Класс: 6
Раздел программы: морфология, глагол.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: игровая (урок-путешествие) и компьютерная (использование мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board или экран, презентация к уроку, магнитная доска, маркер, рисунки ракет, таблицы по теме, выставка литературы на тему “Космос”; раздаточный материал: карта-схема урока (контроль за работой группы, оценки за работу), индивидуальные карточки с текстом стихотворения, карточки с глаголами для работы у доски, листок для составления текста-памятки.
Цель урока: совершенствование умения употреблять глаголы в речи, отличать глаголы разных наклонений.
Задачи урока:
Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы “Повелительное наклонение глагола” (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);
- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, орфографической зоркости, познавательного интереса, письменной и речевой культуры учащихся;
- создать условия для развития навыков общения, необходимых для работы в группе.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах, чувство гордости за страну и её людей.
Навигация: ракета летит по маршруту, переход на слайд с заданиями осуществляем с помощью планет-гиперссылок, назад к “Карте полёта” - с помощью управляющей кнопки.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. (1 слайд)
2. Мотивация.
Ах, этот день – двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.
О какой победе говорится в стихотворении? (О полёте человека в космос)
Когда был осуществлён первый полёт человека в космос? Кем? (12 апреля 1961 г., Ю.А. Гагарин)
Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики) (2 слайд)
Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос на корабле “Восток-1”. Его позывные – “Я – Кедр” – узнала вся Земля. Хотя и совершил он один виток вокруг Земля и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало космической эры. Полёт был осуществлён благодаря труду многих людей, в том числе: Константину Эдуардовичу Циолковскому, Сергею Павловичу Королёву.
А вы хотели бы осуществить космический полёт? С какой целью? Используйте при ответе предложение следующей конструкции: Если бы я полетел(а) в космос… (устные ответы)
Глаголы какого наклонения использовали в ответе? (Условного)
С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо, и он мечтал создать летательный аппарат, на котором отправится в необыкновенное путешествие.
Вспомните, каким образом летали герои в мифах, сказках? (Ковёр-самолёт, ступа Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал и др.) (3 слайд)
А современные люди на чём могут отправиться в космическое путешествие? (Космический корабль, ракета)
3. Тема и цели урока, определение содержания, установка на игру.
Сегодня на уроке и у нас будет возможность слетать в космос на вот этих ракетах (на магнитной доске рисунки 2 ракет), но с определённой учебной целью: закрепить знания по темы “Повелительное наклонение глагола”, творчески применять полученные знания в речи.
Установка к игре: работать мы будем в группах, как экипаж космического корабля, поэтому помните: от каждого из вас зависит полёт. Разделитесь на команды, выберите командира, который будет регулировать работу, назначать отвечающих, оценивать каждого члена команды; штурмана, который будет записывать нужную информацию. За правильные ответы команда будет получать звёзды (прикрепляются к магнитной доске рядом с ракетами команд). Назовите ваши ракеты.
А вот наша карта полёта. (4 слайд)
(Индивидуальные “Карты полёта” выдаются каждой команде, в них записываются члены экипажа, по ходу урока выставляются оценки, выполняются задания).
Давайте дадим уроку красивое название. Запись числа, темы. (Космический полёт к глаголу. Путешествие с глаголом в повелительном наклонении.)
4. Актуализация знаний.
Чтобы наши ракеты взлетели, вспомним: сколько наклонений у глагола? Какие? Что обозначают? (ответы на скорость и правильность)
Распределите глаголы по наклонениям: летит, пристегните, прилунился, исследовал бы, увидите, посылают, открыл бы, направил помоги, узнаете (по 1 человеку от команды работают с карточками на магнитной доске).
Составьте предложения, употребив глаголы в форме всех 3-х наклонений на тему “Космос”: летит, пристегните, прилунился, исследовал бы, увидите, посылают, открыл бы, направил помоги, узнаете (слова даны на доске; работа на местах, в тетрадях, капитан назначает отвечающего).
Внимание экипажам! Пристегнуть ремни! Старт!
(Физкультминутка: звучит музыка, экипажи летят на ракете)
5. Словарная работа.
