Урок русского языка в 10-м классе "Имя прилагательное и проблема культуры речи"

Разделы: Русский язык


Цель:Подготовка к ЕГЭ

Эпиграф к занятию:

Дар речи - великое счастье человека. Любить свой
родной язык, хорошо знать его, уметь пользоваться им во всем его богатстве - это и обязанность и радость.
Л. Успенский

I. Вводное слово учителя.
Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами после проверки домашнего задания.
Итак, вам было предложено сделать дома копии картины, но - картины -словесной, автором которой является Лев Успенский. Так как вы с текстом-подлинником не знакомы, я набросала «черно-белый эскиз». А вы должны были его самостоятельно «раскрасить», то есть дополнить текст изобразительными средствами, которыми вы овладели и которые здесь уместны. Материал исходный выглядел так (на экране):

Друзья!
С детства и до старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают речь, узнают слова и выражения, постигают их связи.
И чем бы в жизни не занимались, всюду вам необходимо знание языка, умение выражать мысли. Для формирования речи нужно постоянно увеличивать запас слов, обогащать ее пословицами и поговорками. Этому помогает чтение произведений, знакомство со словарями, чтение литературы о языке.
Эти книги подскажут, как отличить слово от шелухи и научат любить слово...

1. Выполненныедомашние задания читаются и обсуждаются (2-3 работы).
2. Знакомство с авторским текстом (образец выразительного чтения)
Юные друзья!
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с живым языком. С детства люди впитывают родную речь, как живую воду, узнают новые и новые слова и выражения, постигают их смысловые связи.
И чем бы вы во взрослой жизни не занимались, всюду вам необходимо глубокое знание родного языка, умение выражать точные, яркие, глубокие мысли.
Для успешного формирования грамотной речи нужно постоянно увеличивать словарный запас, обогащать ее мудрыми пословицами и поговорками. Этому помогает вдумчивое чтение классических произведений, знакомство с толковым, фразеологическим, орфоэпическим словарями, чтение научной литературы о языке.
Эти умные книги подскажут, как отличить настоящее слово от словесной шелухи.
И научат любить Слово...
3. Какими «красками» вы пользовались в создании словесной картины?
4. О какой части речи мы будем сегодня говорить?Формулируется и записывается тема урока и сообщается цель: опираясь на совокупность правил по теме «Имя прилагательное», на знание общихзакономерностей орфоэпии и лексики, предложить работу по формированию навыков грамотной речи.
Подбор упражнений продиктован содержанием тестов ЕГЭ.

II. Дополнительные материалы-аргументы. Частотный словарь под редакцией Засориной показывает, что прилагательное в нашей речи по частоте употребления занимает 3 место: на 1 млн. слов существительных « 250.000
глаголов « 160.000 прилагательных « 85.000
- это в разговорной речи, а в литературном языке прилагательное стоит на 2 месте, таким образом, наше внимание к этой части речи вполне объяснимо. Кстати, название какой единственной в мире национальности является именем прилагательным, которое употребляется в роли существительного?
Русский!
Перед выполнением практических заданий мне бы хотелось познакомить вас с мнением русского лингвиста Юрия Казакова:
«К речи надо иметь вкус, слово чутьем находить. И беда, когда создатель не видит спрятанный свет слова, его заглушенный запах, когда в ладонях слово не отогревается, не начинает дышать, жить...»
III. Тренировочные упражнения.
Если, выполняя домашнюю работу, вы больше опирались на свое мироощущение, то следующие задания требуют знания фактического материала.

1. Выписать предложения, соответствующие нормам литературного языка. На доске:

  1. За стеклянными витринами магазина видны первые покупатели.
  2. Мы оказались в более худших условиях.
  3. Кедровые орехи полезны при всех недугах.
  4. Подобный поступок бессмыслен.
  5. Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
  6. Почва на участке сплошь каменная.
  7. Хозяйка сегодня была красивее, чем обычно.
  8. Всех поразило мозаичное украшение храма.
  9. Пшеничные, ячменные, горчичные, гречичные поля простирались до
    самого горизонта.

Объяснить выбор записанных предложений.
2. В каких прилагательных вы затруднялись в постановке ударения!
(кедровые, красивее, мозаичный)
Чем грамотнее мы становимся, тем чаще сталкиваемся с вопросами акцентологии (особенностями и функцией ударения). При изучении других частей речи мы уже сталкивались с этой темой (творог, звонит и др.)

Поставить ударение в записанных на доске словах:
Лососевый, гофрированный, газопроводный, кухонный, лавровый лист, лавровый венок, алфавитный, маневренный, оптовый, веселы, травы, дешева.
Каким словарем надо пользоваться в случае затруднения при постановке ударения? (орфографическим, толковым, орфографическим}.
3. Совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением изучает орфоэпия.
Очевидно, к орфоэпическому словарю мы будем обращаться и при выполнении следующих 2-х заданий.
Итак, вы при проверке 1-ого задания прочитали: пшеничные [чн], но горчичные, гречичные [шн]...
Задание: [чн] или [шн]?

Прочитай правильно!
Скучный, сердечный, бессердечный, загадочный, полуночный, маскировочный, яичный, посадочный, беспечный, тряпочный, пустячный, прачечная, беспозвоночный.

4. Одно из заданий тестов ЕГЭ сформулировано так: указать слова, где С перед согласным обозначает [Э]:
√ неадекватный                                       дефисный
√ модерновый                                         музейный
√ синтетический                                     декоративный
фанерный                                                феноменальный
√ компьютерный                                 √ купейный

5. Составить с выделенными словами словосочетания прил. + сущ.
К какому еще словарю пришлось обратиться при выполнении этого задания? (заимствованных слов)
Проблема употребления иноязычных слов в русском языке существует с XVIII века, вызывает много трудностей и споров:

Мы любим Муз чужих игрушки. Чужих наречий погремушки...
А.С. Пушкин

Но сегодня иноязычные слова в нашей жизни — это объективная реальность, и вы в этой реальности должны чувствовать себя образованными людьми.

6. Устно заменить прилагательные в предложенных словосочетаниях
синонимичным исконно русским.
Паритетные отношения - равноправные; Эмиграционная служба - выездная; Экзальтированная дама — восторженная; Девальвированные деньги - обесцененные; Холдинговые связи - производственные; Маркетинговые услуги — счетные; Дилерская деятельность - представительская; Аналогичное задание - похожее; Импортная продукция - зарубежная; Акционерное общество - деловое; Коммерческая операция - торговая.

IV. Вывод.                                                                                                       

Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ведь очень важно слово нужное найти,
А не его троюродного брата!

Перейдем от этого глубокого, но все же полушуточного четверостишия к тексту Л. Успенского, с которого мы начали урок. Ведь в нем и сформулирована цель урока, и указаны пути ее достижения. Итоги могут быть подведены только после выполнения тестовых заданий. И закончить считаю целесообразным еще одной цитатой, принадлежащей известному русскому филологу В.В. Виноградову: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека».