Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся

Задачи:

  1. изучение орфографического правила написания А-О в корнях с чередованием;
  2. совершенствование навыков лингвистического анализа (морфемный разбор);
  3. развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, строить текст-рассуждение;
  4. совершенствовать умение работать в группах, парах, индивидуально.

Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ; у учителя – видеоаппаратура, словари Ожегова (2), грамматические таблицы, портрет Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.

Ход урока

1. Проверка Д.З.

Упр. 273.

1) Что такое морфема? (Часть слова.)

Кстати, понятие “морфема” введено в науку русским ученым Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929). (Показать портрет.) Он писал о термине морфема: “Считать подобный термин лишним – это то же самое, что считать лишним объединяющий термин “дерево” и довольствоваться частными названиями “дуб”, “береза”, “ель”, “ива” и т.д.”

2) Какие вы знаете морфемы? (Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.)

3) Назовите слова, морфемный состав которых соответствует модели

… Н ЫЙ (облачный, огуречный, воздушный), найдите для них однокоренные.

4) назовите однокоренные слова, в которых происходят следующие чередования: к//ч//ц, з//г//ж, з//ж, п//пл (учащимся показываются карточки).

– Какое языковое явление мы наблюдаем в словах? (Чередование согласных.)

– Как называются такие чередования? (Исторические.)

2. Сообщение темы учителем, формулировка цели, задач урока учащимися, изучение нового материала.

Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных.

– Прочитайте тему урока, сформулируйте цель. Как ее можно достичь?

1) Стр.91, упр. 278.

Прочитать задание, пронаблюдать, сделать вывод. (1гр.– с непроверяемыми гласными в корне, 2 гр. – с проверяемыми гласными в корне).

Составьте и запишите 3 словосочетания со словами левого столбика, к 3-м любым словам правого столбика подберите и запишите проверочные слова.

(Самостоятельная работа – 5 мин.)

Запишите и пронаблюдайте, как пишутся гласные в корнях данных слов.

2) Обсудите в парах свои предположения. (ЛАГ – ЛОЖ)

3) Проверка, заслушивание ответа. У кого другое мнение?

4) Стр. 92 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ. (На доске крепятся грамматические карточки с корнями.)

В русском языке есть исключение из этого правила: ПОЛОГ (карточка на доску).

Из сл. Сергея Ивановича Ожегова: полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.).

5) Рассмотрим другую группу корней: РАСТ– РАЩ– РОС (карточки).

– Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? (Упр. 82)

– Правил без исключений не бывает. Посмотрите видеосюжет и запомните слова-исключения.

(Просмотр видеосюжета.)

– Запишите слова-исключения в тетрадь. Проверьте правильность написания. (Карточка со словами вывешивается на доску.)

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

(Индивидуальное задание – 2 чел. находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

3. Закрепление.

1) Найдите 4-е лишнее:

Возраст, поросль, роса, водоросли.

– Возраст (ост. –рос-)
Водоросли (сложное слово)
– Роса (росы) – с проверяемой безударной гласной
– Во-до-рос-ли (4 слога)
– Водоросли (мн.ч.)

2) Игра-задача “Составь слово!” (2чел. на обратной стороне доски, все – в тетрадях.)

Приставка из слова ПРЕДУТРЕННИЙ
2-я приставка из слова ПОГОВОРИТЬ
Корень из слова СЛАГАЕМОЕ
Суффикс из слова РЕШАТЬ
2-ой суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова СОБИРАЛА

Какое слово получилось? Какое орфографическое правило спряталось в слове?

4. Творческая работа (в группах).

Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.

Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

Слова для справок: распол.жилась, зар.сла, пор.сль, распол.гался, зар.стающий, зар.сли.

5. Запись в тетрадь составленного текста.

6. Запись домашнего задания: на выбор 1)придумать 5 загадок “Составь слово!” 2) Упр. 286 (по заданию учебника) 3) составить кроссворд со словами на изученное правило.

7. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

– Достигли ли мы поставленной цели?