Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о частях речи, развивать умение распознавать части речи в контексте; формировать у ребят навыки грамотного письма.
- Способствовать развитию речевой деятельности второклассников, мышления, воображения, памяти.
- Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
II. Минутка чистописания.
На доске слова: воробей, ворота, сорока, корова.
- Что общего у данных слов? Какое слово лишнее? Почему?
- На минутке чистописания будем отрабатывать соединения с буквой о.
III. Сообщение темы урока.
- Расшифруйте тему урока, вставьте пропущенные буквы. Ключ - алфавит.
Ц : | : Б | Р : Т | : У | З : |
П : С | Д : Ё | : Ш | : Й |
- Прочитаем тему урока (читаем только вставленные буквы):
Ц Ч | А Б | Р С Т | Т У | З И |
П Р С | Д Е Ё | Ч Ш | И Й |
- Постараемся закрепить и систематизировать наши знания о частях речи.
IV. Закрепление и обобщение знаний об имени существительном.
1.
Актуализация знаний.- Какие самостоятельные части речи вам известны?
- Какая часть речи может сказать о себе:
"Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам"
- Действительно, по наблюдениям ученых существительное появилось в речи человека в числе самых первых слов. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования прочно закрепились в языке.
- Расскажите, что вы знаете о существительном?
2. Упражнения в определении рода и числа имен существительных.
- Найдите лишнее слово в каждой строчке. Запишите слова в тетрадь (первый вариант - 1-ую строчку, второй вариант - 2-ую), поставьте ударение.
Линейка, ручка, карандаш (муж. род),
тетрадь.
Олень, прорубь (ж. род), рояль, щавель,
столяр.
Искра (ж. род), яблоко, стекло, молоко.
- Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
- Объясните написание слова тетрадь, от какого греческого слова оно произошло?
- Как определить род существительного?
Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя!".
Я запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой!"
Средний род: "Оно - моё!"
Это правило - твоё!
- Может ли существительное изменить свой род?
Вывод: Каждое существительное имеет род, но по родам не изменяется.
- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (тетрадь - 7 б, 6 зв; олень - 5 б, 4 зв; щавель - 6 б, 5зв.)
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (яблоко - 6 букв, 7 зв.)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как называются такие существительные? (олень, столяр - рабочий, который занимается обработкой дерева, изготавливает изделия из дерева.)
- На какой вопрос отвечают остальные существительные? Как можно назвать такие существительные?
Вывод: Итак, существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными.
Существительные, обозначающие неживые предметы, предметы растительного мира, явления природы, состояние человека и т.д., называются неодушевленными.
- В каком числе стоят данные существительные? Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном?
- Посмотрите на слова третьей строчки. Измените число существительных (Дети записывают: яблоко - яблоки, стекло - стекла). Что заметили?
Вывод: При изменении существительного по числам изменяется и его окончание.
- А как изменить слово молоко?
Вывод: В русском языке есть такие существительные, которые употребляются только в форме одного числа. Имеют либо единственное число (молоко, щавель, красота), либо имеют только множественную форму числа (чернила, шахматы, каникулы).
3. Упражнение в написании имен собственных.
- Прочитайте стихотворение Измайлова. Найдите одинаковые по звучанию слова.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
- Как называются такие слова? Объясните разницу в их написании. Какие еще существительные нужно писать с заглавной буквы?
Запись под диктовку предложений: Тетя Поля вернулась с поля.
Улетел орел за город Орел.
- Почему одни и те же слова написаны по-разному? (Взаимопроверка)
Вывод: Собственное, значит моё. У каждого человека есть собственное имя, только свое, принадлежащее ему. У города, реки - это название. Остальные слова - нарицательные, они представляют собой множество одинаковых предметов.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление и обобщение знаний о глаголе и имени прилагательном.
1. Упражнение в распознавании частей речи.
- Определите часть речи в выделенных словах (устно). Как отличить части речи друг от друга?
На то и печь, чтобы в ней пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Что такое глагол? Для чего нужны глаголы?
Что без меня предметы, лишь названья,
А я приду, все в действие придет,
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
2.
Выпишите только глаголы.Красивый, красота, красоваться, красавица, красотища.
Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.
- Какие слова вы записали? Докажите, что это глаголы.
3. Комментированное письмо.
- Запишите слова в порядке усиления значения.
Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.
(Проверка: ползти, шагать, бежать, ехать, нестись, мчаться)
4.
Работа над фразеологизмами.- Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что означают эти выражения. Замените фразеологизм глаголом-синонимом (устно).
Лететь сломя голову - :. (бежать)
Витать в облаках - :. (мечтать)
Возносить до небес - :. (хвалить)
Путаться под ногами - :. (мешать)
- Что вы можете сказать о глаголах: бежать, мечтать, хвалить, мешать? Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? Какое окончание имеет неопределенная форма глагола?
- Измените данные глаголы по числам.
В тетрадях: бежит - бегут, мечтает - мечтают и т.д.
- На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч.? А во множественном числе?
5. Обобщение знаний об имени прилагательном.
- Подумайте, какая часть речи могла бы произнести такие слова:
"Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь"?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- К данным прилагательным запишите подходящие по смыслу существительные. Определите род и число прилагательных.
Белоствольная, кудрявая, стройная : (березка)
Прозрачный, журчащий : (ручей)
Раннее, весеннее : (утро)
Веселые, озорные, трудолюбивые: (ребята)
- Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечает мужской род прилагательных? Женский род? Средний? От какой части речи зависит род и число имен прилагательных? Всегда ли можно определить род прилагательного? Почему? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам и числам. Прилагательные согласуются с существительными в роде и числе.
V
II. Итог урока.- Какие самостоятельные части речи вы знаете?
- Приведите примеры имен существительных (прилагательных, глаголов). На какие вопросы они отвечают?
VI
II. Домашнее задание.Список использованной литературы:
- Волина В. В. Весёлая грамматика: серия книг. - М.: Дрофа, 2001- 2003.
- Рик Т. Здравствуй, имя существительное! Доброе утро, имя прилагательное! - М.: Самовар, 1994.
- Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2008.