Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  1. Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной грамотности;
  2. Развивающая: развитие логического и образного мышления, внимания к языку;
  3. Воспитательная: воспитание интереса к родному слову, воспитание эстетического вкуcа, ценностного отношения к культурному наследию народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, изделия народных промыслов, раздаточный дидактический материал

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие детей, гостей урока, знакомство.

2. Объявление темы и цели урока.

Слайд № 1.

-Тема нашего урока: повторение части речи «Имя существительное»

-Поставим цели урока (коллективное обсуждение)

-Цель: повторение морфологических особенностей и орфограмм имени существительного

- Дайте определение имени существительного как части речи

- Догадайтесь, о каких предметах пойдет речь на уроке (демонстрация изделий народного промысла)

3. Виды народных промыслов. Работа с текстом № 1

- Прочитайте текст № 1.

Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но ближе по духу русское искусство. На Руси издавна существовали географические центры народных художественных промыслов – места, где сложился и развивался определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создавали изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы быта. Эти места - Хохлома, Палех, Гжель, Жостово, Вятка, Дымковская слобода. В изделиях русских умельцев запечатлены история и культура народа, в них – мечта о лучшей и счастливой жизни.

- Определите тему текста (народные промыслы)

Слайд №2.

- Прочитайте толкование слов, встретившихся в тексте

- Что главным образом отличает изделия? (не промышленный, а ручной способ изготовления )

Слайды №3, 4.

-Давайте рассмотрим изображения изделий.

-Какое вам нравится больше? Почему? Как называются представленные промыслы?

-Выпишите из прочитанного текста в столбик собственные имена существительные.

-Прочитайте те, которые обозначают названия населённых пунктов, где сложился и развивался промысел.

-Образуйте от 2-3 любых существительных такие, которые называли бы жителей этих населённых пунктов.

-Прочитайте. Проверьте правильность образования слов.

Слайд № 5.

-Как называются эти существительные в отличие от собственных? (нарицательные)

- Какое орфографическое правило применили? (правописание собственных имен существительных с заглавной буквы)

- В чем еще отличие слов 2 столбика? (в 1-ом неодушевленные, во 2-ом-одушевленные существительные)

4. Дымковская игрушка.

Работа с текстами № 2, №3

- Есть на правом берегу реки Вятки Дымковская слобода (большое торгрвое и ремесленное село). В ней исстари селились печники и игрушечники – мастера делать глиняные свистульки. Есть легенда, что, когда к городу подошли несметные полчища врагов и город был обречен на гибель, все жители, даже дети, взяли глиняные свистульки и подняли отчаянный свист. Так , наверное , свистел сказочный Соловей-разбойник. Враги решили, что их окружают, и отступили.

-Какие же еще игрушки изготавливают в Дымково из глины?

Слайд № 6.

- Давайте рассмотрим изображения.

-Чем привлекают игрушки?

-Кто знает, как их изготавливают?

- Прочитайте текст № 2

Что изображают в своих изделиях дымковские мастерицы? Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, индюшек с индюшатами, молодых людей в лодк..., скоморохов, барынь с зонтиками во всем великолепи..., всадников, забавных в своём величи... . Дымковской игрушк... чужды (полу)тона. Она яркая, броская, весёлая.

Скоморох – несерьёзный человек, потешающий шутками.

-Кто такие скоморохи? (чтение определения)

-Прочитайте все имена существительные в тексте.

-В чем смысл такого обилия? (передают разнообразие изделий промысла)

-На какую орфограмму существительных пропущены буквы? ( Е – И в падежных окончаниях существительных)

Слайд № 7.

Прочитайте таблицу.

- Объясните правописание слов в тексте ( комментарий ученика)

-Словарно-орфографический диктант и взаимопроверка: в крае, в росписи, о мастерице, о промысле, об умении, из гуаши, в коллекции, на игрушке.

-Проверьте работу соседа. Учащиеся 1 вар., расскажите правило еще раз учащимся 2 вар.

- Послушайте стихотворение о дымковской игрушке (читает ученик наизусть)

Текст № 3

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что- то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!

Словарь. Басы

  1. Духовой музыкальный инструмент с низким регистром.
  2. Низкий мужской голос.

Удаль – безудержная, лихая смелость.

Охра – минеральная жёлтая или красная краска.

Сурик – минеральная красно-оранжевая или красно – коричневая краска.

-Значение каких слов неясно?

-Прочитайте ниже толкование.

