Фразеологизмы в русском языке

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Повторить изученные фразеологизмы;
  • Закрепить навыки употребления фразеологизмов в речи учащихся;
  • Развитие письменной и устной речи учащихся, развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: Урок-повторение по разделу "Фразеология".

Оборудование: мультимедийный проектор, экранная презентация учителя.

Подготовка к уроку: организационные группы учащихся ищут и запоминают идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, ухо, голова, язык, глаз (работа со словарями).

С помощью словаря выясняют значение пословиц.

Повторяют лингвистические термины: синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Ход урока

Презентация.

Учитель: Мы закончили изучение раздела "Лексика", рассмотрели тему "Фразеология". Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии. Например: Иванов сквозь землю провалился. Семенов - технарь до мозга и костей. Предлагаю выполнить следующее задание - закончите предложения (Слайд №3).

  • Фразеологизмами называются - :
  • Синонимы - это:
  • Антонимы - это:.

Молодцы, ребята. Ну а теперь перед вами Игра "Найди пару". Вам необходимо соединить стрелками половины пословиц (Слайд №4). (Ребята работают устно, затем сложившиеся пословицы записывают в рабочих тетрадях).

  1. НЕ спеши языком -
  2. Сам пропадай а,
  3. С кем поведешься,
  4. Труд человека кормит,
  5. Глаза страшатся,
  6. Хочешь много знать -
  7. Ученье - свет,
  8. По одежке встречают,
  9. Грамоте учиться -
  10. Не сиди сложа руки -
  11. Птица красна пением,
  12. Семь раз отмерь -
  13. Лодырь да бездельник
  14. Любишь кататься -
  1. торопись делом.
  2. а товарища выручай.
  3. от того и наберешься.
  4. а лень портит.
  5. а руки делают.
  6. надо мало спать.
  7. а неученье - тьма.
  8. а по уму провожают.
  9. всегда пригодится.
  10. так и не будет скуки.
  11. а человек умением.
  12. один раз отрежь.
  13. им праздник и в понедельник.
  14. люби и саночки возить.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами устроим небольшой аукцион. На экране (Слайд №5) продаются слова рука, голова, глаз. Задание: Назовите фразеологизмы с данными словами. (Ребята по очереди называют свои идиомы, подготовленные дома).

Возможные варианты:

  • ГОЛОВА - вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног.
  • ГЛАЗ - хоть глаз выколи, говорить глаза, в глаза не видеть, говорить за глаза, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, с глазу на глаз, куда глаза глядят.
  • РУКА - рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на эти рисунки (слайд №6). Помогите им найти свое место во фразеологизмах.

(На рисунках изображены палец, нога, язык, нос. В своих ответах ребята могут назвать такие фразеологизмы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть, взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой; одна нога здесь, другая там; носить ноги, падать в ноги, язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком, повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.)

(за каждый правильный ответ учащемуся дается жетончик, которые в конце урока подсчитываются и поощряются соответственной отметкой).

Учитель: Теперь самостоятельно выполните задание №1: соедините антонимы-фразеологизмы (слайд 7).

  • Хоть иголки собирай;
  • Заваривать кашу;
  • По чайной ложке;
  • Коломенская верста;
  • Чуть свет;
  • Повесить нос;
  • Жить душа в душу;
  • Сидеть сложа руки;
  • Нн зги не видно;
  • Воспрянуть духом;
  • На ночь глядя;
  • От горшка два вершка;
  • Как кошка с собакой;
  • Одним духом;
  • Расхлебывать кашу;
  • Не покладая рук.

Учитель: А теперь предлагаю вам, ребята, подобрать синонимы - фразеологизмы.:

  • Шевелить мозгами;
  • Попасть в переплет;
  • Как по писаному.
  • Вычеркнуть из памяти.

(Ученики выполняют данные задания, один человек работает около доски письменно, остальные - в тетрадях).

Учитель: На экране вы видите шарады. Попробуйте их разгадать. (Слайд №8). (Ребята разгадывают шарады: спустя рукава; втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать на всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).

Учитель: Молодцы. Фразеологизмы вы знаете хорошо. А каково их значение и происхождение? (слайд №8).

(Ребятам предлагаются три картины. На первой изображен веселый чертик и подпись у черта на куличках., на второй - древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята, Третий - буква "Ять" и подпись - знать на ять.

Ответы: Учерта на куличках - значит, очень далеко. Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу", Куличка - расчищенная лесная поляна.

Ахиллесова пята - уязвимое место. Мать Ахилла , богиня Фетида, держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой именно в пятку.

Знать на ять - знать очень хорошо. "Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком.

Учитель. Вот мы и с вами подытожили свои знания , полученные по разделу "Фразеологизмы". В конце урока я вам предлагаю написать небольшую орфографическую работу по правописанию фразеологизмов, после чего, обменяясь тетрадями, вы друг друга сами и оцените.

(слайд №10). : Ответы: Тише воды, ниже травы; Жить чужим умом; Забивать голову; Умирать со смеху; сложа руки; с легким сердцем;

(ребята правильно вставляют пропущенные буквы, затем проверяют работы друг у друга, оценивают работы сами, анализируют ошибки, проговаривая орфографические правила.)

Учитель. Наш урок подходит к концу. Как вы сегодня поработали, хорошо или кто без дела просидел? Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи?

(Ребята отвечают на вопросы).

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение "Для чего нам в речи нужны фразеологизмы?"