Коммуникативная направленность преподавания русского языка. Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению

Разделы: Русский язык


Цель: подготовка учащихся к ГИА, ЕГЭ.

Обучение приемам сжатия текста.

В науке известны три способа сжатия текста:

  1. Исключение,
  2. Обобщение,
  3. Упрощение.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Формы работы:

  1. Выделите опорные слова в предложении.
  2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
  5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
  6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
  7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
  8. Проделайте следующую работу с текстом:
    а) составьте к нему план;
    б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Открытый урок в 6 классе.

Тема: Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению

Цель урока:

  1. составить алгоритм написания сжатого изложения;
  2. продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  3. подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;
  4. нравственное воспитание учащихся (зачем нужны хорошие манеры? )

Оборудование:

  1. Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)
  2. Толковый словарь С.Ожегова.
  3. Памятка “ Приемы сжатия текста”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

Как вы понимаете этот термин? (Содержание текста воспроизводится кратко, обобщенно. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.)

Мы продолжаем наш разговор по ключевым понятиям, без которых невозможно выполнить эту работу. Вы уже, наверное, догадались о каких понятиях идет речь.

Назовите их. (Текст, микротема, основная мысль, план )

Что такое текст? (Это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.)

Назовите главные признаки текста. (Связность, единство, целостность, завершенность.)

Что такое микротема? (Это то, о чем говорится в определенном отрезке текста.)

2. Объяснение нового материала.

  1. Что вы знаете об авторе этого текста?
  2. Чтение текста академика Д.И.Лихачева.
  3. Анализ текста.

– О чем этот текст? Определите его основную мысль. (Зачем нужны хорошие манеры?)

– Как его можно озаглавить? (Зачем нужны хорошие манеры?)

– К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите свое мнение.

(К публицистическому, в нем автор привлекает внимание молодых людей к вопросам этики, рассказывает о хороших манерах, воздействует на читателя, призывает задуматься над сказанным, последовать советам.)

Каким типом речи является этот текст? Докажите (рассуждение).

Мы должны воспроизвести содержание данного текста сжато.

Перед вами памятки: Приемы сжатия текста:

  1. Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);
  2. Обобщение (переформулировать мысль своими словами);
  3. Упрощение (исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми).

Прочитайте 1-ый абзац текста.

Какую микротему можно в нем выделить? (Зачем нужны хорошие манеры.) Важен ли этот абзац для раскрытия темы?

Какой прием сжатия текста можно использовать. Подчеркните ключевые слова.

Как можно озаглавить 1-ый пункт плана?

1. Зачем нужны хорошие манеры?

Просмотрите 2-ой, 3-ий абзацы.

Можно ли их объединить? Почему? (Общая микротема.) Подчеркните ключевые слова.

Какой прием сжатия текста можно использовать. (Обобщение.)

Как можно озаглавить 2-ой пункт плана?

2. Что лежит в основе “рецептов” поведения?

Читаем 4-ый абзац Просмотрите его, выделите ключевые слова, подчеркните карандашом.

Какую микротему мы можем выделить. Какой способ сжатия текста мы сможем использовать? (Упрощение.). Как связаны предложения в этом абзаце? (Цепная связь, можно убрать лексический повтор.) Как можно озаглавить 3 пункт плана?

3. Надо уметь не мешать друг другу:

а) не надо шуметь
б) чавкать
в) громко говорить за столом
г) класть локти на стол

Просмотрите 5-ый, 6-ой абзацы. Можем ли их объединить? (Да, общая микротема.) Какой прием сжатия текста сможем использовать? (Сочетание исключения и обобщения.) Как можно озаглавить 4-ый пункт плана?

4. Важнейшее правило, которое следует запомнить.

Свое обращение к молодежи Лихачев облекает в форму письма, текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Используются средства языка, характерные для публицистической речи: риторические вопросы (они не предполагают ответа, их задача – привлечь наше внимание к обсуждаемой проблеме), лексические повторы, инверсия (быть опрятно одетым надо потому).

Прочитайте сжатый вариант текста. Какой вывод для себя можно сделать?

Выскажите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Как избежать речевых повторов?

Какие текстовые синонимы использует автор?

– Хорошие манеры.
– Рецепты поведения.
– Правила хорошего поведения.

ЭТИКЕТ, (работа со словарем).

Следующий этап работы. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

  1. Какие орфограммы могут вызвать затруднения?
  2. Пунктограммы?

(В книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.)

Итог урока. Что такое сжатое изложение? Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать?

На дом: написать сжатое изложение.

Приложение.