Учебный тренажер. 5–7-е классы

Разделы: Русский язык


Инфинитив глагола

Упражнение 1 (см. Приложение 1)

Упражнение 2

Сделать синтаксический анализ предложения, найти глаголы, и подобрать к ним инфинитив.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды, и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется в песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой

8) Я вышел на воздух освежиться.

9) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждением.

10) Я прилег на прохладную кровать отдохнуть немного.

11) Я увидел необходимость переменить разговор.

12) У меня врожденная страсть противоречить

13) Солнце только начало подниматься

-тся или -ться в глаголах

Упражнение 3

Вставить в предложения глаголы бояться, обратиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

(cм. Приложение 2)

Упражнение 4

Заменить глагол в форме третьего лица инфинитивом, использовав следующие вспомогательные слова: Хотеть, Начать, Стать, Мочь, Собираться, Должен, Готов, Намерен.

 

—ТСЯ

—ТЬСЯ

 

Мальчик исправится.

Мальчик хочет исправиться.

1.  

Вопрос выясни. . . . . . . . .

 

2.  

Болт закрепи. . . . . . . . .

 

3.  

Больной лечи. . . . . . . . .

 

4.  

Таз наполни. . . . . . . . .

 

5.  

Директор распоряди. . . . . . . . .

 

6.  

Мечта осуществи. . . . . . . . .

 

7.  

Дождь прекрати. . . . . . . . .

 

8.  

Режим не наруши. . . . . . . . .

 

Упражнение 5

Перестроить предложение, заменив глаголы в инфинитиве глаголами в третьем лице единственного числа и наоборот.

 

Дано

—ТСЯ <==> —ТЬСЯ

0.

Он ни о ком не беспокоется.

Ему не о ком беспокоиться.

1.  

Он ни к кому не обрати. . . . . . . . . .

 

2.  

Мне не на что надея. . . . . . . . . . .

 

3.  

Он ни к чему не стреми. . . . . . . . . .

 

4.

Ему не с кем подели. . . . . . . . . . своими планами.

 

5.

Рассеянный ученик не может ни на чем сосредоточи. . . . . . . . . .

 

Упражнение 6

Личные глаголы заменить безличными и наоборот.

 

Дано

Личные <==> безличные

0.  

По утрам я хорошо работаю.

По утрам мне хорошо работается.

1.

Я не хочу спать.

 

2.

Он слышит какой-то шум.

 

3.

Я не сплю по ночам.

 

4.

Мне хочется поехать к морю.

 

5.

В лесу легко дышится

 

6.

По такому снегу нам не пробраться.

 

Упражнение 7

Вставьте пропущенные буквы.

1) Пр. . . дет. . . ся  л. . . жит. . . ся  спать. 2) Опять  мож. . . т  п. . . вт. . . рит. . . ся  старая  история. 3) Мне удаст. . . ся пр. . . йти  здесь. 4) Хочет. . . ся  в. . . звратит. . . ся  п. . . раньше. 5) Не с. . . идит. . . ся в хате тесной, не. . . л. . . жится на. . . печи. 6) К  гор. . . ду  пр. . . ходит. . . ся  спускаться  по  отлог. . . ому  шос. . . е. 7) На  дв. . . ре  см. . . еркает. . . ся,  но  нам  не. . . хочется  в. . . звращаться. 8) Ему  нач. . . нало  казат. . . ся,  что  все  отдельные  звуки  тихо влетают  в  окно  и  долго  кружат. . . ся  над  его  п. . . стелью. 9) Кто  любит  трудит. . . ся,  тому  без. . . дела  не с. . . д. . . тся. 10) Что  летом  р. . . дит. . . ся,  то  зимой  пр. . . годит. . . ся. 11) Чем  с. . . рдит. . . ся,  лучше  п. . . м. . . рит. . . ся. 12)   Кто  смерти  не  боит. . . ся,  того  и  пуля  ст. . . р. . . нит. . . ся.

Упражнение 8

Исправьте орфографические ошибки.

Лесная азбука.

