На доске:
"Когда я перечитываю стихи поэта, передо мной встает мой Сергей Есенин, человек великой любви к Родине".
А. Блок: "Стихи свежие, чистые, голосистые".
Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим".
Цели урока:
- Обучающая: показать через стихи духовный мир поэта, вызвать восхищение его творчеством, показать тонкость, задушевность, трепетность, мелодичность его стихов, предельную искренность поэзии, гуманизм
- Развивающая: пробудить любовь к творчеству С. Есенина
- Воспитывающая: воспитать у учеников любовь к своей Родине (на примере стихотворений).
Ход занятия
Орг. Момент.
На столе томики С. Есенина, свечка, портрет.
Слово учителя. (1 мин.)
С детства поэта окружала родная природа, с первыми словами впитал он народный поэтический взгляд на мир: песни матери, сказки бабушки. Он знал нелегкий труд крестьянина. Все это стало источником его поэзии. Сестра вспоминает: "В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село".
1 ученик читает стихотворение "Сыплет черемуха снегом:"
2 ученик читает стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся:"
Слово учителя. (1 мин.)
Природа для С. Есенина - необъятный прекрасный край. Любовью к земле, лугам, травам, рощам проникнуты его стихи. В них звучат задушевные мелодии, передающие дыхание самой природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц, плеск речной волны. Природа вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.
Девочки исполняют романс "Отговорила роща золотая" (3 мин.)
Беседа.
"Золотая роща" - это конкретный предметный образ или что-то большее?
(Ответ: это жизнь поэта, образ судьбы)
Общая тема увядания, ощущение конца жизни сливается с темой прощания (с веселыми днями юности).
Почему роща "золотая"?
(Ответ: это цвет увядания, но говорит "веселым языком". Это воспоминание о весне, радости, счастье).
А почему рядом с увяданием две стихии : время и ветер?
(Ответ: они возвращают к теме жизни, делают концовку светлой, оптимистичной).
Слово учителя:
Поэт умеет видеть красоту во всем: и в родимом низеньком доме, и в северных небесах, и в хлебных полях. Все это согрето горячей любовью к родине.
Чтение стихов:
"Я покинул родимый дом:", "Низкий дом с голубыми ставнями:" (4 мин.)
Слово учителя:
Есенинские стихи по-настоящему гуманны даже тогда, когда поэту кажется, что все мечты и надежды в прошлом.
Ученицы класса исполняют романс "Не жалею, не зову, не плачу" (3 мин.)
Беседа.
О чем это стихотворение?
(о быстротечности, любви к людям и ко всему живому на земле).
А есть впечатление, что в этом стихотворении отрешение от жизни?
(нет, только сожаление о скоротечности, необратимости, беззащитности перед неминуемом)
Слово учителя:
В очерке "О себе" С.А. Есенин писал "Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах". Поля, леса, березка над прудом, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, мать, "девушка в белом", "голубом" - все вызывает в сердце поэта глубокую нежность.
Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим"
О "братьях наших меньших" поэт рассказывает с неизменной нежностью
Учитель читает наизусть стихотворение "Собаке Качалова" (1,5 мин.)
Беседа: Что удивляет в стихах?
Чем поражаешься, читая стихотворение?
(со "зверьем разговаривает по-дружески", "на равных")
Как передает симпатию к Джиму?
(все нравится: лапа, шерстка бархатная, характер)
О чем говорит с Джимом?
(о любви, радости, грусти, даже об отношении к жизни)
Слово учителя:
Одно из сильнейших стихов о "братьях наших меньших" - стихотворение "Песнь о собаке"
Один ученик читает стихотворение "Песнь о собаке"
Беседа.
Чем покоряет стихотворение?
(Трепетное отношение к собаке, к родившимся щенятам, стих о гуманном отношении ко всему живому)
Как собака ухаживала за щенятами?
(Ласкала, причесывала языком, успела полюбить)
На какой антитезе строится стих?
(Материнские чувства и "хозяин хмурый", который может разделаться со всем живым на земле)
Почему в этом сюжетном стихе выпали строки о гибели щенят?
(Состояние поэта, его потрясение)
Как вы поняли метафору "покатились глаза собаки золотыми звездами в снег"?
(Метафора говорит о святости материнской любви. Это обезумевшая от горя собака)
Слово учителя:
Семья для поэта неотделима от Родины. Высоко поэтичен образ матери, к которому поэт не раз обращался в своих стихах. Возвращение к матери - это возвращение к Родине. В самые трудные минуты поэт обращается к матери.
Ученик читает стихотворение "Письмо матери". (2 мин.)
Подводя итоги жизни, автор пишет стих "Мы теперь уходим понемногу:". Это стихотворение не только "о восторженной любви к жизни", но и о том, как дороги поэту люди.
Слово учителя:
К гуманизму можно прийти различными путями. С. Есенин пришел к нему от сыновей любви к родной земле, к матери, к "братьям нашим меньшим".
Оценки за урок.
Домашнее задание: Анализ стихотворений "Русь советская", "Русь уходящая", "Письмо к женщине" , "Спит ковыль. Равнина дорогая:", "Небесный барабанщик", "Иорданская голубица".
Если останется время:
1. "Не бродить, не мять в кустах багряных:"
2. "Шаганэ ты моя, Шаганэ:"
3. "Я спросил сегодня у менялы:"
4. "Спит ковыль. Равнина дорогая:"
Поэт радуется каждому своему свиданию с милой родиной. "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине". Всей своей потрясающей красотой и чуткостью стих Есенина подтверждает это: "Чувство к Родине - основное в моем творчестве".
Лучше всех знал себя и лучше всех сказал о себе Есенин, лучше всех сам объяснил, что похабничал и скандалил для того, чтобы "ярче гореть", "розу белую с черной жабой" хотел повенчать. Не поэт тот, чья поэзия не волнует. У него чистое сердце, русское, широкое и свободное.
Прослушивание романса "Мне осталась одна забава".