А вы знаете, откуда стартуют космические корабли? (Космодром Байконур, космодром Плесецк)
Мы подлетаем к спутнику Земли. Какому? (Луна)
Нас ждут “лунатики” со своими “лунными” вопросами: ответьте на вопросы и напишите правильно словарные слова (вопросы задаются командам по очереди, ответы записывают на “Карте полёта” по цепочке, а также каждым учеником в тетради; взаимопроверка и проверка общей записи капитаном противоположной команды с помощью слов-подсказок, спрятанных за фотографией телескопа). (5 слайд)
1) Назовите одним словом мир звёзд и галактик (космос, Вселенная).
2) Прибор для наблюдения за небесными телами (телескоп).
3) Костюм, защищающий тело космонавта (скафандр).
4) Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере (самолёт).
5) Наука, изучающая небесные тела (астрономия).
6) Самая близкая к Земле звезда (Солнце).
6. Применение знаний.
Сколько планет входит в Солнечную систему? (9)
Мы побываем на некоторых из них.
Какая из планет Солнечной системы является самой яркой на ночном небе? (Венера)
Остановка на Венере поможет нам повторить теорию по теме “Повелительное наклонение глагола”.
Найдите и исправьте ошибки: (команда даёт ответ после совместного чтения и обсуждения) (6 слайд)
1) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета (которое кто-то требует или просит выполнить).
2) Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица множественного числа (и 2 лица единственного числа).
3) Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й (нет суффикса -й, бессуффиксный способ).
4) Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите (во множественном числе окончание -те).
Какую планету называют красной, т.к. поверхность её имеет красно-оранжевый цвет? (Марс)
Работа с текстом: вставьте орфограммы, найдите глаголы в повелительном наклонении, выделите суффиксы и окончания (каждый ученик работает в своей карточке; по очереди выходят члены команд и объясняют по 2 строчки, работая на доске с помощью маркера). (7 слайд)
Выразительное чтение (ученик)
Не привыкайте к чудесам, -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
В какой форме стоят глаголы повелительного наклонения в этом стихотворении? (В форме 2 лица множественного числа)
Поставьте в форму 2 лица единственного числа (устные ответы по очереди каждой команды).
Мы приближаемся к последней планете в нашем космическом путешествии.
Как называется планета, которая имеет огромные кольца из кусков льда, камня и пыли? (Сатурн)
Сравните глаголы в 2-х столбиках. Какие можно сделать выводы? (Одни глаголы несовершенного вида, другие – совершенного; у одних не пишем мягкий знак, у других – пишем)
Когда пишем мягкий знак на конце глаголов в повелительном наклонении?
Сохраняется ли Ь перед -ся и -те? (Проверка устных ответов по записи на слайде) (8 слайд)
Составьте памятку для своего космического экипажа “Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно”, используя глаголы в повелительном наклонении с мягким знаком. Помогут вам глаголы в неопределённой форме: прятать, плакать, избавиться, садиться, встретиться, отодвинуть, запрокинуть, вставать, поверить, позаботиться, продеть, вынуть, спрятать, приготовиться, назначить, обеспечить, измерить. (Работа в группе) (9 слайд)
7. Итоги урока, рефлексия.
Мы приближаемся к Земле.
Давайте поприветствуем Землю, скажем о ней добрые слова с помощью глаголов повелительного наклонения, формы которых мы не употребляли ещё на нашем уроке. (Формы 3 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа: Да здравствует Земля! Да будет мир на Земле! Пусть звёзды всегда освещают наш путь к родному дому! Посадим наш корабль на родной земле!)
Как вы думаете, можно ли нам осуществить посадку? Выполнили мы задачи нашего полёта? (Индивидуальные ответы; подведение итогов игры: подсчёт звёзд, определение победителей, объявление оценок командирами кораблей)
Нужны нам в космосе глаголы в повелительном наклонении?
Как самочувствие космонавтов? (Индивидуальные ответы)
8. Домашнее задание. (10 слайд)
Хорошо, что мы не попали в чёрные дыры незнаний. И чтобы не оставалось туманностей в голове, выполните домашнее задание (упр. 494 или составьте текст на тему “Космос”, используя глаголы 3-х наклонений, обозначьте наклонение глаголов). А кто сегодня заинтересовался космосом, бегите к книжным полкам и читайте.
Спешите, люди, жить. Не опоздайте
Других людей вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте,
Не торопитесь руку убирать.
(Д. Новруз)
И в заключении салют! Спасибо всем за урок! (11 слайд)