- Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ компрессии текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста. (слайд 3)
- При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.(слайд 4)
- Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии. (5слайд ).
Работа по обучению приемам сокращения текста тоже должна носить свою систему. На своих уроках я использую разные приемы по обучению сжатому изложению, и как я это делаю могу показать на определенных примерах.(слайды ознакомительного характера, известная информация 6-9 )
В первую очередь, знакомя детей с приемами сжатия текста, необходимо довести понимание и применение до автоматизма. Поэтому логично на каждом уроке проводить определенные упражнения, которые и складываются в систему подготовки к ГИА.
1) У каждого ребенка на столе всегда лежит Памятка, разработанная мною, Я опиралась при ее создании на Методические рекомендации ФИПИ.(слайд 10-12 ).
Варианты заданий. (слайд 13)
2)При работе над любым текстом я использую стандартные вопросы, которые можно применить к любым текстам , подобранным для работы.(слайд 14 ).
- О чём идёт речь в тексте?
- Какова тема?
- Кто автор текста? Читали ли вы произведения … . (автора) или на эту тему….?
- Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ?
- Какое название этому тексту дали бы вы?
- Автор назвал его…. Почему он выбрал такое название?
Запишите свой вариант названия. - Какого стиля текст? Докажите.
- Какие художественные средства использует автор? Что этим достигает?
- Перечислите.(Эпитеты:……….; Метафоры……. И т.д.)
- Сколько абзацев? Основная мысль каждого. Ключевые слова.
- Выделите основную и второстепенную информацию.(От какой можно отказаться информацию?)
- Как кратко передать содержание прямой речи, диалога?
- Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать именно эту мысль? Какие вам кажутся наиболее весомыми?
3) Для примера показываю, как я это делаю на примере текста рассказа «Воробей» И.Тургенева (Слайд 15-17 ) Комментарии.
- Попробуйте определить, что роднит данное произведение с известными вам поэтическими произведениями, и ответьте на вопрос: почему Тургенев назвал своё произведение стихотворением в прозе?
- Это произведение глубоко лирично, эмоционально, поэтому так много в тексте восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора. Выражение чувств, эмоций, краткость формы, особый ритм – всё это позволило Тургеневу определить жанр своего произведения как “стихотворение в прозе”.
- Выпишите те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.
- Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:
собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)
- герой: удалился, благоговея, благоговел. Что обозначает данное слово? (предлагается ребятам определить значение слова “благоговение” с помощью толкового словаря)
(Благоговение – высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо. )
( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).
Конечно, можно привести еще несколько вариантов формулировки вопросов при работе с текстом. (слайд 18)
4) Конечно, работа над любым текстом обязательно должна сопровождаться поиском ключевых слов.(слайд 19 ) Сочетания «ключевые слова», «ключевое слово» общеизвестны и широко используются в школьной и вузовской практике преподавания филологических дисциплин, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста .
- Именно на это делается основной упор на первой части урока. И именно это то, на что я буду постоянно делать упор в моей работе с детьми.(слайд 20 )
- Читая, подчеркните ключевые слова текста.
- Дальше, ключевые слова следует складывать в смысловые ряды. представьте, что вы - поисковая машина, которая должна по отрывкам воспроизвести текст.
- На третьем этапе следует из смысловых рядов формировать основную мысль текста.
- Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие в предложениях.
- Но не обязательно должен быть ключевое слово в каждом предложении!
- Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.
(слайд 21)
Понимание текста сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждом абзаце центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким образом единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.
(слайд22)
Теперь, вы должны читать текст в три этапа:
- первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте,
- второй раз читая ключевые слова следует выписывать на листок смысловые ряды
- на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту(основную идею) текста.
- Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания, и не будет выполняться автоматически
- С какой целью составляем план текста?
- - Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)
- - Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
- - Прочитайте 1-й абзац.2-ой… О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
- (На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).
Когда дети выделили ключевые слова, то возможно приступать к следующему этапу.
5)Составление плана. А он, как положено, невозможен без выделения микротем. (О чем каждый абзац?) (слайд 23 )
6) Для примера я привожу образец раздаточного материала.(Слайд24) Видно, что на одном листе очень удобно детям и выписать ключевые слова, и составить план. А потом уже можно работать над приемами компрессии.
