Цель: совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся
Задачи:
- изучение орфографического правила написания А-О в корнях с чередованием;
- совершенствование навыков лингвистического анализа (морфемный разбор);
- развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, строить текст-рассуждение;
- совершенствовать умение работать в группах, парах, индивидуально.
Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ; у учителя – видеоаппаратура, словари Ожегова (2), грамматические таблицы, портрет Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.
Ход урока
1. Проверка Д.З.
Упр. 273.
1) Что такое морфема? (Часть слова.)
Кстати, понятие “морфема” введено в науку русским ученым Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929). (Показать портрет.) Он писал о термине морфема: “Считать подобный термин лишним – это то же самое, что считать лишним объединяющий термин “дерево” и довольствоваться частными названиями “дуб”, “береза”, “ель”, “ива” и т.д.”
2) Какие вы знаете морфемы? (Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.)
3) Назовите слова, морфемный состав которых соответствует модели
… Н ЫЙ (облачный, огуречный, воздушный), найдите для них однокоренные.
4) назовите однокоренные слова, в которых происходят следующие чередования: к//ч//ц, з//г//ж, з//ж, п//пл (учащимся показываются карточки).
– Какое языковое явление мы наблюдаем в словах? (Чередование согласных.)
– Как называются такие чередования? (Исторические.)
2. Сообщение темы учителем, формулировка цели, задач урока учащимися, изучение нового материала.
Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных.
– Прочитайте тему урока, сформулируйте цель. Как ее можно достичь?
1) Стр.91, упр. 278.
Прочитать задание, пронаблюдать, сделать вывод. (1гр.– с непроверяемыми гласными в корне, 2 гр. – с проверяемыми гласными в корне).
Составьте и запишите 3 словосочетания со словами левого столбика, к 3-м любым словам правого столбика подберите и запишите проверочные слова.
(Самостоятельная работа – 5 мин.)
Запишите и пронаблюдайте, как пишутся гласные в корнях данных слов.
2) Обсудите в парах свои предположения. (ЛАГ – ЛОЖ)
3) Проверка, заслушивание ответа. У кого другое мнение?
4) Стр. 92 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ. (На доске крепятся грамматические карточки с корнями.)
В русском языке есть исключение из этого правила: ПОЛОГ (карточка на доску).
Из сл. Сергея Ивановича Ожегова: полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.).
5) Рассмотрим другую группу корней: РАСТ– РАЩ– РОС (карточки).
– Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? (Упр. 82)
– Правил без исключений не бывает. Посмотрите видеосюжет и запомните слова-исключения.
(Просмотр видеосюжета.)
– Запишите слова-исключения в тетрадь. Проверьте правильность написания. (Карточка со словами вывешивается на доску.)
– Значение каких слов вам не совсем понятны?
(Индивидуальное задание – 2 чел. находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
3. Закрепление.
1) Найдите 4-е лишнее:
Возраст, поросль, роса, водоросли.
– Возраст (ост. –рос-)
– Водоросли (сложное слово)
– Роса (росы) – с проверяемой безударной гласной
– Во-до-рос-ли (4 слога)
– Водоросли (мн.ч.)
2) Игра-задача “Составь слово!” (2чел. на обратной стороне доски, все – в тетрадях.)
Приставка из слова ПРЕДУТРЕННИЙ
2-я приставка из слова ПОГОВОРИТЬ
Корень из слова СЛАГАЕМОЕ
Суффикс из слова РЕШАТЬ
2-ой суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова СОБИРАЛА
Какое слово получилось? Какое орфографическое правило спряталось в слове?
4. Творческая работа (в группах).
Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.
Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
Слова для справок: распол.жилась, зар.сла, пор.сль, распол.гался, зар.стающий, зар.сли.
5. Запись в тетрадь составленного текста.
6. Запись домашнего задания: на выбор 1)придумать 5 загадок “Составь слово!” 2) Упр. 286 (по заданию учебника) 3) составить кроссворд со словами на изученное правило.
7. Итог.
– Что нового узнали на уроке?
– Достигли ли мы поставленной цели?