Русский язык
-
Урок русского языка в 6-м классе "Разноспрягаемые глаголы" 2010
Цель урока: повторить морфологические признаки глагола; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи; повторить спряжение глаголов; дать понятие о разноспрягаемых глаголах.
-
Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе "Особенности письма как эпистолярного жанра" 2010
Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем – деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо? Цель нашего урока – познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, узнать, в чем разница между деловым и неформальным письмом.
-
Урок русского языка на краеведческом материале 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы основан на краеведческом материале.
-
Правописание суффиксов чик/щик 2010
Данная разработка темы урока позволит наглядно увидеть, как можно смоделировать интересный и необычный урок, а нестандартное домашнее задание (написать детективную историю, сказку, стихотворение о суффиксах ЧИК/ЩИК, нарисовать волшебную палочку) будет способствовать развитию креативных способностей учащихся.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2010
Урок по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой в 4-м классе проводится в форме заочного путешествия по планете Земля с использованием интерактивного наглядного пособия "География материков и океанов". Все виды работ направлены на развитие умения различать имена собственные и нарицательные, формирование речевой компетенции обучающихся.
-
Дидактические материалы по теме "Сложное предложение" 2010
В статье подобраны такие задания, которые помогут выпускникам закрепить на практике теоретический материал по данной теме, а учителям – использовать данные задания для планирования индивидуальной работы с учащимися.
-
Урок развития речи на тему "Описание декоративной игрушки" (6-й класс) 2010
Урок развития речи является уроком-подготовкой к сочинению-описанию декоративной игрушки. На уроке ребята знакомятся с народными промыслами, рассматривают работы дымковских, филимоновских, хохломских мастеров. Учатся видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Вводный урок. Похвальное слово знакам препинания" 2010
На вводном уроке русского языка вспоминаем, что изучает пунктуация; знакомим учащихся с принципами и разделами русской пунктуации; формируем понятие о том, что знаки препинания – важное средство оформления письменной речи. По ходу повторения ученикам раздаются карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Роль наречий" 2010
Урок по теме "Роль наречий" позволит учащимся понять функции наречий в художественных текстах. Использованы тексты, в которых наречия помогают охарактеризовать поступки, действия, характер лирических героев. На развитие творческих способностей детей направлены задания, связанные с лингвистическим экспериментом, созданием "Признания в любви маме".
-
Фразеология вокруг нас (5-й класс) 2010
Урок развивает навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи, воспитывает любовь к родному языку, его красоте, многозначности, способствует развитию эстетического восприятия образцов художественной литературы.
-
Тема урока: "Одушевленность – неодушевленность как особое грамматическое значение имен существительных" (4-й класс) 2010
В статье представлена разработка урока по русскому языку в начальной школе в соответствии с Давыдовской технологией обучения.
-
Повторение и обобщение изученного по теме "Имя существительное" 2010
Цель урока: обобщить и систематизировать сведения по теме "Имя существительное", закрепить знания орфограмм, изученных по теме, продолжать формировать умения объяснять правописание той или иной орфограммы, формировать навыки орфографической зоркости, продолжать развивать монологическую речь учащихся.
-
Модульный урок "Разряды прилагательных по значению" 2010
Модульный урок по теме "Разряды прилагательных по значению" представляет содержание обучения в законченном самостоятельном блоке, который содержит указание на объем изучаемого содержания и контроль над уровнем его усвоения. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке, что позволяет ему видеть пробелы в знаниях и умениях.
-
Брейн-ринг "Выучи русский язык!" 2010
Внеклассное мероприятие в 5-м классе, развивающее творческие навыки и формирующее познавательный интерес. Цели: развитие когнитивных процессов; сплочение коллектива. Используем КТД, так как для воспитания чувства коллективизма надо систематически упражнять ребенка в коллективной деятельности.
-
Правописание приставок 2010
Разработка урока в игровой форме знакомит учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на -з, -с, а также вспомнить правописание традиционных приставок. Возможности информационно-коммуникационных технологий способствуют развитию орфографической зоркости и формируют исследовательские навыки учащихся.
-
Подготовка к сочинению по картине О.А. Кипренского "Портрет А.С. Пушкина" 2010
Разработка урока развития речи, представляющего многоаспектную подготовку к написанию сочинения по картине О. Кипренского "Портрет А.С. Пушкина". Структура урока соответствует традиционному порядку работы над сочинением, включающему организацию наблюдения и самонаблюдения, работу над тематическим словарем, систематизацию материала.
