Цели урока:
1. Обучающая:
- познакомить учащихся с миром имён, их историей, значением, своеобразием;
- развивать устную речь учащихся;
- стимулировать учащихся к поисковой деятельности с использованием ИКТ.
2. Развивающая:
- развивать познавательный интерес у учащихся к предметам: русский язык, ОПК;
- формировать умение публично выступать перед классом по предложенной теме;
- развивать навыки и умения, связанные с применением современных компьютерных технологий;
- развивать творческое мышление;
- совершенствовать умение коммуникативного общения.
3. Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности за команду и ее участников, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать внимание и уважение к русской православной традиции.
Оборудование.
- паспорта проектных групп;
- папки собранного группой материала по теме;
- выставка книг по теме;
- медиапроектор, ИАД, презентации;
- газета «Помни имя своё»;
- листы-оценки проектов.
Подготовительная работа.
- Сбор материала по теме «Имена».
- Подготовка и обработка материала для публичного выступления.
- Выбор формы презентации проекта.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация проблемы.
Чтение эпиграфа к уроку (слова Гомера) (см. Приложение № 1).
Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный
Имя, как сладостный дар, от родных своих получает.
(Гомер.)
- Согласны ли вы с высказыванием древнегреческого поэта?
2. Вступление.
Слово «имя» – очень древнее, и этимология его неясна. Но некоторые ученые сближают его с древнерусским ИМЪТИ – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо». И это не случайно, потому что слово это имеет множество «родственников» в языке. Другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским – «отделяет», т.е. имя даётся для того, чтобы отличать людей друг от друга.
3. Задание. Запишите слово «имя». Подберите к нему однокоренные слова. (Именной, именовать, именины, именинник, именитый, именительный.) Выделите корень в словах.
4. Слово учителя. Сегодня у нас не просто урок, а урок защиты проектов, подготовленных самими ребятами. В добрый путь, ребята!
- Что же вы нам расскажите об имени? Слово историкам.
5. Выступление группы историков. Сценка.
По дороге идет мальчик и говорит сам себе ...
Мальчик: Вот зовут меня Паша. А кто придумал мне это имя? Ну, конечно, мама и папа… Но ведь и им кто-то подсказал… Да задачка… А спрошу-ка я об именах у историков.
- Уважаемый учитель, не могли бы Вы мне рассказать об именах людей?
Учитель: Безусловно, я могу попытаться помочь тебе разобраться в этом сложном вопросе.
Рождение человека всегда связано с важным событием в его жизни – присвоением ему имени. Какое имя дать ребёнку – вопрос, который и сегодня волнует родителей. А вот что говорит об именах наука.
Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Одним из разделов этой науки, изучающим имена людей, является антропонимика (от греч. антропос – человек).
Имена людей – это часть истории народов. В истории русских имён выделяются три этапа: дохристианский, период после введения христианства на Руси и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции.
Хорошо известно, что имена у людей были уже в первобытном обществе. Тогда людей называли по внешнему виду, физическим недостаткам (Малюта, Чернавка, Толстун), по свойствам характера (Молчан, Хвастун, Смеяна), по роду занятий (Гончар, Коновал, Кузнец), по названию животных, растений, птиц (Заяц, Щука, Пырей).
В 988 году произошло важной событие – Крещение Киевской Руси князем Владимиром. С введением христианства появились новые имена, так называемые календарные. Имена эти давались русским людям по церковным календарям (святцы, месяцесловы, минеи), в которых распределялись по всем дням года. Придя из Византии, имена были не в переводах, а в иноязычных звучаниях, непонятных и чуждых для русских людей. Сегодня для нас многие из них стали широко употребляемыми: Александр, Андрей, Максим, Павел, Роман, Анастасия, Евгения, Катерина, Татьяна и другие. В 1891 году был напечатан новый месяцеслов, который был разослан во все православные приходы Российской империи, и было предписано «давать имена крещаемым только по этому месяцеслову».
