Цели:
- Обучение умелой, искусной, речи; расширение знаний обучающихся о жанре письма; формирование навыков правильного написания личного письма.
- Развитие монологической речи учащихся; кругозора.
- Воспитание любви, доброго отношения к маме.
Оборудование: презентация сообщения, карточки с письмами, карточки для рефлексии, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Дыхательная разминка.
3. Мотивация.
– Уже 2 года мы с вами принимаем участие во всероссийском конкурсе “Лучший урок письма”. У нас есть достижения в 2006 году – 1-е место в номинации “Самая активная школа”. В 2007 году – Андрей Чернобривец занял 2 место в номинации “Письмо о городе”.
– Надеюсь, что впереди нас ждут победы. Для этого нужно еще много узнать о письмах.
– Ребята, часто ли мы пишем письма?
-Что мы знаем об истории письма?
– Как выглядели первые письма?
– По каким правилам составляются личные письма?
– Ответы на эти вопросы получим сегодня, продолжив путешествие в мир писем.
4. Сообщение темы и целей.
– Откроем тетради и запишем дату и тему.
Цель урока – учиться правильно составлять, оформлять и записывать личное письмо.
5. Сообщение нового материала.
А) Когда же возникли первые почты и письма у нас в России? (Сообщение Кузнецова Павла.)
Б) – Ребята, как вы думаете зачем нужны письма?
– Знаменитый писатель Ги де Мопассан так ответил на этот вопрос:
“ С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”.
В) – Значит, цель личного письма не столько информировать адресата, сколько воздействовать, поделиться чувствами, переживаниями, мыслями.
– Существуют разные виды писем: официальные, публичные, личные.
Структура (едина):
- Обращение.
- Основная часть.
- Концовка.
– Предлагаю вам следующее упражнение. “ Восстанови письмо ”. (Зачитать письма из конвертов, где перепутаны местами вступление, основная часть, заключение.)
Г) Древнегреческий ритор сказал:
“Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи”.
Д) – Совсем скоро один из самых светлых, радостных праздников – 8 марта. Думаю, что в этот день письмо для мамочки станет лучшим подарком. Письмо, полное вашей любви, признательности. В написании такого письма помогут речевые формулы.
Важно, как ты начнешь свое письмо. А. С. Пушкин, например, обращался в своем письме так “Милая матушка”; Н. А. Некрасов писал “ Душа моя”.
– Как вы обратитесь к своей маме? (Родная, милая, дорогая, ласковая.)
– Почему именно с этих слов необходимо начать? (Они передают чувства.)
– Многие поэты и писатели рассказывали в письмах о своей любви к маме, не стеснялись своих чувств.
“Мы в вечном долгу перед матерью своей! Ничто не согревает душу матери, как ласковые, добрые слова детей”– писал М. Горький.
– В основной части нужно поблагодарить мамочку, признаться ей в ваших чувствах, порадовать. Закончить письмо– признание можно по-разному.
6. Сейчас я предлагаю вам составить и записать такое письмо маме.
Зачитываются работы.
7. Заключительное слово учителя.
– Ребята, прислушайтесь к совету М. Горького
“ Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человеческой. Самое страшное равнодушие к собственной матери”.
– О, как прекрасно это слово – мама,
Все на земле от теплых материнских рук.
Она нас непослушных и упрямых добру учила
высшей из наук.
Да, слово мама издавна в народе
Возносят выше самых ярких звезд.
8. Рефлексия.
– В заключении хотелось проверить, насколько наш рок был понятен и полезен для вас.
Оцените свою работу красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – слабо.