Летом, когда диревья в зиленом убори, лихко узнаишь по листьим и рибину, и клен, и липу, и дуп. А вот зимой идишь по лесу, и видишь над снегом только голые кустики, да какие то прутики. Не угадаишь, где какое растении. Но так кажица только в начали. Постичь лисную азбуку можит каждый. Прутики дуба узнаишь сразу, его почки толпятся на самом канце ветки. Тут их целая симья. Не трудно узнать и чиремуху. Острые, как шило, почки плотно прижимаются к ветки. А сломаеш веточку или снимиш кару, сразу почуствуишь знакомый “чиремуховый” запах и вспоминаится чудесная пора, кагад распускаюца эти цвиты. Деревья различаються не только по веточкам с почками, они распазнаются и каре, и по тому, как распалаюца их ветки и сучя. Присмотрешся внимательно к деревьям и поймеш, что они и в этом заметна отличаются друг от друга. Словом, у каждаго дерева и кустарника сваи замечатилные признаки. Усли познакомица с это азбукой, легко прачитаится любая веточка в лесу, а обучца этому совсем не трудно.

Виды глагола

Упражнение 9

Определите время глагола (будущее, настоящее, прошедшее).

Обороняемся, защищаемся, согреваемся, готовимся, смеемся, удержимся, ссоримся, довезу, брошусь, голосую, надеялся, помещаемся, догадываюсь, приблизимся, заинтересуюсь, поощряет, радуемся, поздороваемся, обсудит, вернется, нянчился, надеюсь, убедится, истратит, скрываемся, затеряемся, поправится, вернемся, брести, сжечь, приближаюсь, увеличился, прислушиваюсь, ссорился, спорит, примет, потеряет, решусь, захотел, нахожусь, найтись, приберечь, захочется, бросимся, помиримся, надеемся, беремся, смеешься, подстерегу, увижусь, бороться, надеемся, собираемся, уроню, потребую.

Упражнение 10

Образовать все формы.

 

Дано

спр

вид

Прошедшее

время

Настоящее

время

Простое будущее время

Сложное будущее время

0. утешать

 

НВ

утешала

утешаю

буду утешать

1. утешить

 

 

 

 

 

 

2. уверять

 

 

 

 

 

 

3. уверить

 

 

 

 

 

 

4. опускать

 

 

 

 

 

 

5. опустить

 

 

 

 

 

 

6. сочинять

 

 

 

 

 

 

7. сочинить

 

 

 

 

 

 

8. умолять

 

 

 

 

 

 

9. умолить

 

 

 

 

 

 

10. выходить

 

 

 

 

 

 

11. выйти

 

 

 

 

 

 

12. выносить

 

 

 

 

 

 

13. вынести

 

 

 

 

 

 

14. бросить

 

 

 

 

 

 

15. бросать

 

 

 

 

 

 

16. забывать

 

 

 

 

 

 

17. забыть

 

 

 

 

 

 

18. выводить

 

 

 

 

 

 

19. вывести

 

 

 

 

 

 

20. посещать

 

 

 

 

 

 

21. посетить

 

 

 

 

 

 

Упражнение 11

Определите виды глаголов (НВ или СВ).

Разжигать, растапливал, соберусь, отнимаю, буду отжимать, лезть, растапливаю, собираться, отнимал, соберу,  растопил, отниму, собираю, отжимать, достигать, отнимать, растоплю, собирал, буду растапливать, ездить, отжимаю, разожгу, останавливаюсь, буду собирать, отжимал, растапливать, разжигаю, спрошу, лазить, располагаться, начинаю, спрашиваю, начну, достигнуть.

Упражнение 12

Определите вид и спряжение глаголов, образуйте инфинитив.

(см. Приложение 3)

Упражнение 13

Образуйте видовые пары глаголов с помощью приставок.

(см. Приложение 4)

Упражнение 14

Подберите к глаголам видовую пару с помощью суффикса.

(см. Приложение 5)

Упражнение 15

К инфинитиву глагола подобрать видовую пару. Из глаголов образовать форму первого лица единственного числа, обозначить вид.

(см. Приложение 6)

Упражнение 16

Подберите к глаголам видовую пару, подчеркните чередующиеся согласные, укажите вид.

(см. Приложение 7)

Спряжение глагола

Упражнение 17

Глаголы с приставкой вы- заменить глаголами без приставок (а к бесприставочным добавить приставку), поставить их во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа, обозначить ударения.

