Цели:
образовательная – создание условий для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся через совершенствование их умения составлять текст заданного типа речи (описания); подготовка к написанию сочинения;
развивающая – формирование коммуникативной и языковой компетенции учащихся через обогащение их словарного запаса, овладение изобразительно-выразительными средствами языка; развитие мышления, орфографической зоркости;
воспитательная – формирование общекультурной компетенции и компетенции личностного саморазвития через воспитание чувства любви к родной природе, доброжелательности, совершенствование умения пользоваться справочной литературой, работать в группе, в паре.
I. Вступительное слово /мотивация деятельности - слайд 1/
Сегодняшний урок РР хотелось бы начать с такого вопроса:
- Приходилось ли вам бывать в музее?
- Кто знакомил вас с экспонатами?
- Кто такой экскурсовод? /уточнение лексического значения слов экскурсовод, экспонат/
- Когда слушать экскурсовода интересно?
- Представьте, что мы – начинающие экскурсоводы в Третьяковской галерее в Москве. Нам предстоит рассказать группе учащихся о картине И.И.Левитана “Март”. Легко ли это?
- Что должен знать экскурсовод? Что он должен уметь?
II. Формулирование цели урока, знакомство с планом урока /слайд 2/
Сегодня мы, внимательно рассматривая репродукцию картины И.И.Левитана “Март”, продолжим учиться грамотно строить описание, сформулируем в ходе работы несколько советов юному экскурсоводу.
Написанные вами работы примут участие в конкурсе текстов для экскурсоводов.
Запись домашнего задания: сочинение по репродукции И.И.Левитана “Март” или по другому весеннему пейзажу Левитана.
III. Погружение в тему, создание эмоционального настроя /слайд 3/
1. Запись темы урока в тетради.
2. Проверка д/з (2 человека).
- Что такое пейзаж?
- Только ли в живописи мы встречаемся с описанием природы?
- Прочитайте строки из стихотворений русских поэтов, посвящённых наступлению весны, пробуждению природы.
- У кого получилось создать собственное стихотворение на эту тему?
- Какими чувствами наполнены все прочитанные строки?
- Посмотрите внимательно на весенние пейзажи И.И.Левитана. Какими чувствами наполнены его картины?
- Как вы думаете, почему у поэтов, художников возникает потребность запечатлеть природу?
/Это люди, тонко чувствующие и понимающие природу. Они испытывают потребность показать нам её душу и очарование, поделиться теми чувствами, которые испытали сами. Одним из таких замечательных художников был Исаак Ильич Левитан/
Индивидуальное задание. Рецензирование ответа /слайд 4/.
Послушайте небольшой рассказ о его жизни и творчестве и постарайтесь ответить на вопрос: В чём особенность пейзажей Левитана?
Дополнительный вопрос отвечающему:
Как можно озаглавить этот рассказ? /Заглавие должно отражать идею текста/
3. Словарный диктант. Свет и тепло левитановских пейзажей /слайд 5/.
Так назовем словарный диктант, все словосочетания которого характеризуют творчество художника. /2 человека за закрытой доской/ Взаимопроверка.
Великолепный пейзажист, талантливый живописец, сочный колорит, удивительное мастерство, пробуждающаяся природа, левитановский пейзаж, скромный мотив, гимн природе, необычайная задушевность, прелесть среднерусской полосы.
/Самопроверка у остальных по слайду 5/
IV. Беседа по репродукции /постепенное заполнение алгоритма “Советы юному экскурсоводу” слайд 6/
- Каким типом речи воспользуемся? С чего начнем работу над описанием? Какой первый совет дадим юному экскурсоводу? /Внимательно рассмотри картину/
- К какому жанру живописи она относится? Сформулируйте 2-й совет экскурсоводу. /Определи жанр/
- Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы определить изображенное на ней время года? Как? Постарайтесь доказать, что перед нами весенний пейзаж.
Убедившись, что перед нами весенний пейзаж, что мы определили? /его тему/. Сформулируйте 3-ий совет. /Определи тему/
- Какое чувство хотел передать автор пейзажа? /Восхищение пробуждающейся природой/
- Восстановите фразу, заключающую в себе идею этого пейзажа. (Фраза записана на доске)
“Март” Левитана - ….. ………….. природе. /Подсказка – использовано сравнение пейзажа с песней/
4-й совет. (Сформулируй идею)
Согласны ли вы с мнением русского живописца М.В.Нестерова о пейзажах Левитана?
V. Составление плана /слайд 7/
- Какую работу мы уже выполнили, следуя советам юному экскурсоводу? /Рассмотрели картину, определили жанр, тему, идею/
- Можно переходить к следующему этапу, пропустить который никак нельзя. Какому?
Составьте план к описанию этой картины /групповая работа/ Обсуждение получившихся планов, запись их в тетрадь.
1. Весенний пейзаж.
2. “Март” Левитана – гимн пробуждающейся природе.
1. Разнообразие оттенков снега.
2) Весенние деревья.
3) Дощатый дом.
4) Мартовское небо.
3. Красота пробуждающейся природы.
Сформулируйте 5-й совет. /Составь план…/
VI. Составление рабочих материалов /слайд 8/
На черновике расчертим таблицу “Рабочие материалы”
Что? | Какой? | Дополнения |
снег | ||
деревья | ||
дом | ||
небо |
Подбор определений к ключевым словам /слайды 9-12/.
- Рассмотрите повнимательнее снег - I вариант, дом – II вариант, небо – III вариант.
Подумайте, какие они.
Запишите на листочке одно определение к этому слову, не повторяя того, которое уже написано. Попробуйте вставить их в текст на слайде /заполнение рабочих материалов/
Закончите 5-й совет /…и рабочие материалы/
VII. Выбор эпиграфа /слайд 13/
- Какие из звучавших сегодня строк наиболее соответствуют настроению этого пейзажа?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
- Назовите тропы, используемые А.С.Пушкиным.
- Почему именно март он назвал утром года?
VIII. Редактирование негативного образца /записан на слайде 14/
/1 человек – восстанавливает заключительную часть/
Пейзаж Левитана прост и ясен. [На нем изображено] утро, пробуждается /пробуждающаяся от зимней спячки/ природа.
Март [является] предвестником весны. Зима ещё сильна, [зима] /она/ не хочет уступать. Повсюду [лежит] снег.
Что приобрел текст благодаря правке? /Большую выразительность/
Как надо рассказывать о картине? /Так, чтобы она не оставила равнодушной/
Сформулируйте последний, но очень важный совет
6-й совет /Рассказывай эмоционально/
X. Итоги урока
Работая над описанием этого пейзажа, каким советам вы будете следовать?
Советы экскурсоводу.
1. Внимательно рассмотри картину.
2. Определи жанр.
3. Определи тему.
4. Сформулируй идею.
5. Составь план и рабочие материалы.
6. Рассказывай эмоционально.
- Как вы думаете, эти советы можно использовать только при работе над описанием?
XI. Рефлексия
- Чему мы научились сегодня?
Справились ли с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
Какое задание у вас показалось самым интересным, какое вызвало затруднение?