-
Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Брайля слепых и слабовидящих школьников 2010
В статье представлены рекомендации по преодолению трудностей в обучении рельефно-точечному шрифту Л. Брайля слепых, слабовидящих младших школьников и некоторые приёмы, способствующие прочному запоминанию образа букв, цифр и знаков этого шрифта. Cтатья адресована учителям школ слепых, студентам, родителям.
-
О формировании орфографической грамотности учащихся 2010
Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными орфографическими навыками, однако анализ результатов ЕГЭ, опыт, накопленный за последние годы, говорят о том, что одним из слабых мест подготовки выпускников по родному языку является низкая орфографическая грамотность. Статья помогает развить грамотность и орфографическую зоркость у учащихся.
-
Интеллектуальная игра "Великолепная семёрка" по теме "Мой язык — мой мир, моя душа" 2010
Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Состояние современного литературного языка волнует ученых, журналистов, учителей – всех, кому небезразлична судьба русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры. Поэтому я считаю своим долгом учить хорошей интеллигентной речи учащихся, стараюсь привить любовь к русскому языку.
-
"Обобщение знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными" 2010
Автор на уроке обобщает знания детей по теме, обучает написанию слов с непроизносимыми согласными. Развивает орфографическую зоркость учащихся, умение наблюдать и сравнивать.
-
Тема урока "Путешествие в словообразование". 6-й класс 2010
На уроке актуализируются и закрепляются знания терминов по словообразованию. Идет повторение и закрепление ЗУН по морфемному и словообразовательному разборам, повторение пунктуации, развитие творческих способностей и речевых навыков. Вырабатываются навыки групповой работы, оценки работы товарищей и самооценки.
-
Урок развития речи в 5-м классе по русскому языку на тему "Тайна цвета: цвет – наш друг или враг?" 2010
Один из уроков, проводимых по развитию речи в теме "Описание". Использована проблемная технология проведения урока. Дети учатся нестандартному мышлению, воображению.
-
Урок-повторение по русскому языку "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова" 2010
Урок-повторение в 10-м классе начинается с эпиграфа для того, чтобы подросткам ещё раз напомнить о значении русского языка, что слово – «несметное сокровище человеческой мысли и опыта». Урок построен на анализе стихотворения И.С. Никитина «Утро». В конце урока было предложено проверить лексическую осведомленность.
-
"Своя игра" на уроке русского языка 2010
В конце учебного года проводятся различные виды итоговых работ, но прежде надо повторить с учащимися изученный курс. Для обобщения изученного курса предлагается данная разработка "Своей игры" по русскому языку в 6-м классе. Учащиеся в игровой форме ещё раз вспомнят изученный материал.
-
Урок-путешествие "Город глагола" 2010
Данная разработка является итоговым уроком по теме «Глагол как часть речи» в нетрадиционной игровой форме. Урок-путешествие позволяет систематизировать и обобщить знания обучающихся о глагольных категориях, совершенствовать навыки правописания суффиксов и окончаний глагола.
-
Обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений" 2010
Представленные автором уроки русского языка помогают девятиклассникам обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных. В ходе деятельности учащиеся развивают предметные, а также общеучебные умения: находить информацию в словарях, защищать проекты, публично выступать, составлять схемы, выполнять самопроверку, работать в команде. Воспитательной целью урока является формирование нравственных качеств личности.
-
Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана…" 2010
Данная статья способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, навыков коллективной работы, развитию творческого потенциала, активизирует мыслительную деятельность, учит ребят самостоятельно преодолевать трудности, создает условия для демонстрации своих знаний и умений по теме «Лексика», формирует умение сопереживать, ответственно относиться к дружбе.
-
Сочинение – описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки 2010
Предлагаемая работа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся в 6-м классе. На уроке ребята рассматривают репродукцию картины С.В. Герасимова «Лёд прошёл»; разбирают отрывки из произведений А.Н. Майкова, Н.В. Гоголя. Цели написания работы: дать понятие пейзажной зарисовки; закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; учить писать сочинение – описание пейзажа.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста" 2010
Автором разработана система уроков с 5-го по 11-й классы, направленная на углубление знаний учащихся о языке. Каждый урок затрагивает определенный раздел спецификации, разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Данный урок (с использованием ИКТ, интерактивной доски, дистанционного оборудования) является продолжением занятий.
-
Конспект урока по русскому языку "Корень слова", 5-й класс 2010
Конспект урока по русскому языку «Корень слова» предназначен для учащихся 5-го класса ККО общеобразовательной школы, занимающихся по программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (5–9-й класс) изд. «Просвещение» 2006 г. под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Тип урока: объяснение нового материала. Форма проведения: урок-путешествие с применением ИКТ.