(см. Приложение 8)

Упражнение 18

Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов в данных ниже предложениях.

1) Ты скоро вызд. . . р. . . ве. . . шь, если выс. . . д. . . шь дома. 2) Этот сит. . ц скоро выг. . . р. . . т и б. . . д. . . т плохо выгл. . . д. . . ть. 3) Жарко. Травы в степи выгл. . . д. . . т уныло, они долго не выст. . . . . . т.

Упражнение 19

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр.

0. тону

НВ

тонуть

I

1. уважаю

 

 

 

2. стреляю

 

 

 

3. сожалею

 

 

 

4. прослушаю

 

 

 

5. скажу

 

 

 

6. протестую

 

 

 

7. призываю

 

 

 

8. потеряю

 

 

 

9. охраняю

 

 

 

10. имею

 

 

 

11. ленюсь

 

 

 

12. лезу

 

 

 

13. колышется

 

 

 

14. расклеит

 

 

 

15. тревожится

 

 

 

16. почует

 

 

 

17. шепчется

 

 

 

18. лепечет

 

 

 

19. стрекочет

 

 

 

20. оглохнет

 

 

 

21. задержишься

 

 

 

22. побреешься

 

 

 

23. клокочет

 

 

 

24. затеет

 

 

 

25. вздумает

 

 

 

Упражнение 20

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

(см. Приложение 9)

Упражнение 21

Замените глаголы в личной форме глаголами в инфинитиве, указав вид, спряжение.

(см. Приложение 10)

Упражнение 22

Поставьте глаголы и существительные в единственном или множественном числе.

Дано

Глагол во

мн. или ед. числе

спр

0. знамена реют

знамя реет

I

1. птички щебечут

 

 

2. волны плещут

 

 

3. собаки лают

 

 

4. волки воют

 

 

5. ветки не шевелятся

 

 

6. дети выспятся

 

 

7. отряд отправится

 

 

8. слышится гром

 

 

9. город строится

 

 

10. хозяйка хлопочет

 

 

11. окно светится

 

 

16. движется колонна

 

 

17. снег растает

 

 

18. старик дремлет

 

 

19. мать тревожится

 

 

Упражнение 23

Проспрягайте данные глаголы.

Дано

Единственное число

Множественное число

Я

ТЫ

ОН

МЫ

ВЫ

ОНИ

1. надеяться

 

 

 

 

 

 

2. клеить

 

 

 

 

 

 

3. бороться

 

 

 

 

 

 

4. посмотреть

 

 

 

 

 

 

5. обидеться

 

 

 

 

 

 

Упражнение 24

Укажите инфинитив глагола, вид и спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр.

0. плохо слышит

НВ

слышать

II

1. держаться за руки

 

 

 

2. увидишь море

 

 

 

3. разносят телеграммы

 

 

 

4. выходят из дома

 

 

 

5. борются за правду

 

 

 

Упражнение 25

Укажите вид, спряжение, образуйте 3-е лицо единственное число настоящего или будущего времени.

Дано

вид

спр.

3-е л. ед. число наст. (буд. ) вр.

0. оставить

СВ

II

оставит

1. отпускать

 

 

 

2. уступить

 

 

 

3. уступать

 

 

 

4. кончить

 

 

 

5. кончать

 

 

 

6. ударить

 

 

 

7. ударять

 

 

 

8. объявить

 

 

 

9. объявлять

 

 

 

10. отправиться

 

 

 

11. отправляться

 

 

 

12. доверять

 

 

 

13. совершать

 

 

 

14. совершить

 

 

 

15. оставлять

 

 

 

Упражнение 26

Вставьте пропущенные буквы.

