УЭ-0
Содержание и задачи урока-модуля.
Программа для учащихся:
После изучения темы вы будете ЗНАТЬ:
- что такое деепричастие;
- морфологические признаки деепричастия;
- синтаксические признаки деепричастия;
- признаки глагола у деепричастия;
- признаки наречия у деепричастия;
- обособленные обстоятельства: обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельства, выраженные существительным с предлогами.
В результате усвоения темы вы будете УМЕТЬ:
- выделять интонационно и письменно обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства, выраженные существительным с предлогами;
- отличать наречия и фразеологические обороты от обособленных обстоятельств;
- составлять простые предложения с обособленными обстоятельствами.
АЛГОРИТМ (порядок работы):
- внимательно прочитайте задание и выполняйте упражнение в тетради;
- при возникновении вопросов, поднимите руку;
- после выполнения каждого задания проверьте себя по ключу; (в случае неправильно выполненого задания повторно прочитайте Приложение №1, выполненное задание у слабых учеников проверяется учителем);
- если задание выполнено верно, переходите к работе со следующим учебным элементом (УЭ);
- после выполнения всех учебных элементов получите у учителя контрольный тест.
Обобщение и систематизация знаний
УЭ 1
Задание 1. Лингвистическая разминка.
Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй и так далее.
Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить
– Из данных глаголов образуйте деепричастия. (Читаем дополнительную информацию в таблице.)
– Что обозначает деепричастие?
– Какие морфологические признаки имеет деепричастие?
– Какие синтаксические признаки имеет деепричастие?
Таблица
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др. | ||
Признаки глагола | ||
Совершенный вид | Несовершенный вид | |
Отвечает на вопросы: | Что сделав? | Что делая? |
Пример: | решив задачу – отвечает на вопрос что сделав? | решая задачу – отвечает на вопрос что делая? |
Возвратное | Невозвратное | |
Пример: | вытираясь полотенцем: имеет суффикс -сь | вытирая полотенцем: не имеет суффикса –сь |
Морфологические признаки деепричастий – морфемный | ||
Суффиксы: | -в, -вши, -ши | -а, -я |
Пример: | пробежав, умывшись, принесши | крича, бегая |
Признаки наречия | ||
1.Деепричастия – неизменяемые
слова. 2.В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. |
||
Синтаксические признаки | ||
деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушёл, не оглядываясь. |
Задание 2. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Напевая какую(то) песенку шофер уверенно вел машину.
– Чем осложнено предложение?
Изучение и практическое закрепление нового материала
УЭ 2
– Читаем “Обособленные обстоятельства” в Приложении №1.
– Что значит обособить?
– Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Задание 3. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.
-
Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
- Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
- На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
- Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
- Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)
Задание 4. Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.
-
Во дворе несмотря на апрель стоял
пронизывающий холод.
- Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
- Вопреки плохой погоде в этом году был хороший урожай.
- Несмотря на осень день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)
Творческая работа
УЭ 3
Задание 5. Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы.
-
На опушке леса стояла стройная березка. Она
робко ш..лестела листвой.
- Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
- Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
- Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
Задание 6. Прочитайте примечание в Приложении №1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.
-
Работал он не покладая рук. (М.Г.)
- И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
- Я занимался спустя рукава.
- Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
- Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание. (Рыб.)
Задание 7. Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ на одну из тем: “Летом на реке”, “Хоккейная встреча”, используя рабочий материал.
Летом на реке:
наскоро позавтракав, отправляемся;
Хоккейная встреча:
- готовясь к игре, договорились;
- окружив вратаря, похлопывали;
- стремительно бросился вперёд, пасуя направо;
- упал, зацепившись за клюшку соперника;
- устремились к чужим воротам, не ожидая контратаки.
УЭ 4
Контрольный тест.
- Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
- Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
- Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
- Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
А) Путники устали и остановились
отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в
тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать
звуки этой ночи. (К.Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
А) Приехав я первым делом побежал на
речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам
было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и
бросился на помощь.
А) Чёрная речка, вследствие таяния
снега и ледников, вышла из берегов и затопила
низинные пастбища. (С.-М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и
заглянул в комнату. (А.Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны
народа. (В.Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе,
заметно снизив скорость.
1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
(Л.Толстой)
УЭ 3
Задание 5.
-
На опушке леса стояла стройная березка, робко
шелестя листвой.
- Летний вечер тихо таял, как бы переливаясь в теплую ночь.
- Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин деревьев, сверкая на солнце.
- Птицы весело щебетали в лесной чаще, радуясь первым лучам солнца.
Задание 6.
- Не покладая рук – не отдыхая.
- Несолоно хлебавши – безрезультатно.
- Спустя рукава – кое-как, без желания.
- Не переводя духа – без передышки.
- Затаив дыхание – безмолвно.
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
IV – 1, 3, 5.