Цели урока:
- Повторить изученные фразеологизмы;
- Закрепить навыки употребления фразеологизмов в речи учащихся;
- Развитие письменной и устной речи учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: Урок-повторение по разделу "Фразеология".
Оборудование: мультимедийный проектор, экранная презентация учителя.
Подготовка к уроку: организационные группы учащихся ищут и запоминают идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, ухо, голова, язык, глаз (работа со словарями).
С помощью словаря выясняют значение пословиц.
Повторяют лингвистические термины: синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Ход урока
Учитель: Мы закончили изучение раздела "Лексика", рассмотрели тему "Фразеология". Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии. Например: Иванов сквозь землю провалился. Семенов - технарь до мозга и костей. Предлагаю выполнить следующее задание - закончите предложения (Слайд №3).
- Фразеологизмами называются - :
- Синонимы - это:
- Антонимы - это:.
Молодцы, ребята. Ну а теперь перед вами Игра "Найди пару". Вам необходимо соединить стрелками половины пословиц (Слайд №4). (Ребята работают устно, затем сложившиеся пословицы записывают в рабочих тетрадях).
|
|
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами устроим небольшой аукцион. На экране (Слайд №5) продаются слова рука, голова, глаз. Задание: Назовите фразеологизмы с данными словами. (Ребята по очереди называют свои идиомы, подготовленные дома).
Возможные варианты:
- ГОЛОВА - вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног.
- ГЛАЗ - хоть глаз выколи, говорить глаза, в глаза не видеть, говорить за глаза, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, с глазу на глаз, куда глаза глядят.
- РУКА - рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.
Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на эти рисунки (слайд №6). Помогите им найти свое место во фразеологизмах.
(На рисунках изображены палец, нога, язык, нос. В своих ответах ребята могут назвать такие фразеологизмы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть, взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой; одна нога здесь, другая там; носить ноги, падать в ноги, язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком, повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.)
(за каждый правильный ответ учащемуся дается жетончик, которые в конце урока подсчитываются и поощряются соответственной отметкой).
Учитель: Теперь самостоятельно выполните задание №1: соедините антонимы-фразеологизмы (слайд 7).
- Хоть иголки собирай;
- Заваривать кашу;
- По чайной ложке;
- Коломенская верста;
- Чуть свет;
- Повесить нос;
- Жить душа в душу;
- Сидеть сложа руки;
- Нн зги не видно;
- Воспрянуть духом;
- На ночь глядя;
- От горшка два вершка;
- Как кошка с собакой;
- Одним духом;
- Расхлебывать кашу;
- Не покладая рук.
Учитель: А теперь предлагаю вам, ребята, подобрать синонимы - фразеологизмы.:
- Шевелить мозгами;
- Попасть в переплет;
- Как по писаному.
- Вычеркнуть из памяти.
(Ученики выполняют данные задания, один человек работает около доски письменно, остальные - в тетрадях).
Учитель: На экране вы видите шарады. Попробуйте их разгадать. (Слайд №8). (Ребята разгадывают шарады: спустя рукава; втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать на всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).
Учитель: Молодцы. Фразеологизмы вы знаете хорошо. А каково их значение и происхождение? (слайд №8).
(Ребятам предлагаются три картины. На первой изображен веселый чертик и подпись у черта на куличках., на второй - древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята, Третий - буква "Ять" и подпись - знать на ять.
Ответы: Учерта на куличках - значит, очень далеко. Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу", Куличка - расчищенная лесная поляна.
Ахиллесова пята - уязвимое место. Мать Ахилла , богиня Фетида, держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой именно в пятку.
Знать на ять - знать очень хорошо. "Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком.
Учитель. Вот мы и с вами подытожили свои знания , полученные по разделу "Фразеологизмы". В конце урока я вам предлагаю написать небольшую орфографическую работу по правописанию фразеологизмов, после чего, обменяясь тетрадями, вы друг друга сами и оцените.
(слайд №10). : Ответы: Тише воды, ниже травы; Жить чужим умом; Забивать голову; Умирать со смеху; сложа руки; с легким сердцем;
(ребята правильно вставляют пропущенные буквы, затем проверяют работы друг у друга, оценивают работы сами, анализируют ошибки, проговаривая орфографические правила.)
Учитель. Наш урок подходит к концу. Как вы сегодня поработали, хорошо или кто без дела просидел? Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи?
(Ребята отвечают на вопросы).
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение "Для чего нам в речи нужны фразеологизмы?"