1) Утки чу. . . т опасн. . . сть и пр. . . ч. . . т. . . ся в к. . . мышах. 2) Пове. . . т осен. . . ие ветры, осыпл. . . т. . . ся поблекш. . . е листья. 3) Слыш. . . шь, как тр. . . пещ. . . т листья на осине. 4) Едва выглян. . . т со. . . нце – защебеч. . . т птиц. . . 5) Где-то рядом вал. . . т лес и отвоз. . . т бревна. 6) Наплак. . . вшись, кол. . . т и руб. . . т др. . . ва м. . . л. . . дая вдова. 7) Где трудно дыш. . . тся, где море слыш. . . тся - будь первый там. 8) Ликует день, щ. . . беч. . . т птиц. . . , красою блщ. . . т небеса. 9) Заунывный ветер гон. . . т стаю туч на край н. . . бес, ель надломлен. . . ая стон. . . т, глухо шепч. . . т темный лес. 10) Г. . . товую жатву п. . . дреж. . . т серпами, в снопы перевяж. . . т, на ригу свез. . . т, пр. . . суш. . . т, к. . . лот. . . т - колотят ц. . . пами, на мельн. . . це смелят и хлеб исп. . . к. . . т. 11) Высп. . . т. . . ся Саша, подним. . . т. . . ся рано, черные косы завяж. . . т у стана и уб. . . ж. . . т, и в пр. . . сторе п. . . лей сладко и вольно так дыш. . . т. . . ся ей. 12) Сосны вершинами маш. . . т пр. . . ветно, кажется, ш. . . пч. . . т, струясь незаметно, волны под сводом зеленых в. . . твей. 13) Только у мельницы зл. . . т. . . ся река: нет ей пр. . . стора, неволя горька! Бедная! Как она вырв. . . т. . . ся хоч. . . т! Брызж. . . т. . . ся пеной, бурл. . . т и кл. . . коч. . . т.

Упражнение 27

Исправить ошибки в тексте, подобрать к глаголам инфинитив, указать вид.

1) Рибятя атправляюца в лесс, и ты атправишся с ними. 2) Палучаишь журнал, получиш и прилажение. 3) Выйдите из леса - выходете пряма на шасе. 4) Он всигда превозит книги - превизет и тебе. 5) Машыны ачищают от снега жилизна дарные пути, кагада они их ачистют, двинуться паезда. 6) Когда выводеш формулу, будь внематилен, иначи вывидиш ее ниверно.

 Упражнение 28

К данным глаголам подберите видовую пару, определите вид, спряжение каждого из глаголов.

Дано

вид

спр.

Видовая  пара

вид

спр.

0. поручу

СВ

II

поручать

НВ

I

1. заставлять

 

 

 

 

 

2. отделиться

 

 

 

 

 

3. прекращать

 

 

 

 

 

4. расшириться

 

 

 

 

 

5. сражаться

 

 

 

 

 

6. разобраться

 

 

 

 

 

7. повысить

 

 

 

 

 

8. обращаться

 

 

 

 

 

9. исполняется

 

 

 

 

 

10. определит

 

 

 

 

 

11. смущает

 

 

 

 

 

12. улучшит

 

 

 

 

 

13. замышляет

 

 

 

 

 

Упражнение 29

Определите инфинитив глагола, указав вид и спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр.

0. уточню

СВ

уточнить

II

1. уточняю

 

 

 

2. заполню

 

 

 

3. заполняю

 

 

 

4. нарушу

 

 

 

5. нарушаю

 

 

 

6. отойду

 

 

 

7. толкну

 

 

 

8. толкаю

 

 

 

9. лягу

 

 

 

10. ложусь

 

 

 

11. столкнусь

 

 

 

12. отхожу

 

 

 

13. отличу

 

 

 

14. отличаю

 

 

 

15. примусь

 

 

 

16. принимаюсь

 

 

 

17. сменю

 

 

 

18. сменяю

 

 

 

19. ударю

 

 

 

20. уеду

 

 

 

21. сталкиваюсь

 

 

 

22. сошлюсь

 

 

 

23. ссылаюсь

 

 

 

24. отложу

 

 

 

25. откладываю

 

 

 

26. уезжаю

 

 

 

27. ударяю

 

 

 

Упражнение 30

Дано

вид

спр

ОН. . .

ОНИ. . .

