Цели:
- Обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;
- Вырабатывать умение употреблять числительные в речи;
- Развивать навыки работы в группах;
- Продолжить отработку пунктуационных навыков в предложении;
- Продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи.
Методы и приёмы:
1. Исследовательский;
2. Репродуктивный:
- задания исследовательского характера,
- работа со схемами и таблицами,
- задания на развитие речи,
- нетрадиционная форма работы.
Оборудование: компьютер, проектор, СД-диск с презентацией урока, чистые листы А-4, маркеры, магниты, сигнальные карточки, раздаточный материал, лист – маршрут
Этапы урока | Содержание | Примечание | ||
1. Организационный момент. Нацеливание. Мотивация
Декларация.
НИИ имени “Числительного”
Лабиринт
Лаборатория.
Лабораторная работа
Улица “Историческая”
Улица “Лексическая”
Словарный” переулок.
Улица “Творческая”
Рефлексия
Итоги урока Домашнее задание |
– Добрый день, ребята. Мы закончили изучение темы
“Числительное” и как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем
заниматься? – Верно, сегодня у нас с вами обобщающий урок по этой теме. А для чего нужно повторять и обобщать изученное? – Откройте тетради, запишите число и тему урока. – Что обычно делают на уроке – повторения? Скучно? Неинтересно? – А нас с вами сегодня ожидает урок – путешествие. Представьте, что где-то есть город, который называется …Числительное. Вот он, перед вами. Нравится? – Все вы знаете, что в путешествия отправляются люди смелые, дружные. Для нас это своеобразная проверка не только знаний, но и умения работать дружно и слаженно. Работать вы будете в группах. – При въезде в город нас ожидает таможенный контроль багажа наших знаний. Заполните, пожалуйста, декларации, которые лежат на ваших столах. Декларация. Прочитайте высказывание, если оно кажется вам верным, поставьте “+”, неверным, поставьте “ -” в первой колонке. Расставьте каждый самостоятельно, обсудите в группе, что у вас получилось. Верно ли, что…
– Итак, у нас с вами появились нерешённые, спорные вопросы.
Давайте будем решать их в ходе путешествия. В этом институте под пристальным вниманием учёных находятся хорошо известные вам и ещё не совсем известные сведения о числительном. – Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания и умения. Каждая группа получила вот такой бланк. Заполните пустые графы. Здесь же вы видите перечень заданий, которые вам предстоит выполнить, и количество баллов за правильное выполнение, а также соотношение набранных баллов и оценки. – Работа выполняются в тетрадях и лабораторных бланках (в зависимости
от задания). Не забудьте о сигналах. Лабиринт. Расшифруйте код: замените числа и стрелки словами, впишите их в текст, и вы узнаете номер своей лаборатории и как к ней пройти. Ваш код: – Давайте узнаем номера ваших лабораторий. “Лаболратория”. 1–2 группа. 3–4 группа. 5–6 группа. – Расскажите по схемам о числительном. – А сейчас попробуйте применить полученные знания, выполняя следующие задания лабораторной работы. Задание №1. Цифровой диктант. Определите разряд числительного: П,К, С. Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж. Задание №2. Игра “Эскалатор”– Определите числительное простое, сложное или составное.
Задание №3. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Химические опыты. – Теперь мы переходим непосредственно к химическим опытам. Опыт №1. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым числительным. 365 дней (Р.п.)_________________________________ Опыт №2. Высчитайте результат и запишите примеры словами. 3 ¼ + ¾ =7 1/6 + 4/6 = 5 4/5 – 3 1/5 = 10 3/7 – 5 1/7= Опыт №3. Тестовое задание (выполняется каждым учеником) – Такое задание поможет каждому из вас проверить степень усвоения материала. А1. Найдите числительное
А2. Какое из утверждений является неверным?
А3. Найдите составное числительное.
А4. Найдите ошибку.
А5. Укажите ряд, в котором все числительные количественные:
А6. Укажите ряд, в котором все числительные собирательные:
А7. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые.
Химический анализ. Сделайте морфологический разбор указанного числительного. За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови, а за сутки – свыше семи тысяч, за год – два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто пять миллиардов литров. – Вот вы и справились с поставленной перед вами задачей. Лабораторная
работа выполнена . Просчитайте количество набранных вами баллов и
соотнесите с таблицей оценок. Улица “Историческая”. – Вам необходимо составить текст – рассказ о происхождении
числительного. Работать вы будете в группе. У каждого члена группы
карточка с одним предложением. Улица “Лексическая”. – Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение. Всыпать по первое число – Знать очень хорошо – А теперь заглянем в “Словарный” переулок.
– Вы ещё лучше запомните написание этих слов, если придумаете
какие-нибудь забавные фразы из сочетаний букв или слогов, входящих в их
состав. – Нам пора заканчивать наше путешествие. На выходе из города нам
снова предстоит пройти через таможенный пост и проверить, увеличился ли
наш багаж знаний. Возьмите вновь декларации и заполните в них вторую
колонку. Домашнее задание:
|
Слайд 1. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Числительное” Слайд 2. Вид города.
Бланки на столах. 1 – номер группы красный – нужна помощь У каждого ещё свой сигнал – Верно-неверно
Слайд 3. Карта города.
Заполняем бланк “Верно – неверно”.
Слайд 4. Фото НИИ, лабораторий и т. д.
Работа в парах, проверка в группах.
Проверка вслух всех предложений. В это время каждый ученик проверяет на слух и поднимает карточку – сигнал “Верно – неверно”
Работа в группах
На доску вывешиваются все варианты схем. Идёт рассказ о числительном. Слайд 5. – вариант кластера
Самопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С К С К П К С П С П
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п – простое
Проверка в группе – консультантом
Слайд 6. Проверка по слайду
Работа в парах Проверка в группах
Работа в парах Проверка в группах
Выполняется индивидуально Проверяется по слайду Слайд 7.
Работают в группе Проверка на слух
Слайд 8.
Работа в группе. У каждого члена группы – карточка с одним предложением. Составить текст – рассказ о числительном. Слайд 9.
Работают в группах Проверка на слух
Слайд 10.
Работают в парах, в группе.
Придумывают предложения
Слайд 11.
Таблица “Верно – неверно”
Слайд 12. |