестовое издание и создают сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

Экзамен сложный, проверяющий комплекс речевых умений и навыков по русскому языку выпускников основной школы, многие их которых имеют не только неустойчивую грамотность, низкую языковую культуру, но и испытывают затруднения в предъявлении накопленных знаний.

Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько девятиклассники будут к нему подготовлены. Объем программного материала, минимальное количество недельных часов (2 часа) не позволяют провести эффективную подготовку к экзамену на уроках русского языка. Этим обусловлено введение учебной практики “Практикум по русскому языку (ГИА)”, временной диапазон которой составляет 17 учебных часов для каждого из 9-х классов.

Цели и задачи.

  1. Обобщить и систематизировать знания по предмету.
  2. Сформировать у выпускников умение организовать свою работу на экзамене, психологически подготовить ученика к его сдаче.
  3. Вооружить обучающихся четкими инструкциями по выполнению того или иного задания.
  4. Выполнить ряд тренировочных заданий различных видов.

Репетиционный экзамен, завершающий программу практики и максимально приближенный по условиям к ГИА в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

Содержание

Введение (1 ч.)

Особенности новой модели ГИА: структура и содержание экзаменационной работы, условия проведения и оценивания экзамена.

Правила организации времени на экзамене.

Сжатое изложение текста (4 ч.)

Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.

Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.

Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.

Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).

Тестирование (4 ч.)

Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Лексический анализ слова.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложненное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Сочинение-рассуждение (7 ч.)

Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).

Альтернативность творческих заданий С2.1. и С2.2. (сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую темы).

Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.

Вывод – общий итог.

Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.

Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).

Репетиционный экзамен, максимально приближенный по содержанию и процедуре проведения к ГИА (1 ч.)

Тематический план

№ урока Тема урока Количество часов
1. Введение. Особенности новой модели ГИА. Правила организации времени на экзамене 1
2. Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи 1
3. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова 1
4. Сжатое изложение: способы компрессии текста 2
5. Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия 1
6. Средства речевой выразительности 1
7. Правописание корней, приставок, суффиксов 1
8. Способы связи слов в предложении 1
90. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении 1
10. Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях 1
11. Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) 1
12. 13. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 2
14. 15. Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему 2
16. Репетиционный экзамен 1
  Итого: 17 часов

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- обрабатывать информацию звучащего текста;

- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять функционально-смысловой тип речи;

- определять лексическое значение слова и фразеологического оборот;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;

- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

- находить грамматическую основу предложения;

- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

- последовательно излагать собственные мысли;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. 4-е издание, исправленное и дополненное. Челябинск. Взгляд. 2006.
  2. Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрежки (орфография). М.: Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, 1999.
  3. Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрежки (пунктуация). М.: Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, 1999.
  4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски. М.: Прометей, 1999.
  5. Львова С.И. ГИА 2008: Русский язык: Сборник заданий: 9-й класс. М.: Эксмо, 2008.
  6. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Рестов Н/Д: Легион, 2009.
  7. Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9-й класс. М: Эксмо, 2009.

Оценка знаний, уровня сформированности компетенций

Выбор методов обучения определяется назначением учебной практики, её целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом.

Оценка знаний, уровня сформированности компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, независимая экспертиза.