Задачи:
- Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной грамотности;
- Развивающая: развитие логического и образного мышления, внимания к языку;
- Воспитательная: воспитание интереса к родному слову, воспитание эстетического вкуcа, ценностного отношения к культурному наследию народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, изделия народных промыслов, раздаточный дидактический материал
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие детей, гостей урока, знакомство.
2. Объявление темы и цели урока.
Слайд № 1.
-Тема нашего урока: повторение части речи «Имя существительное»
-Поставим цели урока (коллективное обсуждение)
-Цель: повторение морфологических особенностей и орфограмм имени существительного
- Дайте определение имени существительного как части речи
- Догадайтесь, о каких предметах пойдет речь на уроке (демонстрация изделий народного промысла)
3. Виды народных промыслов. Работа с текстом № 1
- Прочитайте текст № 1.
Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но ближе по духу русское искусство. На Руси издавна существовали географические центры народных художественных промыслов – места, где сложился и развивался определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создавали изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы быта. Эти места - Хохлома, Палех, Гжель, Жостово, Вятка, Дымковская слобода. В изделиях русских умельцев запечатлены история и культура народа, в них – мечта о лучшей и счастливой жизни.
- Определите тему текста (народные промыслы)
Слайд №2.
- Прочитайте толкование слов, встретившихся в тексте
- Что главным образом отличает изделия? (не промышленный, а ручной способ изготовления )
Слайды №3, 4.
-Давайте рассмотрим изображения изделий.
-Какое вам нравится больше? Почему? Как называются представленные промыслы?
-Выпишите из прочитанного текста в столбик собственные имена существительные.
-Прочитайте те, которые обозначают названия населённых пунктов, где сложился и развивался промысел.
-Образуйте от 2-3 любых существительных такие, которые называли бы жителей этих населённых пунктов.
-Прочитайте. Проверьте правильность образования слов.
Слайд № 5.
-Как называются эти существительные в отличие от собственных? (нарицательные)
- Какое орфографическое правило применили? (правописание собственных имен существительных с заглавной буквы)
- В чем еще отличие слов 2 столбика? (в 1-ом неодушевленные, во 2-ом-одушевленные существительные)
4. Дымковская игрушка.
Работа с текстами № 2, №3
- Есть на правом берегу реки Вятки Дымковская слобода (большое торгрвое и ремесленное село). В ней исстари селились печники и игрушечники – мастера делать глиняные свистульки. Есть легенда, что, когда к городу подошли несметные полчища врагов и город был обречен на гибель, все жители, даже дети, взяли глиняные свистульки и подняли отчаянный свист. Так , наверное , свистел сказочный Соловей-разбойник. Враги решили, что их окружают, и отступили.
-Какие же еще игрушки изготавливают в Дымково из глины?
Слайд № 6.
- Давайте рассмотрим изображения.
-Чем привлекают игрушки?
-Кто знает, как их изготавливают?
- Прочитайте текст № 2
Что изображают в своих изделиях дымковские мастерицы? Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, индюшек с индюшатами, молодых людей в лодк..., скоморохов, барынь с зонтиками во всем великолепи..., всадников, забавных в своём величи... . Дымковской игрушк... чужды (полу)тона. Она яркая, броская, весёлая.
Скоморох – несерьёзный человек, потешающий шутками.
-Кто такие скоморохи? (чтение определения)
-Прочитайте все имена существительные в тексте.
-В чем смысл такого обилия? (передают разнообразие изделий промысла)
-На какую орфограмму существительных пропущены буквы? ( Е – И в падежных окончаниях существительных)
Слайд № 7.
Прочитайте таблицу.
- Объясните правописание слов в тексте ( комментарий ученика)
-Словарно-орфографический диктант и взаимопроверка: в крае, в росписи, о мастерице, о промысле, об умении, из гуаши, в коллекции, на игрушке.
-Проверьте работу соседа. Учащиеся 1 вар., расскажите правило еще раз учащимся 2 вар.
- Послушайте стихотворение о дымковской игрушке (читает ученик наизусть)
Текст № 3
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что- то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
Словарь. Басы
- Духовой музыкальный инструмент с низким регистром.
- Низкий мужской голос.
Удаль – безудержная, лихая смелость.
Охра – минеральная жёлтая или красная краска.
Сурик – минеральная красно-оранжевая или красно – коричневая краска.
-Значение каких слов неясно?
-Прочитайте ниже толкование.
