Пояснительная записка
С 2009 годах в школах Ямало-Ненецкого автономного округа государственная итоговая аттестация по русскому языку за курс основной школы (9-е классы) проводится в новой форме. Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют 21 тестовое издание и создают сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
Экзамен сложный, проверяющий комплекс речевых умений и навыков по русскому языку выпускников основной школы, многие их которых имеют не только неустойчивую грамотность, низкую языковую культуру, но и испытывают затруднения в предъявлении накопленных знаний.
Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько девятиклассники будут к нему подготовлены. Объем программного материала, минимальное количество недельных часов (2 часа) не позволяют провести эффективную подготовку к экзамену на уроках русского языка. Этим обусловлено введение учебной практики “Практикум по русскому языку (ГИА)”, временной диапазон которой составляет 17 учебных часов для каждого из 9-х классов.
Цели и задачи.
- Обобщить и систематизировать знания по предмету.
- Сформировать у выпускников умение организовать свою работу на экзамене, психологически подготовить ученика к его сдаче.
- Вооружить обучающихся четкими инструкциями по выполнению того или иного задания.
- Выполнить ряд тренировочных заданий различных видов.
Репетиционный экзамен, завершающий программу практики и максимально приближенный по условиям к ГИА в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.
Содержание
Введение (1 ч.)
Особенности новой модели ГИА: структура и содержание экзаменационной работы, условия проведения и оценивания экзамена.
Правила организации времени на экзамене.
Сжатое изложение текста (4 ч.)
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.
Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.
Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.
Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Тестирование (4 ч.)
Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Лексический анализ слова.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложненное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
Сочинение-рассуждение (7 ч.)
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).
Альтернативность творческих заданий С2.1. и С2.2. (сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую темы).
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.
Вывод – общий итог.
Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.
Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).
Репетиционный экзамен, максимально приближенный по содержанию и процедуре проведения к ГИА (1 ч.)
Тематический план
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение. Особенности новой модели ГИА. Правила организации времени на экзамене | 1 |
2. | Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи | 1 |
3. | Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова | 1 |
4. | Сжатое изложение: способы компрессии текста | 2 |
5. | Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия | 1 |
6. | Средства речевой выразительности | 1 |
7. | Правописание корней, приставок, суффиксов | 1 |
8. | Способы связи слов в предложении | 1 |
90. | Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении | 1 |
10. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 |
11. | Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) | 1 |
12. 13. | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 2 |
14. 15. | Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему | 2 |
16. | Репетиционный экзамен | 1 |
Итого: | 17 часов |
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- определять лексическое значение слова и фразеологического оборот;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- находить грамматическую основу предложения;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Учебно-методическое обеспечение
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций
Выбор методов обучения определяется назначением учебной практики, её целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом.
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, независимая экспертиза.