Урок развития речи. Подготовка к сочинению-зарисовке "Мамины любимые глаза"

Разделы: Русский язык


Цель: учить созданию текстов типа описание.

Задачи:

образовательные:

  • учить собирать материал по теме;
  • учить раскрывать в сочинении тему и основную мысль;
  • учить правильно строить текст типа описание;

воспитательные:

  • способствовать нравственному становлению личности;
  • воспитывать бережное и внимательно отношение к матери;

развивающие:

  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умение через внешность, глаза постигать внутренний мир человека.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-наблюдение.

Класс: 6.

Оборудование:

  • рабочие буклеты на каждого ученика;
  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи “Мамины глаза” (Т. Гвердцители), “Ave Maria” в исполнении Робертино Лоретти;
  • цветные карточки для деления на группы;
  • “Толковый словарь” С.И. Ожегова.

Приложение 1, Приоложение 2, Приложение 3, Приложение 4

Ход урока

1.Организационный момент, индукция, постановка целей (5 мин.)

Ученики заходят в класс, где получают от учителя карточки с различными рисунками и рассаживаются за столы группами в соответствии с рисунком на карточке.

Учитель читает стихотворение, в это время на экране сменяют друг друга слайды с фотографиями мам с детьми на руках. Данный этап урока имеет целью создание особого эмоционального настроя.

Я всмотрелась в лицо...Из-под белой панамы
Молодые взглянули глаза моей мамы-
Искрится улыбка, и светится взгляд,
Но годы ее не воротишь назад.

Смеются глаза из-под праздничной маски
Такие, как есть - без косметики, краски.
Бывают печальны, грустны, то упрямы...
Глядят с фотографий глаза моей мамы.

Они помогают с бедою бороться,
Как свежей водицы глоток из колодца,
Как с прошлых времен о любви телеграммы-
Глаза моей мамы, глаза моей мамы.

– В последнее воскресенье ноября ежегодно отмечается День Матери. Есть такая миссия на земле: стоять у колыбели, бороться с напастями, защищая огонёк новой жизни, вводить маленького человека в мир. Именно это вдохновляет писателя, поэта, художника на создание образа Матери словом, цветом, звуком. Сегодня мы посвятим урок словесности самому близкому нам человеку, поговорим о любимых маминых глазах. Итогом нашей работы будет создание вами собственных текстов-зарисовок.

Сочинение-зарисовка – небольшой рассказ, очерк о ком-либо или о чём-либо (Современный словарь русского языка Ефремовой).

2. Работа с эпиграфом к уроку, наблюдение над пословицами (5 мин.)

Чтение эпиграфа к уроку на экране или в рабочем буклете.

– Что такое эпиграф?

“Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой” (В.А.Сухомлинский).

– Кто такой невежда? (Если дети затрудняются с ответом, обращаемся за помощью к “Толковому словарю” С.И. Ожегова).

НЕВЕ'ЖДА, ы, м. (неодобрит.).

Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. Невежда... в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Крылов. Невежда он был круглый. Тургенев (см. круглый). Я ... не искал популярности в полемике с невеждами. Чехов. || Неосведомленный в какой-н. области знаний. Невежда в физике, а в музыке знаток. Крылов.

– Почему В.А. Сухомлинский обращает наше внимание именно на глаза матери?

– Подберём и запишем в рабочий буклет однокоренные слова к слову “мама”. Вспомним, что такое однокоренные слова?

– Чему учит нас известный педагог?

– Глаза человека имеют большую силу. Неслучайно в народе родились следующие пословицы: “Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Человека по глазам видно”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах” (дети по очереди читают пословицы на экране, объясняя их значение).

– Как мы можем назвать слова “глаза” и “очи”? Что такое синонимы? В чём различие этих слов?

3. Словарно-стилистическая работа. Собирание рабочих материалов (10 мин.)

- Иногда бывает, что мы видим глаза человека, понимаем его чувства и настроение, а выразить всего этого не можем: не хватает слов. Давайте обратимся к известным поэтам и писателям, которые помогут нам подобрать слова для описания маминых глаз.