-Графически объясните постановку тире в этих предложениях (по выбору учащихся)
-Вспомните разряды имен существительных (конкретные, собирательные, вещественные и отвлеченные)
-Выпишите из текста стихотворения те отвлеченные существительные, которые выражают отношение автора («любовь», «радость», «удаль», «размах»)
5. Матрешка.
Работа с текстом № 4
-Однажды из Японии была привезена забавная игрушка – добродушный старичок Фукуруму. Русские мастера повертели заморскую диковину и решили выточить из березы русскую куклу и расписать.
-Как назвать? Дуняша? Маняша? Матрена! Матреша!
Слайд № 8.
-Сколько лет игрушке? (молодая, чуть более ста лет)
-В чем секрет? ( 25 куколок, 48 – и 77-местная занесена в Книгу Рекордов. Самая большая ростом с первоклассницу, самая маленькая –с горошинку)
-«Матрешка» –одушевленное или неодушевленное существительное? (относят, как и существительные «марионетка», «петрушка», к одушевленным)
- Прочитайте текст № 4
Я настоящая русская красавица! На мне простой наряд: сарафанч...к, кофта, переднич...к, платоч...к, нитка красных бус. В руки мне могут дать (само)вар, корзинку, чайнич...к. Игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, (трудо)любием и терпением.
- Какова роль конкретных существительных? (создают портрет)
-Какова роль отвлеченных существительных в этом тексте? (называют черты характера)
-Среди существительных найдите то, род которого определить нельзя. («бусы»)
-Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
-Определите синтаксическую роль существительных в 3 предложении (дополнение)
- Почему в первом предложении между подлежащим и сказуемым нет тире? (подлежащее – личное местоимение)
-Какую матрешку делают самой первой? (маленькую)
- Можно ли сразу достать самую маленькую?
- Так и в русском языке самое маленькое (исходное) слово образует другие.
Слайд №9.
-Рассмотрите 1 словообразовательную цепочку. Какое слово было исходным?
- Проговорите цепочку.
-Восстановите 2 цепочку самостоятельно. Проверка задания.
-Определите род существительных. В чем особенность слова «умница»? (общего рода)
6. Палехская роспись.
Работа с текстом № 5.
-Рассмотрите запись. Прочитайте.
-По какому принципу слова распределены в три столбика? (по склонениям)
-Объясните правописание слов с вопросительным знаком.
-В какой столбик вы бы отнесли слово, написанное курсивом? (папье-маше) (ни в какой, так как несклоняемое)
-Что такое папье –маше? (склеенный и спрессованный картон, из него делают бисерницы, табакерки, шкатулки и другие предметы и по-особому расписывают. Эта роспись – Палех)
Слайды № 10,11.
-Рассмотрите слайды.
Слайд №12.
-Чем обусловлен порядок глаголов? (последовательность процесса изготовления изделия)
-Используя суффиксы –чик-, -щик-, образуйте от глаголов существительные.
-На что указывают суффиксы? ( на специальность)
-Вспомните по схеме правило правописания.
-Запишите слова с объяснением. Проверка, 2 вариант рассказывает правило 1 варианту.
-Прослушайте стихотворение о Палехе (ученик читает стихотворение наизусть)
Текст № 5
Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!Сколько диковин красою затмил!
Вешнее солнце в шкатулках хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
(П. Синявский)
-Понравилось стихотворение? Какие строки самые звучные?
-Как понимаете выражение «Палех скачет на тройке»?
-Найдите в тексте сравнение . Какую изобразительную роль сравнение играет в этом тексте?
-Выпишите те существительные, в которых выражается отношение автора .
-А какими словами автор стихотворения называет специалистов? («кудесники»)
-Обратитесь еще раз к первому тексту и ответьте на вопрос: почему мастера –кудесники, волшебники? (второе или последнее предложение)
Слайд № 13.
7. Домашнее задание: составьте рассказ ( 5-7 предложений) о каком-либо народном промысле, используя слова урока.
-При выполнении задания используйте предложение, в котором выражена основная мысль сочинения. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю , удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься к прекрасным творениям русского народа.
Слайд № 14.
8. Итоги повторения. Оценка учащихся.
- Определение имени существительного
- Собственные и нарицательные существительные, их правописание
- Одушевленные и неодушевленные существительные
- Разряды существительных
- Существительные общего рода
- Склонение существительных, правописание падежных окончаний
- Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов –ек-, -ик-, -чик-.
- Правописание суффиксов –чик-, –щик-
- Синтаксическая роль существительных, тире между подлежщим и сказуемым