Урок русского языка с элементами экономики в 6-м классе "Употребление наклонений"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • научить детей использовать глаголы разных наклонений в устной и письменной речи;
  • научить применять в нужный момент экономические термины.

Задачи:

  • образовательная: выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме; отработать пробелы в знаниях учащихся по теме; закрепить полученные знания о наклонениях глагола.
  • развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, память, навыки грамотного правописания и произношения экономических понятий.
  • воспитательная: способствовать обогащению словаря учащихся экономическими терминами, воспитывать будущих предпринимателей.
  • валеологическая: проводить минуты отдыха для снятия усталости (на данном этапе валеологическая задача связана с темой урока).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Организационный момент ( 2 минуты)

-Здравствуйте, ребята.

-Используя в своей речи только глаголы, давайте проверим, как вы готовы к уроку, например: посмотрите, не учил, приготовьте и т.д. (учащиеся продолжают проверять).

2. Формулировка темы и цели урока (5 минут)

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте про себя высказывание Бенджамина Франклина

Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое.

-Как вы понимаете смысл данных слов?

-С какой наукой связано данное высказывание?

Медицина Педагогика Экономика

(учащиеся отвечают, доказывая свою точку зрения).

-Найдите в данном высказывании глаголы.

(покупает, продаёт).

-В каком наклонении употреблены данные глаголы?

( в изъявительном)

-Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(наклонение глаголов),

(употребление наклонений в речи).

-Совершенно верно. Запишем число, классная работа, тема урока в тетрадь.

-А теперь каждый из вас должен, в соответствии с темой урока, поставить перед собой цель, которую вы должны достичь по окончании урока.

(научиться употреблять глаголы разных наклонений в устной и письменной речи).

-А как вы думаете, для чего на доске было представлено высказывание Франклина? Это найдёт отражение в ходе урока?

(я думаю, что мы познакомимся с какими-то экономическими понятиями, знание которых необходимо современному человеку).

-Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми экономическими терминами.

3. Повторение изученного (6 минут) (повторение теоретических сведений.)

-Сейчас вы должны вспомнить все сведения, которые изучили по теме «Наклонения глаголов».

-Поиграем в игру «Аукцион».

Ваша задача, как можно больше дать правильных ответов на те вопросы , которые будут заданы.

  1. Глаголы имеют:
    1. два наклонения;
    2. три наклонения;
    3. восемь наклонений.
  2. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые:
    1. происходят при определённом условии;
    2. происходят на самом деле;
    3. кто-то просит выполнить действия.
  3. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по:
    1. временам;
    2. лицам;
    3. числам.
  4. Глагол в условном наклонении образуется:
    1. от основы настоящего времени;
    2. от основы инфинитива;
    3. от формы прошедшего времени.
  5. Частичка (бы) в условном наклонении с глаголом пишется :
    1. слитно;
    2. через дефис;
    3. раздельно.
  6. Формы глаголов в повелительном наклонении образуются:
    1. с помощью суффикса –и-;
    2. без суффикса;
    3. с помощью суффикса –е-.
  7. Глаголы в повелительном наклонении могут иметь окончание:
    1. нулевое;
    2. –те;
    3. –ете.
  8. Глаголы в повелительном наклонении употребляются:
    1. в будущем времени;
    2. во втором лице;
    3. в единственном числе.
  9. Глаголы в повелительном наклонении могут иметь форму :
    1. второго лица, единственного числа;
    2. второго лица, множественного числа;
    3. третьего лица, множественного числа.

-Подведём итог нашего аукциона. Кто же скупил весь товар?

4. Закрепление изученного(15 минут)

А) Выборочное письмо

Игра «Экономическое радио»

-Я буду зачитывать пословицы, а ваша задача назвать экономическое понятие , обратиться к «Экономическому радио» за разъяснением данного понятия. Затем выписать глаголы из данных пословиц в столбик.

Деньги выгодно вложил- дивиденды получил.

Имеешь товар- будут деньги.

Деньги проиграл- банкротом стал.

Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу.

(проверяются выписанные глаголы)

-В форме какого наклонения выписаны глаголы?

(в форме изъявительного)

-Образуем другие формы глагола.

Вложил-вложи-вложил бы.

Получил-получи-получил бы.

Имеешь-имей, имел бы.

Будут- будь, был бы.

Проиграл-проиграй-проиграл бы.

Стал- стань- стал бы.

Берёт- бери –брал бы.

Продаёт- продай- продал бы.

Релаксация (2 минуты)

(выполняется комплекс физических упражнений)

Б) Игра «Бюро экономических находок »

-Дома вы готовили статьи экономического содержания из различных газет. Сейчас вы должны найти в данных статьях словосочетания, где главное слово является глаголом, а зависимое слово именем существительным (экономическим понятием)

(Купи ваучер, нашёл бы евро, объявил банкротом и т.д.)

В) Творческое задание

Игра «Фирма».

-Представьте себе, что вы журналист. Ваша задача составить диалог с банкиром , используя слова для справок : биржа, кредит, рынок, долг, прибыль, товар, кривая спроса, налоги.

5. Контроль полученных и закреплённых навыков(4 минуты)

«Цифровой диктант».

-Я буду зачитывать предложения, ваша задача найти в данном предложении глаголы, определить наклонение и выбрать нужный ответ.

  1. изъявительное наклонение
  2. условное наклонение
  3. повелительное наклонение.

Скажи, за что такая милость.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Ты к нему теперь ступай.

Без тебя я бы не добрался до города.

И с невестою своей обвенчался Елисей.

Дам красавца жениха я тебе.

Попляши-ка ты под нашу балалайку.

Прошли бы юношества лета.

Код: 3,1,3,2,1,1,3,2.

6. Подведение итогов урока(3 минуты)

-Какова была цель нашего урока?

-Смогли ли мы её достичь? Заполнение карточек

«Мои успехи»

Урок оказался трудным

          

Урок оказался лёгким

 

Урок оказался полезным

 

Урок оказался бесполезным

 

Урок оказался интересным

 

Урок оказался неинтересным

 

Моя оценка за урок

 

(учащиеся оценивают урок по «5» системе, тем самым учитель выявляет «+» и «-» данного урока.

7. Домашнее задание (вариативное) (3 минуты)

  1. Напишите сочинение-размышление на тему «Если бы я был предпринимателем…», используя глаголы в разных наклонениях.
  2. Выпишите из сказа Н.С.Лескова «Левша» 7 предложений, где встречаются глаголы в разных наклонениях.

Урок окончен. До свидания.

Приложение 1