Цели урока:
- формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся;
- развитие и актуализация навыков выделения рядов однородных членов предложения, обобщающих слов при них в разных текстах;
- формирование понимания значимости использования рядов однородных членов предложения и обобщающих слов в текстах разных стилей;
- формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;
- развитие аналитических навыков работы с текстом.
Задачи урока:
- обобщить знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания;
- формировать и развивать способность использовать ряды однородных членов предложения и обобщающих слов при них;
- учить использовать в процессе создания собственных высказываний рядов однородных членов предложения;
- рассмотреть на практике возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Оборудование:
- презентация “Однородные члены предложения”;
- таблица “Знаки препинания в предложениях с однородными членами”;
- карточки с индивидуальными заданиями учащимся;
- оформленная доска;
Этапы урока. | Деятельность учителя и учеников. | |
1) Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке. | Слайд 1. | Слово учителя. На сегодняшнем уроке мы… 1) Вспомним, что такое однородные члены предложения (ОЧП). 2) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с ОЧП. 3) Узнаем, с какой целью используют в предложениях обобщающие слова при ОЧП. 4) Будем учиться грамотно использовать в своей речи предложения с ОЧП. Работаем на уроке с оценочными листами, отмечая свое участие в ходе урока. |
2) Игра “Собери слово”. | Слайд 2. | Слово учителя. В словах выделите только указанную морфему и составьте новое слово: Безрадостный – приставку, – Какое получилось слово? (Безошибочный.) – Подберите синонимы к слову “безошибочный”. (Грамотный, правильный). Слово учителя. – вот именно такой должна быть наша устная и письменная речь. и над этим мы ежеурочно работаем. |
3) Индивидуальная работа с учащимися. | Раздаются карточки с индивидуальными заданиями. (См. приложение.) |
|
4) Повторение изученного на предыдущих уроках. | Слайд 3. | Слово учителя. – Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор. – Какую вспомнили орфограмму? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова). прекраСНый |
5) Орфоэпическая разминка. | Слайд 4. | Слово учителя. – Быть грамотным – это значит и правильно произносить слова, в том числе ставить ударение. – Прочитайте слова с правильным ударением. баловАть |
6) Отработка умений выделения из предложения словосочетаний, определения главного и зависимого слова. | Слайд 5.
Слайд 6. |
Слово учителя. – Из предложения выпишите 2 словосочетания, обозначая главное и зависимое слова. !Внимание – главное слово в с/с будет одинаковым. Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья березы и осины. – Проверьте себя. –Сделайте вывод. (От одного и того же главного слова могут одновременно зависеть несколько зависимых.) |
7) Работа по нахождению ОЧП, правильной расстановки знаков препинания. | Слайд 7. | Слово учителя. – В предложении расставьте знаки препинания. Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы. – С какой интонацией надо читать это предложение? (Перечислительной, с паузами.) – Почему? (Это предложение с ОЧП.) |
8) Актуализация темы урока. | Слайд 8. | Слово учителя. – Итак, уточняем тему нашего сегодняшнего урока. Это “Однородные члены предложения. Постановка знаков препинания в предложениях с ОЧП”. |
9) Систематизация ранее полученных знаний. | Слайд 9.
Слайд 10. |
Слово учителя. – Вспомним, что надо знать и что надо уметь для того, чтобы грамотно и безошибочно использовать в устной и письменной речи ОЧП. (Надо знать: – Я уверена, что мы всем этим овладеем и успешно будем применять на практике. Слово учителя. – Вспомним признаки ОЧП. 1).Относятся к одному и тому же слову, |
10) Отработка умений нахождения в предложении ОЧП, расстановки знаков препинания. | Слайд 11.
Слайд 12. |
Слово учителя. – Найдите в предложении ОЧП, расставьте знаки препинания. Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами завалила улицы и дома сахарными холмами снега. – Проверь себя. – В чем особенность этого предложения? (Осложнено рядами ОЧП.) – Посмотрите на доску, где изображена схема этого предложения. Схема – Обратите внимание на словосочетание подкралась зима. В прямом или переносном значении употреблен глагол? (В переносном.) – Как называется такое изобразитель – выразительное средство? (Олицетворение.) – А в словосочетании сахарные холмы снега прилагательное “сахарные” употреблено в прямом или переносном значении? (В переносном.) – Как называется такое изобразитель – выразительное средство? (Метафора.) – С какой целью используютя различные изобразительно – выразительные средства? |
11) Актуализация знаний об использовании союзов в предложениях с ОЧП. | Слайд 13. | Слово учителя. – Как могут быть связаны между собой ОЧП? (Интонационно – в устной речи, при помощи союзов – в письменной.) – Какие союзы могут использоваться в предложениях с ОЧП? (Союзы, которые используются для связи ОЧП – И, ДА (=И), ИЛИ – А, НО, ДА (=НО) Примеры предожений. Хлеб да каша – пища наша. (ДА=И) Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин) (ДА=НО) |
12) Практическое закрепление полученных знаний. |
Слайд 14. |
Слово учителя. – Многое узнали, пришло время практически применить узнанное. – Нас ждет новая игра “Кто укажет больше действий?” – К данным именам существительным надо подобрать слова какой части речи? (Глагол.) – Почему? (Так как глаголы обозначают действия предметов.) – Помните, что последний ОЧП присоединяется союзом. (Пароход идет, гудит и стремится к пристани.) – В чем особенность этих предложений? (Они с ОЧП.) |
13) Изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания. |
Слайд 15. |
Слово учителя. – Я назову ряд предметов, а вы обозначьте их одним словом. Ромашка, гладиолус, роза….– цветы. Юбка, блуза, брюки…..– одежда. – Как называются такие слова? (Обобщающие слова.) – Вспомним, что это такие слова, которые являются общими по значению для стоящих при них ОЧП. Пример. Мы собирали в лесу грибы: подосиновики, подберезовики, грузди. – Назовите однородные члены предложения. (Подосиновики, подберезовики, грузди.) – Назовите обобщающее слово. (Грибы.) |
14) Работа с таблицей “Обобщающие слова в предложениях с ОЧП”, | Слово учителя. – Наблюдаем за тем, какое место могут занимать обобщающие слова в предложении относительно ОЧП и за правилами постановки знаков препинания в таких предложениях. Рассматриваем и анализируем возможные схемы предложений с ОЧП. |
|
15) Практическое закрепление материала урока. | Слайд 16. | Слово учителя. – Составьте предложение с обобщающим словом и расставьте необходимые знаки препинания. Я аккуратно сложил в портфель учебные принадлежности:….(линейку, пенал, подставку для книг и тетради). |
16) Рефлексия. | Слайд 17. | Слово учителя. – Что изучали? – Что вызвало трудности? – Пригодится ли на практике изученное? |
17) Выставление оценок, комментирование итогов. | Слово учителя. – Сдайте оценочные листы, проанализировав записи в них, я выставлю практически всем отметки. |
|
18) Домашнее задание. | Слово учителя. – Записываем домашнее задание. 1) Правила на стр. 133, 137. |