-Графически объясните постановку тире в этих предложениях (по выбору учащихся)

-Вспомните разряды имен существительных (конкретные, собирательные, вещественные и отвлеченные)

-Выпишите из текста стихотворения те отвлеченные существительные, которые выражают отношение автора («любовь», «радость», «удаль», «размах»)

5. Матрешка.

Работа с текстом № 4

-Однажды из Японии была привезена забавная игрушка – добродушный старичок Фукуруму. Русские мастера повертели заморскую диковину и решили выточить из березы русскую куклу и расписать.

-Как назвать? Дуняша? Маняша? Матрена! Матреша!

Слайд № 8.

-Сколько лет игрушке? (молодая, чуть более ста лет)

-В чем секрет? ( 25 куколок, 48 – и 77-местная занесена в Книгу Рекордов. Самая большая ростом с первоклассницу, самая маленькая –с горошинку)

-«Матрешка» –одушевленное или неодушевленное существительное? (относят, как и существительные «марионетка», «петрушка», к одушевленным)

- Прочитайте текст № 4

Я настоящая русская красавица! На мне простой наряд: сарафанч...к, кофта, переднич...к, платоч...к, нитка красных бус. В руки мне могут дать (само)вар, корзинку, чайнич...к. Игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, (трудо)любием и терпением.

- Какова роль конкретных существительных? (создают портрет)

-Какова роль отвлеченных существительных в этом тексте? (называют черты характера)

-Среди существительных найдите то, род которого определить нельзя. («бусы»)

-Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

-Определите синтаксическую роль существительных в 3 предложении (дополнение)

- Почему в первом предложении между подлежащим и сказуемым нет тире? (подлежащее – личное местоимение)

-Какую матрешку делают самой первой? (маленькую)

- Можно ли сразу достать самую маленькую?

- Так и в русском языке самое маленькое (исходное) слово образует другие.

Слайд №9.

-Рассмотрите 1 словообразовательную цепочку. Какое слово было исходным?

- Проговорите цепочку.

-Восстановите 2 цепочку самостоятельно. Проверка задания.

-Определите род существительных. В чем особенность слова «умница»? (общего рода)

6. Палехская роспись.

Работа с текстом № 5.

-Рассмотрите запись. Прочитайте.

-По какому принципу слова распределены в три столбика? (по склонениям)

-Объясните правописание слов с вопросительным знаком.

-В какой столбик вы бы отнесли слово, написанное курсивом? (папье-маше) (ни в какой, так как несклоняемое)

-Что такое папье –маше? (склеенный и спрессованный картон, из него делают бисерницы, табакерки, шкатулки и другие предметы и по-особому расписывают. Эта роспись – Палех)

Слайды № 10,11.

-Рассмотрите слайды.

Слайд №12.

-Чем обусловлен порядок глаголов? (последовательность процесса изготовления изделия)

-Используя суффиксы –чик-, -щик-, образуйте от глаголов существительные.

-На что указывают суффиксы? ( на специальность)

-Вспомните по схеме правило правописания.

-Запишите слова с объяснением. Проверка, 2 вариант рассказывает правило 1 варианту.

-Прослушайте стихотворение о Палехе (ученик читает стихотворение наизусть)

Текст № 5

Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!

Сколько диковин красою затмил!
Вешнее солнце в шкатулках хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
(П. Синявский)

-Понравилось стихотворение? Какие строки самые звучные?

-Как понимаете выражение «Палех скачет на тройке»?

-Найдите в тексте сравнение . Какую изобразительную роль сравнение играет в этом тексте?

-Выпишите те существительные, в которых выражается отношение автора .

-А какими словами автор стихотворения называет специалистов? («кудесники»)

-Обратитесь еще раз к первому тексту и ответьте на вопрос: почему мастера –кудесники, волшебники? (второе или последнее предложение)

Слайд № 13.

7. Домашнее задание: составьте рассказ ( 5-7 предложений) о каком-либо народном промысле, используя слова урока.

-При выполнении задания используйте предложение, в котором выражена основная мысль сочинения. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю , удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься к прекрасным творениям русского народа.

Слайд № 14.

8. Итоги повторения. Оценка учащихся.

  1. Определение имени существительного
  2. Собственные и нарицательные существительные, их правописание
  3. Одушевленные и неодушевленные существительные
  4. Разряды существительных
  5. Существительные общего рода
  6. Склонение существительных, правописание падежных окончаний
  7. Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов –ек-, -ик-, -чик-.
  8. Правописание суффиксов –чик-, –щик-
  9. Синтаксическая роль существительных, тире между подлежщим и сказуемым
Приложение