Цели.
Образовательные
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
- познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;
- формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.
Развивающие - развитие речи и позновательного интереса учащихся.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод урока:объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Наглядность: опорные схемы, текст
Ход урока
І. Организационный момент урока.
ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.
“О трех золотых куклах”
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
1. Работа по тексту “О трех золотых куклах”.
а) выразительное чтение текста учащимися;
б) беседа путем ответов на вопросы:
2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?
3. Прочитайте его наказ придворным.
4. Кто и как разгадал тайну подарка?
5. Прочитайте объяснение юноши.
6. Какие качества людей символизируют эти куклы?
7. Какое из качеств вы цените в человеке?
8. Какова главная мысль текста? (“Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека”)
9. Синтаксический разбор предложений:
А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
10. Знаки препинания при БСП.
Знаки препинания |
Обоснование | Схема | Примеры |
Запятая ( , ) |
Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты | [ ], [ ], [ ]. |
Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. |
Точка с запятой ( ; ) |
Предложения более распространены, не очень близки по содержанию | [,]; [, ,]. |
Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная. |
Знаки препинания |
Обоснование | Схема | Примеры |
Двоеточие |
1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части | [ ] : [ ]. |
Султан велел доставить юношу во
дворец: заинтересовало его смелое предложение. Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. |
2) вторая часть поясняет первую | [ ] : [ ]; |
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т) | |
3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое | [ ] : [ ]. |
Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. |
ІІІ. Объяснение новой темы.
1. Тире в простых предложениях.
А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)
Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)
В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)
2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.
А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.
Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.
Знаки препинания |
Обоснование | Схема | Примеры | |
Тире ( - ) |
1) части противопоставлены по содержанию | [ ] - [ ]. | Придворные осмотрели все
три куклы – никакой разницы между ними они не
нашли Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет |
|
2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части | [ ] - [ ]. | Ласково заговоришь – змея
из норы выползет. Будешь книги читать – будешь все знать. |
||
3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части | [ ] - [ ] | Солнце дымное встает –
будет день горячий. Скажешь слово – добавят десять. Дети стали большими – им надо серьезно учиться. |
||
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго | [ ] - [ ] | Ученый без трудов – дерево без плодов. | ||
5) Быстрая смена событий | Вагоны тронулись-поезд
стал. Игнат спустил курок – ружье дало осечку |
ІV. Закрепление темы.
1. Практическая работа.
- Объяснить случай постановки тире в БСП.
- Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро - двинемся в путь.
Будешь книги читать – будешь все знать.
Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.
Труд человека кормит – лень портит.
Дрова все вышли – топить нечем.
2. Графический тест. Знаки препинания при БСП.
Знаки |
Предложения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Запятая |
||||||||||
Двоеточие |
||||||||||
Тире |
V. Подведение итога урока в форме диалога с классом.
- Какую тему рассмотрели сегодня?
- В каких случаях в БСП ставится тире?
- Чем можно заменить БСП?
VI. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.
VIІ. Оценка деятельности учащихся.
VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.