В именах людей большой след оставил 1917 год. Появились необычные имена, интересные по звучанию и образованию: Индустрия, Агитпром, Октябрина. С этого времени в русский именной ряд вошли многие иноязычные имена – Жанна, Тимур, Эдуард, Артур, Яна, Кристина, Вероника. А твое имя Павел в переводе с латинского значит «маленький», «малыш», оно пришло к нам в христианский период.
Мальчик: А… значит, основу современных имён составляют в основном старые календарные имена. Конечно, ведь они органично вошли с систему русского языка: от них легко образуются отчества, например: Павлович, есть многочисленные сокращённые варианты: Паша, Павлик, Павлуша. Я думаю, важным является и то, что эти имена связаны с историей нашей страны: всемирно известные полководцы и рядовые солдаты, прославившие наше отчество, знаменитые путешественники и мореплаватели, люди, посвятившие свою жизнь служению во благо народа – все они были носителями рядовых русских имён. Это Александр Суворов, Михаил Кутузов, Иван Крузенштерн и даже есть известный флотоводец с моим именем – Павел Нахимов.
6. Вопрос классу.
- Как называется наука, изучающая имена людей?
7. Запись в тетрадях. Антропонимика – раздел науки, изучающий имена людей.
8. Слово учителя. Одним из самых важных этапов в развитии общества, а значит и имён, стал период, связанный с крещением Руси. Об этом нам расскажут исследователи православной традиции в развитии имён.
9. Выступление группы исследователей православной традиции в именовании.
Наша группа заинтересовалась вопросом связи имени человека и православной традиции и вот что мы узнали. Таинство крещения до сих пор является одним из самых сокровенных таинств, проводимых церковью. Это равное благословение для всех христиан, наделение человека именем, которое он пронесет через всю жизнь, которое будет влиять на его судьбу. Ведь известно, что святцы состоят из узаконенных церковью имен, принадлежащих святым. Называя ребенка тем или иным именем, родители как бы призывают святого охранять их малыша. То есть церковь считает, что христианское имя – это благословение Божье.
Благодаря таинству крещения все христиане сегодня носят имена, которые когда-то были выбраны Иисусом. В Библии можно прочитать о предупреждениях Иисуса о сохранении имени в том виде, которое дано им. То есть речь идет именно о сохранении словесной формулы.
Когда начали называть детей при крещении именами святых мучеников, апостолы учили, что это делается не ради повторения мученического пути, а во славу тех, кто его прошел и ради самого имени. Итог таков: нельзя не признать, что хотя бы одно из пророчеств Библии сбылось – Иисус Христос дал имена всем христианам.
В XVI веке, римский папа Григорий XIII, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, ввел календарь, который стал называться Григорианский, официально утвердил обычай давать при крещении имена святых и мучеников. Имя человеку теперь давалось в тот момент, когда он принимал христианство, а также новорожденным, чьи родители были христианами.
Крещённому, а по православной традиции вновь рожденному дается новое имя – христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощения и милости для человека. После совершения таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или взрослому, становится его небесным покровителем.
Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела – Ангелина; Жанна – Иоанна; Оксана, Аксинья – Ксения; Аграфена – Агриппина; Полина – Апполинария; Лукерия – Гликерия; Егор – Георгий; Ян – Иоанн; Денис – Дионисий; Светлана – Фотина или Фотиния; Марта – Марфа; Аким – Иоаким; Корней – Корнелий; Леон – Лев; Томас – Фома. Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Федор – Феодор, Сергей – Сергий (ударение на первом слоге), Алексей – Алексий (ударение на втором слоге, как и в гражданском имени).
Выбор имени по канонам церкви – это выбор небесного заступника, поэтому обязательно следует знать день своих именин и историю своего святого, чтобы обращаться к нему с молитвами и пользоваться его защитой. Во все времена имя христианина считалось святым, и с самого детства детей учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых»: уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.