0. поправиться

СВ

II

поправится

поправятся

1. поправляться

 

 

 

 

2. позволить

 

 

 

 

3. позволять

 

 

 

 

4. прийти

 

 

 

 

5. приходить

 

 

 

 

6. расстаться

 

 

 

 

7. расставаться

 

 

 

 

8. отпустить

 

 

 

 

9. отступить

 

 

 

 

10. кончить

 

 

 

 

11. ударять

 

 

 

 

12. объявить

 

 

 

 

13. отправляться

 

 

 

 

14. отклониться

 

 

 

 

15. проводить

 

 

 

 

16. отстать

 

 

 

 

17. выступить

 

 

 

 

18. начинать

 

 

 

 

19. совершить

 

 

 

 

20. исчезнуть

 

 

 

 

21. намечать

 

 

 

 

22. догонять

 

 

 

 

23. исправлять

 

 

 

 

Упражнение 31

Исправьте ошибки

1) Он раскаеця, немажет нераскаятся. 2) Браканьеры ахатятся там, где ахатется запрещена. 3) Смеешься, а смеяться не над чем. 4) Ведешь та, чта хачешь видеть. 5) Ты не зря надеешься, на нега мажна надеяться. 6) Кагда услышешь еле уведешь кае-ста навае и любапытнае, то захачешь услышать и уведеть прадалженее. 7) Росхадятся тучи, слаба светятся аденакее звезды. 8) Ты надеешься, чта все забудется. 8) Он затее паездку и раскается в этом. 10) Уславемся параньше встрететься е паедем за гарад. 11) Нет, пускй паслужет ан в армее, да патянет лямку, да панюхаеет параху, будет салдат. . . 12) Буря мглаю неба крает, вихре снежные крутя, та, как зверь, она завае, та заплачет, как детя. 13) На туча веснет, дальней грам над звучнай безднай грахачет, и вот пучена пад челнам кепет, падъемлется, клакачет, а ан упрям, атстать нехачет, еще надеется, хлапачет. 15) А там уже раще, зеленые сене, где птецы щебечу, где скачут алене. 16) Куда скачешь, гардый конь, и где апустешь ты капыта. 17) Пастеле стелют для гастей, начлег атвадят. 18) Чега непаещешь, тага не сыщешь. 19) Кта сеит да веит, тот неабеднеет. 20) Как аукниця, так е атклекнется. 21) Как пастелешься, так и выспешься (или не выспешся). 22) Услышешь - забудешь, уведешь - запамнешь, сделаешь - узнаешь. 23) Кта гаварет, тот сеет, кта слушает, тат паженает. 24) Теше едешь - дальше будешь. 25) Чта пасеешь, та е пажнешь. 26) Наге насят, а руке кармят. 27) Напешешь перам - невырубешь тапором.

Упражнение 32

Бывают дни, когда мы не заставим себя сидеть дома. Выходим за калитку, поднимаемся на пригорок и осматриваемся вокруг. Любуемся необъятными просторами, прислушиваемся к песне жаворонка. Иногда углубляемся в лес и отдыхаем там. Или решаем отправиться на рыбную ловлю. Тогда мы собираем удочки, торопимся. Спустимся с горки, подойдем к речке, выберем себе место получше, закинем поплавок, сидим и ждем, пока не клюнет. В такие часы мы не о чем ни думаем, не тревожимся. Иногда нам повезет, и мы вытащим крупную рыбу.

Упражнение 33

A. Снег на крышах та. . . т. Он та. . . т свое горе. Ты буд. . . шь у меня завтра и разбуд. . . шь м. . . ня п. . . раньше. Мы ед. . . м по д. . . роге ед. . . м сочный г. . . рох. Ты невн. . . мательно слуша. . . шь и много. . . о не слыш. . . шь. Отец обычно езд. . . т трамва. . . м, а сегодня п. . . ед. . . т а. . . тобусом. Голубятник лаз. . . т по крыше, а за ним лез. . . т его младший брат.

B. Едва брез. . . ится, а мать уже хлопоч. . . т по дому. Он не чем не бре. . . гует. Выед. . . шь в поле на рас. . . вете - бры. . . ж. . . т первые лучи солнца. Утро бре. . . жит, а дождик все бры. . . жет. Злой человек всегда не доволен и постоянно брю. . . жит.

C. Трудно идти по чаще, где бродят звери и та. . . тся опасности. Мы скоро ед. . . м на юг и уже бред. . . м со. . . нцем и морем. Еще только бре. . . жит рассвет, а ты уже бр. . . деш. . . по росистому следу. Поед. . . шь и п. . . брод. . . шь по свету, много ув. . . д. . . шь и узна. . . шь.

