Русский язык
-
Практикум "Фонетическое членение речи" 2011
Итоговое учебное занятие проводится после рассмотрения и осмысления теоретических вопросов по фонетике, носит практический характер и направлено на выявление и оценивание лингвистической компетенции учащихся, а именно на выявление уровня владения способами и навыками действий с изученным языковым материалом по фонетике.
-
Обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация" 2011
На уроке происходит повторение ранее изученного материала по теме. Закрепляются умения находить в предложении словосочетания по заданным схемам; производить разбор простого предложения, давать характеристику предложениям; расставлять знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами; расставлять знаки препинания в сложном предложении; перестраивать структуру предложения.
-
Урок развития речи в 7-м классе "Тайны портрета" (подготовка к сочинению по картине О.А. Кипренского "Портрет Евг. Давыдова") 2011
На уроке рассказывается об особенностях описания картины: изображение исторической эпохи, большое количество незнакомых и устаревших слов, которые изучаются в ходе урока. Написанию сочинения предшествует большая работа по развитию речи, а также слушание музыки.
-
Степени сравнения имени прилагательного. 6-й класс 2011
Занятие рассчитано на один урок для учащихся общеобразовательных школ. Форма урока нетрадиционная, с использованием различных методик, м/медийного проектора. Урок насыщен разнообразными формами и видами работы. Смена деятельности помогает ребятам работать быстро, не устать до конца урока.
-
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 5-й класс 2011
Урок помогает научить детей различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких – два, продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.
-
Урок русского языка по развитию речи в 8-м классе "Что такое интервью" 2011
Цель урока: формирование у учащихся коммуникативных навыков и учебно-познавательной компетентности в освещении профессии журналиста, а также развитие творческих способностей.
-
Спряжение глагола. 6-й класс 2011
На уроке учащиеся обогащают свой словарный запас, раскрывают роль глагола в речи и в художественном тексте, развивают речевую и мыслительную деятельность.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и применение условных функций для создания тестов" 2011
Урок русского языка в 9-м классе призван развивать навыки постановки знаков препинания в СПП, умение определять виды придаточных предложений, навык узнавания и характеристики сложноподчиненного предложения с придаточными причины, систематизировать знания по фонетике русского языка, повторить условную функцию, провести комплексный анализ формулы выставления оценки за тест.
-
Методика написания сжатого изложения 2011
В статье представлен алгоритм работы с текстом. Предполагается, что текст изложения воспринимается учащимися на слух и работа над ним ведется уже в процессе чтения. В результате в черновиках появляются ключевые слова, формулировки микротем и основной мысли. Во время повторного слушания ученики дополняют абзацы необходимой информацией и преобразуют записи в текст, который потом редактируют.
-
Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ) 2011
В статье реализован культурологический подход, рассмотрены нравственные проблемы, что создает условия для пробуждения высоких чувств в душе молодого поколения. Представленная модель урока помогает обучать не только сильного, но и слабого учащегося, так как задания даны с адаптацией. Максимально индивидуализировать работу позволяет организация учебно-воспитательного процесса на основе современной технологии критического мышления.
-
Значение опорных карт для успешного решения практических задач на уроках русского языка 2011
Проблемы, связанные с неуспешностью школьников в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в решении практических задач. Разрешение проблемы на принципах психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению предполагает формирование у учащихся определенных методологических знаний о деятельности по решению практической задачи.
-
Как написать сочинение-рецензию (блок С). 11-й класс 2011
Урок направлен на формирование у учащихся умения создавать сочинение-рецензию, на совершенствование речевой практики в формулировке проблемы, позиции автора, аргументации собственного мнения, на умение убедительно и логично говорить, корректно вести дискуссию.
-
Морфемика. Орфография. Культура речи. 5-й класс 2011
Открытый урок по русскому языку, на котором ученики должны научиться понимать морфемы как значимые части слова, научиться обоснованно и правильно выделять морфемы; различать разные формы одного и того же слова. Урок формирует умение подбирать однокоренные слова с учётом значения корня.
-
Учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету 2011
В статье изложены основные этапы работы над проектом «Метафора в рисунках», преимущества метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Цель работы: создать сборник «Иллюстративный материал к метафорам в стихотворениях А.С.Пушкина». Участники проекта предположили, что если проследить, как создается метафора, если попытаться перевести ее в рисунок и потренироваться самим сочинять метафору, то это поможет им лучше понять данный художественный прием, увидеть его красоту.
-
Школа рекламиста. Урок риторики в 11-м классе 2011
В ходе урока осуществляется освоение способа создания рекламы книги и применения полученных знаний при самостоятельном составлении рекламы одного из произведений А.С. Пушкина.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 2011
Урок формирует понятие о придаточных предложениях, особенностях их структуры, совершенствует пунктуационные навыки, находит придаточные определительные в сложноподчиненном предложении. Развивает навыки объяснения и восприятия новой темы и закрепления.