10. Запись в тетрадях. « Судьба человека может преобразить для нас звук и смысл его имени», - писал Л.Успенский.
- Имя и характер человека связаны ли они? Об этом нам сообщат психологи.
11. Выступление психологов. Выступление и презентация (см. Приложение № 2).
Работая над темой, мы ставили задачу определить, как связаны имя и характер человека, и вот что дало нам наше исследование.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы ни одно слово не слышим так часто, как свое имя. Каждое имя содержит набор звуков различной высоты, а каждый звук является раздражителем для нашего мозга. Различные звуки приводят в раздражение различные участки мозга. Имена звучат по-разному: есть твёрдые, жёстки звучащие имена – Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина – у таких детей под действием звукового раздражителя формируется характер настойчивый, упрямый. Они очень самостоятельны и решительны.
Есть имена, звучащие мягко, мелодично – Светлана, Ирина, Вера, Наталья, Михаил, Сергей, Александр, Алексей – у таких детей характер заведомо будет покладистым, спокойным. Значит имя может влиять на нашу личность, а следовательно, и определять в какой-то степени и судьбу каждого.
Имя действительно влияет на человека. Опытные психологи утверждают, что процент схожести характера человека с именем велик (от 86 до 100%).
Об общих свойствах характеров носителей одного и того же имени писал в начале века исследователь С.Р.Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришёл к выводу, что среди Алексеев чаще встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве – люди тихие, негромкие, но с твёрдым и упрямым характером. Сергеи, считает Минцлов, очень часто являются отцами выдающихся людей, например: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский, а также Хрущёв и Горбачёв.
Следовательно, имя человека и характер, проявляющийся у носителя имени, взаимосвязаны.
12. Слово учителя. Народ очень правильно оценивает имя человека: «Не смотри на кличку – смотри на птичку» - говорится в пословице. Значит, красота имени рождается из красоты души самого человека. Именно об этом пишут поэты в своих стихотворных строчках. Эту проблему исследовали наши журналисты. Им слово.
13. Выступление журналистов. Выступление и газета «Помни имя своё».
Наша группа интересовалась темой «Стихотворные строки о наших именах». Изучая эту тему, мы пришли к выводу, что чаще всего стихотворения выглядят как поздравления-пожелания носителю имени. Результатом нашей работы явилась выпущенная нами газета «Помни имя своё». Я думаю, что нашим одноклассникам будет приятно прочитать о своём имени. Есть среди стихотворений и написанные нашими ребятами. «Для человека нет ничего приятнее звука его имени», - писал известный психолог Дейл Карнеги. В заключение я хочу прочитать стихотворение, сочиненное нашим одноклассником Давыденко А.
Оно у нас с рожденья есть,
Мы с ним в единой связке.
Имён людей не перечесть,
Они подобны ласке.
Марья, Дарья, Саша, Глаша,
Игорь, Ваня, Дима, Паша.
Имя мамы нам дают,
В песенках про них поют.
Их заносят в паспорта
И меняют иногда.
14. Слово учителя.
- Какова же роль имени в жизни человека?
15. Итог урока. Слово учителя. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать только по имени, поэтому хорошие или плохие поступки человека мы связываем с именем. Нужно беречь честь своего имени, чтобы можно было сказать: у него доброе имя!
Давайте подведём итог и постараемся отразить наши впечатления от выполненной группами работы. На ваших столах лежат листки, где вы можете отметить понравившиеся выступления и указать, какой вопрос требует доработки.
16. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о своём имени, используя сведения, полученные в ходе урока.
Список использованной литературы:
- Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., 1991.
- А.С.Пушкин. «Что в имени тебе моём?»
- Л.В.Успенский. Ты и твое имя.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/имя
- Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Советская Россия, 1988
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. – М.: «Просвещение», 1989.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_имена.