Урок русского языка в 5-м классе на тему "Однородные члены предложения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся;
  • развитие и актуализация навыков выделения рядов однородных членов предложения, обобщающих слов при них в разных текстах;
  • формирование понимания значимости использования рядов однородных членов предложения и обобщающих слов в текстах разных стилей;
  • формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;
  • развитие аналитических навыков работы с текстом.

Задачи урока:

  • обобщить знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания;
  • формировать и развивать способность использовать ряды однородных членов предложения и обобщающих слов при них;
  • учить использовать в процессе создания собственных высказываний рядов однородных членов предложения;
  • рассмотреть на практике возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Оборудование:

  • презентация “Однородные члены предложения”;
  • таблица “Знаки препинания в предложениях с однородными членами”;
  • карточки с индивидуальными заданиями учащимся;
  • оформленная доска;
Этапы урока.   Деятельность учителя и учеников.
1) Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке. Слайд 1. Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы… 1) Вспомним, что такое однородные члены предложения (ОЧП). 2) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с ОЧП. 3) Узнаем, с какой целью используют в предложениях обобщающие слова при ОЧП.

4) Будем учиться грамотно использовать в своей речи предложения с ОЧП.

Работаем на уроке с оценочными листами, отмечая свое участие в ходе урока.

2) Игра “Собери слово”. Слайд 2. Слово учителя.

В словах выделите только указанную морфему и составьте новое слово:

Безрадостный – приставку,
Ошибка – корень,
Беспорядочный – суффикс,
Красный – окончание.

– Какое получилось слово? (Безошибочный.)

– Подберите синонимы к слову “безошибочный”.

(Грамотный, правильный).

Слово учителя.

– вот именно такой должна быть наша устная и письменная речь. и над этим мы ежеурочно работаем.

3) Индивидуальная работа с учащимися.   Раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

(См. приложение.)

4) Повторение изученного на предыдущих уроках. Слайд 3. Слово учителя.

– Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор.

– Какую вспомнили орфограмму?

(Правописание непроизносимых согласных в корне слова).

прекраСНый
ужаСНый
усТНый
радоСТНый
вкуСНый
звезДНый

5) Орфоэпическая разминка. Слайд 4. Слово учителя.

– Быть грамотным – это значит и правильно произносить слова, в том числе ставить ударение.

– Прочитайте слова с правильным ударением.

баловАть
звонИт
звонИшь
красИвее
пОнял
тОрты
бАнты

6) Отработка умений выделения из предложения словосочетаний, определения главного и зависимого слова. Слайд 5.

 

 

 

 

Слайд 6.

Слово учителя.

– Из предложения выпишите 2 словосочетания, обозначая главное и зависимое слова.

!Внимание – главное слово в с/с будет одинаковым.

Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья березы и осины.

– Проверьте себя.
Листья (какие?) багровые
Листья (какие?) лиловые
Листья (чего?) березы
Листья (чего?) осины

–Сделайте вывод.

(От одного и того же главного слова могут одновременно зависеть несколько зависимых.)

7) Работа по нахождению ОЧП, правильной расстановки знаков препинания. Слайд 7. Слово учителя.

– В предложении расставьте знаки препинания.

Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.

– С какой интонацией надо читать это предложение?

(Перечислительной, с паузами.)

– Почему?

(Это предложение с ОЧП.)

8) Актуализация темы урока. Слайд 8. Слово учителя.

– Итак, уточняем тему нашего сегодняшнего урока.

Это “Однородные члены предложения. Постановка знаков препинания в предложениях с ОЧП”.

9) Систематизация ранее полученных знаний. Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

Слайд 10.

Слово учителя.

– Вспомним, что надо знать и что надо уметь для того, чтобы грамотно и безошибочно использовать в устной и письменной речи ОЧП.

(Надо знать:
1).Признаки ОЧП.
Надо уметь:
1).Находить в тексте ОЧП.
2).Правильно расставлять знаки препинания.
3).Употреблять ОЧП в своей речи.)