D. Ты вечно брю. . . жишь, та. . . шь недовольство, мел. . . шь всякий вздор. Чуть бре. . . жит рассвет, а на току уже молотят ро. . . ь. Что см. . . лот. . . шь, то и смел. . . шь. Сперва нам. . . лот. . . т пш. . . ницу, а потом зерно перемел. . . т в муку.

Исправьте ошибки.

E. Девачки гатовяться к атезду, метят вещи, а мечимся по комноте и мишатим им. Глоза ево мечут молнии, слава метят в цель. Рыбы мечат икру в завадях.

F. Санливава не дабудешся, линивав недошлешся. Что смалотешь, то и смелишь. Скажышь - не варотишь, напишишь - несотреш. Пламя рдеит, пламя пышит, искры брыжжат и литят, а на прахладай дышет из-за речки темный сат. Есчо в палях билеит снек, а воды уж висной шумят - бигут и будят соный брег, бигут и блещат и глосят. Море и бунуит, и клакочит, хлещет, свищит и ривет.

G. Медлино едит поиззд, но все таки мы едем к целе. За акном хлещит дожть, слышешь, как кудахчат на насести куры, мурлычут сонно на лижанки кот. Рибятишки плещаться в ваде, а на мастках женщены палощют билье. Калышыца на ветру спелая рошь, ее уже косют, а коегде молотют, агароднек вырастет кортофиль, а кагада он вырастет, мы паможим его сабрать. Таит снег, и капаит с крышь. Июльский полдинь пышыт жарам. Мелеит речька, сохнит трава. Рибята бродют по лесу, лазят в страрые окопы, варочяят землю в поисках каких-нибудь слидов войны. Бальной все время бредит: то сядит, то вскочет,  то опять ляжит.

Прошедшее время

Упражнение 34

Образуйте формы прошедшего времени или инфинитива

Дано

вид

Инфинитив или прошедш. время

спр

0. возненавидеть

СВ

возненавидел

I

1. оттаять

 

 

 

2. выздоровел

 

 

 

6.   выяснил

 

 

 

7. исполнился

 

 

 

8. засеять

 

 

 

9. опечалиться

 

 

 

10. поправился

 

 

 

11. увеличился

 

 

 

12. условиться

 

 

 

13. озаглавил

 

 

 

14. окончил

 

 

 

15. почуять

 

 

 

3. утешиться

 

 

 

4. понадеялся

 

 

 

5. выглядел

 

 

 

16. улучшить

 

 

 

17. поставить

 

 

 

18. обиделся

 

 

 

19. повысить

 

 

 

20. тревожиться

 

 

 

21. утратил

 

 

 

22. задержал

 

 

 

23. уничтожить

 

 

 

24. выкроить

 

 

 

25. заслал

 

 

 

Упражнение 35

Образуйте формы прошедшего времени и инфинитива.

(см. Приложение 11)

Упражнение 36

Образуйте прошедшее время от безличных глаголов.

Дано

Прошедшее время

0. нездоровится

нездоровилось

1. становится

 

2. хочется

 

3. дремлется

 

4. брезжится

 

5. удается

 

6. смеркается

 

7. светает

 

8. не спится

 

9. вечереет

 

10. почудится

 

11. морозит

 

Упражнение 37

Вставить пропущенные буквы.

1) Я вид. . . л неб. . . . . . Ты не. . . увид. . . ш. . . его так бли. . . ко. 2) Он ст. . . рался не. . . слышать того, что слышал, и не. . . вид. . . ть того, что вид. . . л. 3) С. . . баки рванулись, не. . . ист. . . во ла. . . ли, чу. . . ли в. . . лков. 4) Зап. . . здалый рыбак не. . . наде. . . лся уже д. . . стигнуть. . . тдален. . . ого бер. . . га и направ. . . л свою лодку к форту. 5) Знал, для чего п. . . хал он и се. . . л, да не. . . по силам работу зате. . . л. 6) Уж та. . . т сне. . . , б. . . гут ручьи, в окно пов. . . . . . ло в. . . сною. . . Засвищ. . . т скоро с. . . лов. . . и, и лес оден. . . тся л. . . ствою.

Упражнение 38

В данных предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.

