Цели:
- обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
- развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
- культуру речи
- воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки.
I. Организация класса. Определение темы урока.
1. Прием "Удивляй"
(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)
Звучит песенка из передачи "Радионяня"
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.
- Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?
2. Работа по таблице (на экране)
часть слова |
Ы |
И |
корень | Только в исключениях: ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ "ЦЫЦ!" |
Во всех случаях, кроме исключений цИнк, цИфра,акацИя |
Суффикс окончание |
Во всех случаях: куницЫн, курицЫн бледнолицЫй, птицЫ |
никогда |
II. Обобщение ранее пройденного материала
Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) ( на компьютере)
(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)
Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.
Цилиндр -
1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.
2. головной убор джентельмена
/показать картинки/
Операции работы:
1. толкование слова (работа со словарем)
2. выделение орфограммы
3. составь словосочетания
4. составь предложение.
2. Работа с тестами ( на компьютере)
(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)
1. В корне пишется буква и
а) ц:ган
б) ц:корий
в)ц:почки
г) ц..ц
2. В корне пишется буква ы
а) ц..тата
б) ц:ркуль
в)ц:кнуть
г)ц:фра
3. В окончании пишется буква ы
а) белолиц:й в
б) куц:й
в)широколиц:й
г)бойц:
4. В суффиксе пишется буква ы
а) синиц:н
б) куниц:н
в) племянниц:н
г) сестриц:н
5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы
а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й
б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский
в) борц:, горц:, порц:я, перц:
г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.
3. Творческая работа "Программисты" "
(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)
- А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.
Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.
4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)
(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)
Ц:пленок прыгнул на ц:новку
И там на ц:почки привстал.
А мимо шел ц:ган на танц:
-Ц..п - ц..п, - ц:пленка он позвал.
Циновка - плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.
5. Игра "КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК"
(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)
Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.
III. Итог работы.
Звучат заключительные слова песенки из передачи "Радионяня"
- Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.
Задание на дом:
1. Создать кроссворд по изученной теме.
2. Задание на карточке (разноуровневые)