Цель:
- научить детей использовать глаголы разных наклонений в устной и письменной речи;
- научить применять в нужный момент экономические термины.
Задачи:
- образовательная: выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме; отработать пробелы в знаниях учащихся по теме; закрепить полученные знания о наклонениях глагола.
- развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, память, навыки грамотного правописания и произношения экономических понятий.
- воспитательная: способствовать обогащению словаря учащихся экономическими терминами, воспитывать будущих предпринимателей.
- валеологическая: проводить минуты отдыха для снятия усталости (на данном этапе валеологическая задача связана с темой урока).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
1. Организационный момент ( 2 минуты)
-Здравствуйте, ребята.
-Используя в своей речи только глаголы, давайте проверим, как вы готовы к уроку, например: посмотрите, не учил, приготовьте и т.д. (учащиеся продолжают проверять).
2. Формулировка темы и цели урока (5 минут)
-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте про себя высказывание Бенджамина Франклина
Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое.
-Как вы понимаете смысл данных слов?
-С какой наукой связано данное высказывание?
Медицина Педагогика Экономика
(учащиеся отвечают, доказывая свою точку зрения).
-Найдите в данном высказывании глаголы.
(покупает, продаёт).
-В каком наклонении употреблены данные глаголы?
( в изъявительном)
-Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
(наклонение глаголов),
(употребление наклонений в речи).
-Совершенно верно. Запишем число, классная работа, тема урока в тетрадь.
-А теперь каждый из вас должен, в соответствии с темой урока, поставить перед собой цель, которую вы должны достичь по окончании урока.
(научиться употреблять глаголы разных наклонений в устной и письменной речи).
-А как вы думаете, для чего на доске было представлено высказывание Франклина? Это найдёт отражение в ходе урока?
(я думаю, что мы познакомимся с какими-то экономическими понятиями, знание которых необходимо современному человеку).
-Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми экономическими терминами.
3. Повторение изученного (6 минут) (повторение теоретических сведений.)
-Сейчас вы должны вспомнить все сведения, которые изучили по теме «Наклонения глаголов».
-Поиграем в игру «Аукцион».
Ваша задача, как можно больше дать правильных ответов на те вопросы , которые будут заданы.
- Глаголы имеют:
- два наклонения;
- три наклонения;
- восемь наклонений.
- Глаголы в изъявительном наклонении
обозначают действия, которые:
- происходят при определённом условии;
- происходят на самом деле;
- кто-то просит выполнить действия.
- Глаголы в изъявительном наклонении
изменяются по:
- временам;
- лицам;
- числам.
- Глагол в условном наклонении образуется:
- от основы настоящего времени;
- от основы инфинитива;
- от формы прошедшего времени.
- Частичка (бы) в условном наклонении с
глаголом пишется :
- слитно;
- через дефис;
- раздельно.
- Формы глаголов в повелительном
наклонении образуются:
- с помощью суффикса –и-;
- без суффикса;
- с помощью суффикса –е-.
- Глаголы в повелительном наклонении
могут иметь окончание:
- нулевое;
- –те;
- –ете.
- Глаголы в повелительном наклонении
употребляются:
- в будущем времени;
- во втором лице;
- в единственном числе.
- Глаголы в повелительном наклонении
могут иметь форму :
- второго лица, единственного числа;
- второго лица, множественного числа;
- третьего лица, множественного числа.
-Подведём итог нашего аукциона. Кто же скупил весь товар?
4. Закрепление изученного(15 минут)
А) Выборочное письмо
Игра «Экономическое радио»
-Я буду зачитывать пословицы, а ваша задача назвать экономическое понятие , обратиться к «Экономическому радио» за разъяснением данного понятия. Затем выписать глаголы из данных пословиц в столбик.
Деньги выгодно вложил- дивиденды получил.
Имеешь товар- будут деньги.
Деньги проиграл- банкротом стал.
Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу.
(проверяются выписанные глаголы)
-В форме какого наклонения выписаны глаголы?
(в форме изъявительного)
-Образуем другие формы глагола.
Вложил-вложи-вложил бы.
Получил-получи-получил бы.
Имеешь-имей, имел бы.
Будут- будь, был бы.
Проиграл-проиграй-проиграл бы.
Стал- стань- стал бы.
Берёт- бери –брал бы.
Продаёт- продай- продал бы.
Релаксация (2 минуты)
(выполняется комплекс физических упражнений)
Б) Игра «Бюро экономических находок »
-Дома вы готовили статьи экономического содержания из различных газет. Сейчас вы должны найти в данных статьях словосочетания, где главное слово является глаголом, а зависимое слово именем существительным (экономическим понятием)
(Купи ваучер, нашёл бы евро, объявил банкротом и т.д.)
В) Творческое задание
Игра «Фирма».
-Представьте себе, что вы журналист. Ваша задача составить диалог с банкиром , используя слова для справок : биржа, кредит, рынок, долг, прибыль, товар, кривая спроса, налоги.
5. Контроль полученных и закреплённых навыков(4 минуты)
«Цифровой диктант».
-Я буду зачитывать предложения, ваша задача найти в данном предложении глаголы, определить наклонение и выбрать нужный ответ.
- изъявительное наклонение
- условное наклонение
- повелительное наклонение.
Скажи, за что такая милость.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Ты к нему теперь ступай.
Без тебя я бы не добрался до города.
И с невестою своей обвенчался Елисей.
Дам красавца жениха я тебе.
Попляши-ка ты под нашу балалайку.
Прошли бы юношества лета.
Код: 3,1,3,2,1,1,3,2.
6. Подведение итогов урока(3 минуты)
-Какова была цель нашего урока?
-Смогли ли мы её достичь? Заполнение карточек
«Мои успехи»
Урок оказался трудным |
|
Урок оказался лёгким |
|
Урок оказался полезным |
|
Урок оказался бесполезным |
|
Урок оказался интересным |
|
Урок оказался неинтересным |
|
Моя оценка за урок |
|
(учащиеся оценивают урок по «5» системе, тем самым учитель выявляет «+» и «-» данного урока.
7. Домашнее задание (вариативное) (3 минуты)
- Напишите сочинение-размышление на тему «Если бы я был предпринимателем…», используя глаголы в разных наклонениях.
- Выпишите из сказа Н.С.Лескова «Левша» 7 предложений, где встречаются глаголы в разных наклонениях.
Урок окончен. До свидания.