- Иногда я заменяю этот вид работы на уроке , который все-таки предполагает индивидуальных характер деятельности ,на групповую форму. В этом случае я предлагаю детям несколько текстов, разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.(слайд 25-27 ) К этим текстам , как правило даются одинаковые вопросы. (слайд 28 )
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста? (Каков стиль текста? )
- Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?
- Какова позиция автора?
- Определить количество абзацев и микротем:
- Обработать несколько методов сжатия (замену СПП - ПП, Однородные члены - обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно).
- Сделать компрессию одного - двух абзацев, а дальше самостоятельная работа.
7) Здесь уже предлагается самостоятельная работа/ Составление миниатюры. (слайд29)
- Ваша следующая задача – составить сочинение-миниатюру, используя ключевые слова.
- Темы сочинений:
- 1) “Книга – наш друг и советчик”;
- 2) “Минуты радостного общения с книгой”;
- 3) “Моя первая книга”.
8) Дальше подводятся итоги работы в группах,
9)Читаются получившиеся тексты и комментируются учащимися использованные приемы компрессии.
8) После этого я приступаю к новому этапу работы.
Казалось бы, что все , что нужно отработали. Но есть еще кое-что. Поиск в тексте ключевых слов – это традиционно. Но чтобы научить детей видеть эти слова , необходимо показать их функцию и применение. Поэтому я предлагаю новый вид работы.
Ключевые слова, в разной степени отражая процесс компрессии в тексте, обеспечивают связь между его глубинными и поверхностными структурами.
Состав, сохранность и иерархия ключевых слов могут быть выявлены в лингвистическом эксперименте с применением методики перифразирования (слайд 30 ) Что это такое?
Здесь я применяю задания, так называемые «Обратный отсчет» (слайд 31 )
- Задания «от противного». По данным ключевым словам составить свой текст.
- Задания, связанные с применением приемов компрессии:
- - по данным микротемам создать свой текст (сжатый/подробный).
- - насытить текст «лишней информацией».
Или
- Задания «Собери текст» (слайд32 )
- На карточках фрагменты разных текстов. Необходимо собрать логически и по смыслу связный текст.(обосновать)
В этом случае работа проходит интересно, творчески. Самое интересное, что эту работу дети выполняют по-разному. В итоге, получаются совершенно разные тексты, но подбор фрагментов детьми всегда аргументирован.
Другие варианты заданий.
- На выданной карточке список микротем по порядку. Даны другие карточки с разбросанными фрагментами текста. Составить связный текст по заданному образцу .(Микротемы)
- Найти соответствия. Микротема - фрагмент.
Таким образом, можно подытожить разговор о тех приемах, которые помогут нам научить детей использовать и приемы компрессии, и научиться видеть в текстах «лишнюю» и главную информацию.(слайд33)
- 1. На примере готового текста выделение ключевых слов.
- 2. Создание своего текста с готовыми ключевыми словами.
- 3.Самостоятельный подбор ключевых слов и последующее создание текста.(10-минутка)
- 4.Отбор «лишней» информации.
- 5. Создание текста с «лишней» информацией.
Уже после проведенной работы, в качестве контрольного проверочного задания предлагается выполнить вариант, где собраны уже проработанные нами вопросы.(слайд 34 )
В итоге работы можно сделать вывод. Если использовать все вышеуказанные упражнения как систему, то возможно добиться определенных результатов. (слайд 35 )
В итоге получается система упражнений, в которой выделяем четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов:
- 1) упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;
- 2) упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации;
- 3) упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
- 4) упражнения, направленные на формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Хочу дать определенные рекомендации для подбора текстов, выбираемых для работы над сжатым изложением. (слайд36 )
- Тексты должны быть:
- 1) доступными и интересными детям;
- 2) познавательными и воспитывающими;
- 3) понятными и несложными по композиции;
- 4) безупречными в языковом отношении;
- 5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);
- 6) включать диалоги (по возможности);
- 7) содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.