– Я уверена, что мы всем этим овладеем и успешно будем применять на практике.

Слово учителя.

– Вспомним признаки ОЧП.

1).Относятся к одному и тому же слову,
2).Отвечают на один и тот же вопрос (выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

10) Отработка умений нахождения в предложении ОЧП, расстановки знаков препинания. Слайд 11.

 

 

 

 

Слайд 12.

Слово учителя.

– Найдите в предложении ОЧП, расставьте знаки препинания.

Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами завалила улицы и дома сахарными холмами снега.

– Проверь себя.

– В чем особенность этого предложения?

(Осложнено рядами ОЧП.)

– Посмотрите на доску, где изображена схема этого предложения.

Схема

– Обратите внимание на словосочетание подкралась зима. В прямом или переносном значении употреблен глагол?

(В переносном.)

– Как называется такое изобразитель – выразительное средство?

(Олицетворение.)

– А в словосочетании сахарные холмы снега прилагательное “сахарные” употреблено в прямом или переносном значении?

(В переносном.)

– Как называется такое изобразитель – выразительное средство?

(Метафора.)

– С какой целью используютя различные изобразительно – выразительные средства?

11) Актуализация знаний об использовании союзов в предложениях с ОЧП. Слайд 13. Слово учителя.

– Как могут быть связаны между собой ОЧП?

(Интонационно – в устной речи, при помощи союзов – в письменной.)

– Какие союзы могут использоваться в предложениях с ОЧП?

(Союзы, которые используются для связи ОЧП

– И, ДА (=И), ИЛИ

– А, НО, ДА (=НО)

Примеры предожений.

Хлеб да каша – пища наша. (ДА=И)

Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин) (ДА=НО)

12) Практическое закрепление полученных знаний.

Слайд 14.

Слово учителя.

– Многое узнали, пришло время практически применить узнанное.

– Нас ждет новая игра “Кто укажет больше действий?”

– К данным именам существительным надо подобрать слова какой части речи?

(Глагол.)

– Почему?

(Так как глаголы обозначают действия предметов.)

– Помните, что последний ОЧП присоединяется союзом.

(Пароход идет, гудит и стремится к пристани.)

– В чем особенность этих предложений?

(Они с ОЧП.)

13) Изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.  

 

 

 

Слайд 15.

Слово учителя.

– Я назову ряд предметов, а вы обозначьте их одним словом.

Ромашка, гладиолус, роза….– цветы.

Юбка, блуза, брюки…..– одежда.

– Как называются такие слова?

(Обобщающие слова.)

– Вспомним, что это такие слова, которые являются общими по значению для стоящих при них ОЧП.

Пример. Мы собирали в лесу грибы: подосиновики, подберезовики, грузди.

– Назовите однородные члены предложения.

(Подосиновики, подберезовики, грузди.)

– Назовите обобщающее слово.

(Грибы.)

14) Работа с таблицей “Обобщающие слова в предложениях с ОЧП”,   Слово учителя.

– Наблюдаем за тем, какое место могут занимать обобщающие слова в предложении относительно ОЧП и за правилами постановки знаков препинания в таких предложениях.

Рассматриваем и анализируем возможные схемы предложений с ОЧП.

15) Практическое закрепление материала урока. Слайд 16. Слово учителя.

– Составьте предложение с обобщающим словом и расставьте необходимые знаки препинания.

Я аккуратно сложил в портфель учебные принадлежности:….(линейку, пенал, подставку для книг и тетради).

16) Рефлексия. Слайд 17. Слово учителя.

– Что изучали?

– Что вызвало трудности?

– Пригодится ли на практике изученное?

17) Выставление оценок, комментирование итогов.   Слово учителя.

– Сдайте оценочные листы, проанализировав записи в них, я выставлю практически всем отметки.

18) Домашнее задание.   Слово учителя.

– Записываем домашнее задание.

1) Правила на стр. 133, 137.
2) Упражнение на выбор: или упр. 256, или упр. 257.