Урок русского языка во 2-м классе на тему "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о частях речи, развивать умение распознавать части речи в контексте; формировать у ребят навыки грамотного письма.
  • Способствовать развитию речевой деятельности второклассников, мышления, воображения, памяти.
  • Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

II. Минутка чистописания.

На доске слова: воробей, ворота, сорока, корова.

- Что общего у данных слов? Какое слово лишнее? Почему?

- На минутке чистописания будем отрабатывать соединения с буквой о.

III. Сообщение темы урока.

- Расшифруйте тему урока, вставьте пропущенные буквы. Ключ - алфавит.

Ц : : Б Р : Т : У З :
П : С Д : Ё : Ш : Й  

- Прочитаем тему урока (читаем только вставленные буквы):

Ц Ч А Б Р С Т Т У З И
П Р С Д Е Ё Ч Ш И Й  

- Постараемся закрепить и систематизировать наши знания о частях речи.

IV. Закрепление и обобщение знаний об имени существительном.

1. Актуализация знаний.

- Какие самостоятельные части речи вам известны?

- Какая часть речи может сказать о себе:

"Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам"

- Действительно, по наблюдениям ученых существительное появилось в речи человека в числе самых первых слов. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования прочно закрепились в языке.

- Расскажите, что вы знаете о существительном?

2. Упражнения в определении рода и числа имен существительных.

- Найдите лишнее слово в каждой строчке. Запишите слова в тетрадь (первый вариант - 1-ую строчку, второй вариант - 2-ую), поставьте ударение.

Линейка, ручка, карандаш (муж. род), тетрадь.

Олень, прорубь (ж. род), рояль, щавель, столяр.

Искра (ж. род), яблоко, стекло, молоко.

- Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

- Объясните написание слова тетрадь, от какого греческого слова оно произошло?

- Как определить род существительного?

Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя!".
Я запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой!"
Средний род: "Оно - моё!"
Это правило - твоё!

- Может ли существительное изменить свой род?

Вывод: Каждое существительное имеет род, но по родам не изменяется.

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (тетрадь - 7 б, 6 зв; олень - 5 б, 4 зв; щавель - 6 б, 5зв.)

- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (яблоко - 6 букв, 7 зв.)

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как называются такие существительные? (олень, столяр - рабочий, который занимается обработкой дерева, изготавливает изделия из дерева.)

- На какой вопрос отвечают остальные существительные? Как можно назвать такие существительные?

Вывод: Итак, существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными.

Существительные, обозначающие неживые предметы, предметы растительного мира, явления природы, состояние человека и т.д., называются неодушевленными.

- В каком числе стоят данные существительные? Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном?

- Посмотрите на слова третьей строчки. Измените число существительных (Дети записывают: яблоко - яблоки, стекло - стекла). Что заметили?

Вывод: При изменении существительного по числам изменяется и его окончание.

- А как изменить слово молоко?

Вывод: В русском языке есть такие существительные, которые употребляются только в форме одного числа. Имеют либо единственное число (молоко, щавель, красота), либо имеют только множественную форму числа (чернила, шахматы, каникулы).

3. Упражнение в написании имен собственных.

- Прочитайте стихотворение Измайлова. Найдите одинаковые по звучанию слова.

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!

- Как называются такие слова? Объясните разницу в их написании. Какие еще существительные нужно писать с заглавной буквы?

Запись под диктовку предложений: Тетя Поля вернулась с поля.

Улетел орел за город Орел.

- Почему одни и те же слова написаны по-разному? (Взаимопроверка)

Вывод: Собственное, значит моё. У каждого человека есть собственное имя, только свое, принадлежащее ему. У города, реки - это название. Остальные слова - нарицательные, они представляют собой множество одинаковых предметов.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление и обобщение знаний о глаголе и имени прилагательном.

1. Упражнение в распознавании частей речи.

- Определите часть речи в выделенных словах (устно). Как отличить части речи друг от друга?

На то и печь, чтобы в ней пироги печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

- Что такое глагол? Для чего нужны глаголы?

Что без меня предметы, лишь названья,
А я приду, все в действие придет,
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

2. Выпишите только глаголы.

Красивый, красота, красоваться, красавица, красотища.

Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.

- Какие слова вы записали? Докажите, что это глаголы.

3. Комментированное письмо.

- Запишите слова в порядке усиления значения.

Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

(Проверка: ползти, шагать, бежать, ехать, нестись, мчаться)

4. Работа над фразеологизмами.

- Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что означают эти выражения. Замените фразеологизм глаголом-синонимом (устно).

Лететь сломя голову - :. (бежать)

Витать в облаках - :. (мечтать)

Возносить до небес - :. (хвалить)

Путаться под ногами - :. (мешать)

- Что вы можете сказать о глаголах: бежать, мечтать, хвалить, мешать? Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? Какое окончание имеет неопределенная форма глагола?

- Измените данные глаголы по числам.

В тетрадях: бежит - бегут, мечтает - мечтают и т.д.

- На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч.? А во множественном числе?

5. Обобщение знаний об имени прилагательном.

- Подумайте, какая часть речи могла бы произнести такие слова:

"Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь"?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- К данным прилагательным запишите подходящие по смыслу существительные. Определите род и число прилагательных.

Белоствольная, кудрявая, стройная : (березка)

Прозрачный, журчащий : (ручей)

Раннее, весеннее : (утро)

Веселые, озорные, трудолюбивые: (ребята)

- Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечает мужской род прилагательных? Женский род? Средний? От какой части речи зависит род и число имен прилагательных? Всегда ли можно определить род прилагательного? Почему? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам и числам. Прилагательные согласуются с существительными в роде и числе.

VII. Итог урока.

- Какие самостоятельные части речи вы знаете?

- Приведите примеры имен существительных (прилагательных, глаголов). На какие вопросы они отвечают?

VIII. Домашнее задание.

Список использованной литературы:

  1. Волина В. В. Весёлая грамматика: серия книг. - М.: Дрофа, 2001- 2003.
  2. Рик Т. Здравствуй, имя существительное! Доброе утро, имя прилагательное! - М.: Самовар, 1994.
  3. Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2008.