-
Заседание ученого совета по теме "Суффикс – значимая часть слова". 5-й класс 2011
В ходе урока учащиеся знакомятся с разными значениями суффиксов, совершенствуют умение образовывать новые слова. Ребята учатся выступать перед аудиторией с собственной презентацией по значениям суффиксов, уменьшительно-ласкательным формам имён одноклассников. Особое внимание на уроке уделено знакомству с профессиями, вопросам культурного обращения учеников друг к другу.
-
Проверочная работа "Прилагательные, соотносительные с причастиями" 2011
Предлагается проверочная работа по теме «Прилагательные, соотносительные с причастиями», цель которой – формирование способа контроля.
-
Обособленные и необособленные определения. 11-й класс 2011
Урок разработан с целью углубления и обобщения знаний об обособленных определениях, отработки навыков постановки знаков препинания при обособлении, подготовки учащихся к ЕГЭ.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине К.Брюллова "Последний день Помпеи". 8-й класс 2011
Методическая разработка может оказать действенную помощь учителям в подготовке и проведении уроков развития речи (с использованием репродукций картин) в 8-м классе. Использование произведений живописи на уроках русского языка позволяет говорить о духовном обогащении и эстетическом воспитании учащихся, дает возможность работать над развитием связной речи, формировать коммуникативные умения, развивает монологическую речь. Цель урока – подготовка к сочинению-описанию картины.
-
Краеведение на уроках русского языка 2011
Предлагаемый материал «Краеведение на уроках русского языка» демонстрирует использование регионального компонента (тексты из произведений курских писателей и поэтов) для написания сжатых изложений и сочинений-рассуждений при подготовке школьников к итоговой аттестации в форме независимой оценки по русскому языку в 9-м классе.
-
Склонение личных местоимений 3-го лица 2011
Урок знакомит учащихся со склонением местоимений 3-го лица. Идет формирование навыков правописания местоимений 3-го лица с предлогами, используя частично-поисковый метод. Развитие умения распознавать падежные формы, используя полученные ранее знания. Воспитание внимания и любви к родному языку. На данном уроке использованы разные формы работы, частично-поисковый метод.
-
Путешествие по городу Имя существительное. 5-й класс 2011
На уроке учащиеся отправляются в путешествие по городу "Имя существительное". Урок проводится в классе слабовидящих детей. Учителю важно убедиться в том, что дети действительно видят карту города. Детально рассматривается карта города, с ее улицами, проспектами и бульварами. В ходе этого путешествия учащиеся выполняют ряд заданий, которые в конце урока оцениваются учителем.
-
Краеведение на уроках русского языка 2011
Предлагаемый материал демонстрирует использование регионального компонента – произведений курских писателей и поэтов для написания сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Данные тесты способствуют формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся; приобретению фоновых культурологических знаний, необходимых для понимания этих текстов; подготовке школьников к итоговой аттестации в форме независимого оценивания по русскому языку в 9-м классе.
-
Проект как метод обучения на уроках русского языка и литературы 2011
В статье представлен опыт использования метода проектов в преподавании русского языка и литературы. Дается ответ на вопрос, как найти место в предмете и на уроке для использования проектных технологий. Определен алгоритм проектировочной деятельности для учащихся. Автор проводит классификацию проектов в обучении, представляет подробную структуру проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
-
Урок рассчитан на детей младшего школьного возраста, только начинающих знакомиться с русским языком 2011
В обычной школе в настоящее время нередко встречаются ученики-иностранцы, не говорящие по-русски или плохо говорящие. Этот урок может послужить моделью того, как можно обучать таких детей русскому языку (накапливать лексику, знакомить с русской грамматикой). Урок рассчитан на детей младшего школьного возраста. Длительность урока 55–60 мин.
-
Час речевого этикета 2011
Материал рассчитан на учащихся 7–8-х классов, направлен на повышение уровня культуры речи, прививает интерес к родному языку, обогащает словарный запас учащихся. Он предполагает наряду с высказываниями учителя выступления самих подростков. Это разные сценки, стихи, выдержки из сочинений, мини-практикумы, которые соответствуют теме.
-
Как образуются глаголы 2011
В уроке используются приёмы развивающего обучения и приём проблемной ситуации. Поэтому цель урока ставится самими учениками, а тема урока объявляется не сразу и определяется также детьми, а не учителем.
-
Урок-модуль. Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол как часть речи". 6-й класс 2011
Работа представляет собой урок русского языка с применением технологии модульного обучения. Каждый учащийся работает по образцу, в сходной ситуации, а учащиеся с высоким уровнем подготовки смогут творчески применить знания в новых условиях. Входной и выходной контроль позволяет судить об уровне усвоения данной темы и степени готовности к контрольной работе.
-
Урок-практикум "Правописание причастий". 7-й класс 2011
Урок является систематизацией знаний, полученных при изучении темы. Он направлен на повторение орфограмм и пунктограмм, связанных с этой частью речи. Выявляется уровень усвоения учащимися материала по теме, умений применять полученные знания на практике. На уроке используются дифференцированные задания.