Цель: подготовка учащихся к ГИА, ЕГЭ.
Обучение приемам сжатия текста.
В науке известны три способа сжатия текста:
- Исключение,
- Обобщение,
- Упрощение.
I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись
II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.
Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?
Формы работы:
- Выделите опорные слова в предложении.
- Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
- Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
- Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
- Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
- Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
- Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
- Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Открытый урок в 6 классе.
Тема: Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению
Цель урока:
- составить алгоритм написания сжатого изложения;
- продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;
- нравственное воспитание учащихся (зачем нужны хорошие манеры? )
Оборудование:
- Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)
- Толковый словарь С.Ожегова.
- Памятка “ Приемы сжатия текста”.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.
Как вы понимаете этот термин? (Содержание текста воспроизводится кратко, обобщенно. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.)
Мы продолжаем наш разговор по ключевым понятиям, без которых невозможно выполнить эту работу. Вы уже, наверное, догадались о каких понятиях идет речь.
Назовите их. (Текст, микротема, основная мысль, план )
Что такое текст? (Это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.)
Назовите главные признаки текста. (Связность, единство, целостность, завершенность.)
Что такое микротема? (Это то, о чем говорится в определенном отрезке текста.)
2. Объяснение нового материала.
- Что вы знаете об авторе этого текста?
- Чтение текста академика Д.И.Лихачева.
- Анализ текста.
– О чем этот текст? Определите его основную мысль. (Зачем нужны хорошие манеры?)
– Как его можно озаглавить? (Зачем нужны хорошие манеры?)
– К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите свое мнение.
(К публицистическому, в нем автор привлекает внимание молодых людей к вопросам этики, рассказывает о хороших манерах, воздействует на читателя, призывает задуматься над сказанным, последовать советам.)
Каким типом речи является этот текст? Докажите (рассуждение).
Мы должны воспроизвести содержание данного текста сжато.
Перед вами памятки: Приемы сжатия текста:
- Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);
- Обобщение (переформулировать мысль своими словами);
- Упрощение (исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми).
Прочитайте 1-ый абзац текста.
Какую микротему можно в нем выделить? (Зачем нужны хорошие манеры.) Важен ли этот абзац для раскрытия темы?
Какой прием сжатия текста можно использовать. Подчеркните ключевые слова.
Как можно озаглавить 1-ый пункт плана?
1. Зачем нужны хорошие манеры?
Просмотрите 2-ой, 3-ий абзацы.
Можно ли их объединить? Почему? (Общая микротема.) Подчеркните ключевые слова.
Какой прием сжатия текста можно использовать. (Обобщение.)
Как можно озаглавить 2-ой пункт плана?
2. Что лежит в основе “рецептов” поведения?
Читаем 4-ый абзац Просмотрите его, выделите ключевые слова, подчеркните карандашом.
Какую микротему мы можем выделить. Какой способ сжатия текста мы сможем использовать? (Упрощение.). Как связаны предложения в этом абзаце? (Цепная связь, можно убрать лексический повтор.) Как можно озаглавить 3 пункт плана?
3. Надо уметь не мешать друг другу:
а) не надо шуметь
б) чавкать
в) громко говорить за столом
г) класть локти на стол
Просмотрите 5-ый, 6-ой абзацы. Можем ли их объединить? (Да, общая микротема.) Какой прием сжатия текста сможем использовать? (Сочетание исключения и обобщения.) Как можно озаглавить 4-ый пункт плана?
4. Важнейшее правило, которое следует запомнить.
Свое обращение к молодежи Лихачев облекает в форму письма, текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Используются средства языка, характерные для публицистической речи: риторические вопросы (они не предполагают ответа, их задача – привлечь наше внимание к обсуждаемой проблеме), лексические повторы, инверсия (быть опрятно одетым надо потому).
Прочитайте сжатый вариант текста. Какой вывод для себя можно сделать?
Выскажите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
Как избежать речевых повторов?
Какие текстовые синонимы использует автор?
– Хорошие манеры.
– Рецепты поведения.
– Правила хорошего поведения.
ЭТИКЕТ, (работа со словарем).
Следующий этап работы. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
- Какие орфограммы могут вызвать затруднения?
- Пунктограммы?
(В книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.)
Итог урока. Что такое сжатое изложение? Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать?
На дом: написать сжатое изложение.