Организация познавательной деятельности для формирования предметных и надпредметных компетенций

Разделы: Русский язык


Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетенциями. При этом под компетенцией понимается сумма знаний и умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые. В результате освоения содержания общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих умений, навыков и способов деятельности. То есть учащийся на учебном занятии вовлекается в активную познавательную деятельность, где знания и умения становятся средствами для формирования ключевых компетенций, необходимых человеку в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Таким образом, овладение предметными и надпредметными компетенциями как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников (Стандарт основного общего образования по русскому языку). Для успешной социализации выпускник должен овладеть навыками организации самостоятельной учебной деятельности, навыками контроля и самоконтроля, коммуникативными навыками.

Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как говорит философ Хана Аренд, «совершенство может быть достигнуто только в чьём-то присутствии». Мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем, обмениваемся мнениями с другими людьми, чтобы уточнить и углубить собственную позицию. Для того чтобы полученная из различных источников информация стала твоим знанием, её нужно кому-то объяснить, проще говоря озвучить. Для этого нужны люди, которые тебя будут слушать. Поэтому педагоги, организующие познавательную деятельность, используют на своих учебных занятиях работу в парах и группах. Но недостаточно разделить класс на группы и дать интересное, проблемное, компетентностно-ориентированное задание, чтобы эта работа принесла реальные плоды. Надо научить ребят организации продуктивной групповой коммуникации, а именно: ясно, доказательно, уверенно высказывать собственное мнение, слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование, надо научить их правильно организовывать работу по решению поставленной задачи или проблемы.

В течение нескольких лет работаю над организацией познавательной деятельности на уроках русского языка, используя образовательную технологию «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Применение этой технологии сочетается с организацией работы в парах и группах, требует формирования коммуникативных и организационных компетенций.

Каким же должен быть урок русского языка, чтобы он соответствовал запросам времени? Как процесс овладения определённой суммой знаний сделать средством для формирования общеучебных умений, в основе которых задействованы такие виды речемыслительной деятельности как коммуникативные, информационные, организационные? Ответ на эти вопросы попытаюсь дать в приведённом ниже учебном занятии.

Цель урока: формирование умения находить и определять изобразительно-выразительные средства языка.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;
  2. Продолжить формирование общеучебных умений: коммуникативных, организационных и информационных – на основе изучаемого материала.

Ход урока

I. Актуализация знаний, формулирование цели деятельности.

1. Для актуализации знаний предлагаю ребятам решить А 7 из тестового задания ГИА. Задание можно написать на доске, но лучше, если на каждой парте будет лежать тест (обязательно один, а не два, чтобы состоялась работа в парах). Учащиеся видят, что задание из теста предстоящего экзамена, и это мотивирует их на его выполнение.

Ход выполнения задания:

  1. Задание выполняет каждый самостоятельно;
  2. Полученное решение обсуждается в паре и принимается общее решение;
  3. Это решение проговаривается несколькими парами, аргументированно обосновывается. Все ответы фиксируются на доске.
  4. Те варианты ответов, с которыми не согласились, не смогли принять данное решение, обозначаем знаком «?».

Этот приём из стратегии образовательной технологии «РКМЧП», он помогает каждому ученику найти разрыв в цепочке знание-незнание и поставить свою цель на сегодняшнем учебном занятии. Исходя из полученной на доске записи, формулируем общую цель на урок: «Повторить, обобщить, систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка».

Используя самую простую модель деятельности (цель – действия - результат), определяем результат как умение находить и определять вид средства речевой выразительности. Дальше планируем наши действия:

  1. Получить или найти информацию об изобразительно-выразительных средствах языка;
  2. Выполнить упражнения, чтобы научиться применять полученные знания, потренироваться в их применении;
  3. Проверить, оценить уровень усвоения полученных знаний и умений, убедиться, что цель достигнута.

II. Работа по формированию информационной компетенции.

Для работы подойдет текст, содержащий информацию об изобразительно-выразительных средствах или таблица «Изобразительно-выразительные средства языка» (Такая таблица есть у каждого учителя, поэтому нет необходимости здесь её приводить. Можно взять текст в газете «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» № 2 2009 год). Работаем с таблицей, используя стратегию образовательной технологии РКМЧП» - ИНСЕРТ. Приём достаточно простой: чтение с карандашом не новость, здесь читаем с разметкой, проставляя на полях значки:

V - знакомая информация (знаю);

+ - незнакомая информация (не знаю);

- - думаю по-другому;

? - не понял, есть вопрос;

Комментарий: данная стратегия как нельзя лучше подходит для работы с информационными текстами, потому что значки «привязывают» к тексту. Обязательно нужно выполнить все действия, прописанные в данной стратегии. После прочтения текста возвращаемся к предыдущим записям в тетради и на доске (решение тестового задания А7) и вычёркиваем неправильную информацию. Затем вторично прочитываем текст и составляем таблицу ИНСЕРТ. Для систематизации прочитанного нужно занести в таблицу информацию в виде фраз и ключевых слов.

V

+

-

?

