Цели: систематизировать и повторить орфограммы в окончаниях, мягкий знак после шипящих и Ц; знать опознавательные признаки этих орфограмм; познакомить с уральскими поэтами Лерой Авербах и Валентином Сорокиным, развивать чувство прекрасного, видеть красоту в обычном.
1. Работа с текстом. (Приложение 1)
Челябинские газеты стали писать о девочк..-вундеркинд.. Лер.. Авербах, когда ей исполнилось пять лет. С четырёх лет она начала сочинять музыку и учиться играть на роял... В восемь лет Лера впервые выступила в оркестр.., а в двенадцать написала оперу. Вышло несколько сборников её поэзи.. . Поэт, пианистка и композитор Лера Авербах с успехом гастролиру..т в Канад.., Панам.., США, Франци.., Австри.., Росси..
- Что вы узнали о Лере Авербах?
- В какой части слова пропущены буквы?
- Дайте определение окончания.
- Какие виды окончаний вы знаете? (Звуковое, нулевое, без окончания).
- Какие орфограммы в окончаниях вы нашли? Объясните правописание.
2. Собирание орфограмм.
Орф. №17 Буква Е-И в падежных окончаниях имён сущ-ных.
Орф. №25 Буква Е-И в окончаниях глаголов I и II спряжения
- Какие ещё орфограммы в окончаниях вы выписали, выполняя дом. работу?
Орф. №18 Буква О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. и прилаг.
Орф.№19 Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
Орф. №42 Буква И в окончаниях количественных числительных.
3. Работа с текстом.
Послушайте стихотворение уральского поэта Валентина Сорокина. (На экране появляется стих-е, учитель несколько слов скажет о творчестве поэта)
На сосне, густой, высокой,
За ветвями чуть видна,
Целый день сидит сорока
И беседу..т одна.
То вертится, то стрекоч..т,
Вскинув лезвие хвоста.
Словно высказаться хоч..т:
Вот какая красота!
Роща справа, роща слева,
Брод..т понизу метель.
Горделивой королевой
Впереди привстала ель.
И по корочному насту,
Услыхав собачий вой,
Заяц меч..тся ушастый,
С перепугу сам не свой.
Положив башку на лапы,
Чтобы в снах приятно млеть,
Огласил берлогу храпом
Добрый увалень медведь.
Он не люб..т суетиться,
Веря в собственную власть.
Осторожная лисица
На охоту подалась.
Но сидит, сидит сорока
И беседу..т одна
На сосне, густой, высокой,
За ветвями чуть видна.
За родной покой в ответе,
Вроде стражи боевой,
Каждый куст она отмет..т,
Каждый посвист ветровой.
- Озаглавьте стих-е. Как относится автор к героине?
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.
4. Волшебный квадрат.
- Выберите из списка слова, в которых пишется в окончании или в суффиксе
- О-, и впишите их в квадрат.
Еж..вый, лиц..вой, кулач..к, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, перед товарищ..м, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, под плащ..м, чуж..й, пальц..в, со свеч..й, борц..в, за врач..м, под крыш..й.
5. Работа с текстом.
Начало весны
(Ослепительный) потоком солнце лилось с вышины. По (синий) небу плыли облака, словно кучи снега. Перед домом лопнули (большой) почки на (толстый) тополе. Из земли лезла трава. Весь луг покрылся (белый и жёлтый) звёздочками. С каждым днём прибывали птицы. В липах поселилась иволга и свистела (медовый) голосом. (Серенький) платочком сквозь (прозрачный) берёзы пролетел дятел. Весна вступала в свои владения.
- Выпишите прилагательные, согласуя с существительными, к которым они относятся, обозначьте орфограмму №19.
6. Ь после шипящих и Ц. Сбор орфограмм.
Орф. №8 Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
Орф. №20 Не употребление Ь на конце кратких прилагательных на шипящую.
Орф. №22 Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Орф. №47 Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
7. Упр.545. Выполняется по заданию учебника.
Д/з: собрать орфограммы о слитном, дефисном и раздельном написании; упр. № 359.