Далее ученики работают по группам с карточками. Анализируя отрывки произведений, дети отвечают на предложенные и вопросы и отмечают те слова, словосочетания, которые могут пригодиться при написании сочинения. Данные слова и словосочетания заносятся в таблицу в рабочем буклете.

Карточка 1.

“Его глаза сияют” (А. С. Пушкин).
“За спиною его стояла девочка… Щёки её горели нестерпимо, ещё сильнее, чем её серые глаза” (К.Г. Паустовский).

Как описываются глаза героев?
В каком значении употреблены глаголы?
О каком состоянии души говорят глаза в данных отрывках?

Карточка 2.

“На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили лёгкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна” (Р. Фраерман)

“Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза” (Д. Дефо).

Как описываются глаза героев?
По какой причине у человека могут быть блестящие глаза?

Карточка 3.

“Так много пламени в очах” (Н. Купоявин).
“Голубые глаза, в вас так много огня” (О. Строк).

Как описываются глаза героев?
Что вы можете сказать о характере людей с такими глазами?

Карточка 4.

“Люблю глаза твои, мой друг, с игрой их пламенно-чудесной…” (А.С. Пушкин).

“Ах, я влюбился в глаза одни, я увлекаюсь их игрою” (Т. Щепкина-Куперник).

Как описываются глаза героев?
Как вы понимаете выражение “игра глаз”?

Карточка 5.

“Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами” (К.Г. Паустовский).

“А глаза такие быстрые, как зверьки” (Н.В. Гоголь).

Как описываются глаза героев?
Что говорят такие глаза о характере человека?
Какие цвета глаз встретились нам в отрывках произведений?
Какого ещё цвета бывают глаза? Запишем подобранные определения в рабочий буклет.

Синие, голубые, зелёные, карие, чёрные, серые.

4. Наблюдение над фотографиями, картинами, иконами. Дополнение рабочих материалов (10 мин.)

– Сейчас на экране вы увидите портреты и фотографии известных многодетных мам разных времён. Давайте понаблюдаем за их глазами. Все наблюдения будем заносить в рабочие буклеты.

На экране появляются портрет Натальи Николаевны Гончаровой, фотографии Софьи Андреевны Толстой, Марии Шукшиной, Вероники Долиной.

– А теперь рассмотрим глаза Прародительницы и покровительницы всех матерей – Пресвятой Богородицы. Какие глаза у Богородицы?

– Как вы думаете, почему у Богородицы печальные глаза?

– Считается, что глаза – зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами. Таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву.

– А теперь подберём антонимы к тем прилагательным, которые мы записали в левую колонку.

+ -
глаза сияют, горят потухший взгляд
блестящие глаза, постоянный блеск безжизненные
огонь, пламень в глазах тусклые
игра глаз неподвижные
смеющиеся печальные, грустные
задорные, лучистые, озорные скорбные
светлые, ясные гневные
задумчивые, внимательные пустые
добрые злые

5. Работа над стилем, типом и композицией сочинения (10 мин.)

– На какой основной вопрос мы должны ответить в ходе написания сочинения?
– Для какого типа речи характерен этот вопрос?
– Какой стиль речи будем использовать?
– Какие основные части должны быть в сочинении?
– О чём можно написать во вступлении? Основной части? Заключении?
Несколько учеников устно проговаривают, что бы они написали в каждой из частей сочинения.

Дети просматривают небольшой клип, чтобы настроиться на написание сочинения.
Песня Т.Гвердцители “Мамины глаза”.

Если на уроке останется время, ребята могут приступить к написанию сочинения, написать вступление. Учитель в это время включает произведение Ф. Шуберта “Ave Maria”.

“Ave Maria” – католическая молитва к Богородице, названная по её начальным словам. На текст молитвы написано много музыкальных произведений.

6. Подведение итогов, домашнее задание (5 мин.)

Дома ученики пишут сочинение-зарисовку в рабочих буклетах.

- Закончить наш урок я хочу следующим стихотворением-напутствием:

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.

Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы добела.
Даже если сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.

Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех сильней.