       

Работа с таблицей формирует способность формулировать мысль в 2-3 словах, ещё раз перечитать информацию, перевести её на свой язык, а, значит, понять. Затем обсуждаем информацию, занесённую в графу «?». Обязательно выслушать всех, у кого есть вопросы, записать эту информацию на доске и дать возможность ответить тем, кто с этой информацией разобрался.

На данном этапе возникает продуктивная групповая коммуникация: одни учатся правильно формулировать вопрос, другие аргументированно на него отвечать, и те и другие вынуждены общаться на языке предмета. На начальной стадии применения этой стратегии очень важно научиться слушать и слышать вопрос, поэтому требую выполнения условия : прежде чем начать отвечать на поставленный вопрос - повтори его вслух.

В заключение данной работы уместно задать рефлексивные вопросы:

Что делали на данном этапе?

Как делали?

Почему делали именно так?

Через рефлексию происходит осмысление способов деятельности для получения, восприятия и передачи информации.

III. Практическая работа.

Задание на применение полученных знаний может быть таким:

для первого варианта дана таблица с видами средств художественной выразительности языка, нужно вставить примеры из карточки, для второго варианта - наоборот.

Фрагмент задания:

1 вариант

№ п\п

Виды средств выразительности

примеры

1

Олицетворение

 

2

Сравнение

 

3

Метафора

 

4

И так далее….

 

2 вариант.

№ п\п

Виды средств выразительности

примеры

1

 

Утешится безмолвная печаль.

2

 

В саду горит костёр рябины….

3

 

Шутила зрелость, пела юность.

4

 

И так далее….

Задание может быть любым, важно выполнить следующие условия:

  1. В качестве справки можно пользоваться информационной таблицей.
  2. Сначала ребята работают в парах, получают одну карточку на двоих, чтобы вместе могли читать и выполнять.
  3. Получают инструкцию по организации продуктивной коммуникации:
    • повторить установку-задание (с этого начинается работа в паре и группе), выполнить задание, обсудить с соседом и принять решение;
  4. Нужно запустить 4 - 5 вариантов заданий, в зависимости от количества учащихся в классе;
  5. Выполнив задание, ребята объединяются в группы по номеру варианта задания.
  6. Группы получают инструкцию для работы:

Инструкция для 1 уровня (когда учимся организации продуктивной групповой коммуникации):

  • Выслушать каждую пару;
  • Правильно задать вопросы;
  • Выслушать аргументированные ответы;
  • Записывать во время слушания слова и фразы, чтобы выяснить непонятное, помочь более полно и правильно высказать предложение;
  • Принять общее решение;
  • Проверить правильность выполнения задания по ключу.

Инструкция для 2 уровня (научились работать в группе):

  • Самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, выполнить задание и вынести решение, проверить по ключу.

Инструкция для 3 уровня (умеем работать в группе):

  • Организовать работу в группе (разработать процедуру группового обсуждения) самостоятельно, проверить правильность выполнения задания по ключу.

Следующий этап работы: рефлексия.

Отвечаем на вопросы:

- Зачем выполняли это задание?

- Как выполняли? О чём договаривались и как?

- За счёт чего был достигнут результат? Как использовали информационную таблицу?

- Если были ошибки ,почему они случились?

- Аргументированно оцените работу группы (не правильность – неправильность выполненного задания, а слаженность работы группы).

IV. Творческая работа.

1 уровень.

Задание: составить кроссворд. Инструкция: выполнить задание, используя данные предложения, содержащие и не содержащие изобразительно-выразительные средства (карточка). Дана инструкция для организации продуктивной групповой коммуникации (1 уровень):

Сначала каждый член группы высказывает своё предложение по одному вопросу;

Затем вы обсуждаете достоинства и недостатки каждого предложения;

Записываете общее решение;

Переходите к следующему вопросу.

2 уровень.

Задание: составить кроссворд выполнить задание, используя предложенные тексты стихотворений и отрывки из художественных произведений (карточка), составить план действий для выполнения этого задания.

3 уровень.

Инструкция: составить текс из10 предложений, используя средства художественной выразительности. Самостоятельно разработать алгоритм или план выполнения данного задания.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что делали?

Как делали? Что получилось? Почему?

Что не получилось? Почему?

Чему научились, выполняя это задание?

V. Итог урока.

Результатом урока были определены знания и умения, поэтому с помощью любого тестового задания (бумажный или компьютерный вариант ) проверяем и оцениваем полученные знания.

VI. Общее подведение итогов урока.

Я предпочитаю СИНКВЕЙН, ключевые слова – урок, тропы, фигуры.

Комментарий: в течение учебного занятия ребята, получая знания о средствах художественной выразительности, включаются в активный познавательный процесс. Во время работы с текстом формируем информационную компетенцию, во время групповой работы – организационную (формулирование цели, планирование деятельности, самооценка), на протяжении всего урока организуется деятельность по овладению базовыми умениями и навыками использования языка в важных для учащихся ситуациях общения. Роль учителя на уроке - координирующая и направляющая.

 Литература.

  1. И.О.Загашев «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» .Газета «Библиотека в школе» Издательский дом «Первое сентября» №№17 -24 2004 год.
  2. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  3. Лекционные материалы курсов повышения квалификации Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования « Информационно - коммуникационные технологии и современные образовательные технологии».