0) Несколько писем после моего переезда пришло по старому адресу. 1) Немало испытаний ожидало его впереди. 2) Масса людей побывала на выставке, и большинство посетителей пришло туда не впервые. 3) Много интересных историй мне запомнилось, а остальные улетучились из памяти. 4) Бесчисленное множество птиц прилетело на север и строило там свои гнезда. 5) Выпало большее количество осадков, что предвещало хороший урожай.

Упражнение 39

Согласуйте подлежащее со сказуемым в следующих предложениях.

(см. Приложение 12)

Наклонение глагола

Упражнение 40

Замените изъявительное наклонение условным, выражающим а) условие; б) совет, найдите и выделите грамматические основы предложения.

(см. Приложение 13)

Упражнение 41

Определите вид и переходность данных глаголов, образовать формы повелительного наклонения множественного и единственного числа.

Дано:

 

Повелит. накл.

инфинитив

вид

Ед. число

Мн. число

0. ставить

НВ

ставь

ставьте

1. отказаться

 

 

 

2. охранять

 

 

 

3. направить

 

 

 

4. обменять

 

 

 

5. есть

 

 

 

6. забыть

 

 

 

7. положиться

 

 

 

8. догадаться

 

 

 

9. выйти

 

 

 

10. дежурю

 

 

 

11. сяду

 

 

 

12. разбудить

 

 

 

13. нарежу

 

 

 

14. готовлю

 

 

 

15. экономлю

 

 

 

16. условишься

 

 

 

17. увеличишь

 

 

 

18. спрячешь

 

 

 

19. справишься

 

 

 

20. встретится

 

 

 

21. ссорится

 

 

 

Упражнение 42

Составьте предложения, поставив данные глаголы в повелительное наклонение и множественное число.

Дано

Образованные предложения

0. обеспечить

Обеспечьте работой беженцев из республик СНГ.

1. предоставить

 

2. не хмурит

 

3. прилечь

 

4. спрятать

 

5. наладить

 

6. поставить

 

7. не спорить

 

8. подготовить

 

9. ответить

 

10. обнаружить

 

11. назначить

 

12. подрезать

 

13. украсить

 

14. приспособиться

 

15. прославиться

 

16. сосредоточиться

 

17. довериться

 

18. познакомится

 

19. исправиться

 

20. тревожиться

 

21. приблизиться

 

22. отметить

 

23. целиться

 

24. утешиться

 

25. усесться

 

Упражнение 43

Укажите вид данных глаголов, образуйте форму повелительного наклонения.

Дано

вид

Повелительное накл.

0. возвратиться

СВ

возвратитесь

1. возвращаться

 

 

2. заменять

 

 

3. заменить

 

 

4. определить

 

 

5. определять

 

 

6. соображать

 

 

7. сообразить

 

 

8. объявить

 

 

9. объявлять

 

 

10. встречать

 

 

11. встретить

 

 

12. довериться

 

 

13. доверяться

 

 

14. исправляться

 

 

15. исправиться

 

 

16. отправиться

 

 

17. отправляться

 

 

18. украшать

 

 

19. украсить

 

 

Упражнение 44

Указать вид данных глаголов, образовать инфинитив и определить спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр

0. бросьте

СВ

бросить

II

1. бросайте

 

 

 

2. ответьте

 

 

 

3. отвечайте

 

 

 

4. выведите

 

 

 

5. приди

 

 

 

6. не позволяйте

 

 

 

7. выводите

 

 

 

8. возвратитесь

 

 

 

9. пропусти

 

 

 

10. приходи

 

 

 

11. возвращайтесь

 

 

 

12. не пропускай

 

 

 

13. позвольте

 

 

 

Упражнение 45

Определите вид данных глаголов, подберите видовую пару (в повелительном наклонении).

Дано

вид

Видовая пара

0. рассыпай

НВ

рассыпь

1. реши

 

 

2. воображай

 

 

3. убери

 

 

4. ответь

 

 

5. доверяй

 

 

6. исправьте

 

 

7. обсудите

 

 

8. разбивай

 

 

9. замените

 

 

10. наймите

 

 

11. погрузить

 

 

12. получайте

 

 

13. отправляйтесь

 

 

Упражнение 46

Определите наклонение, вид, спряжение.

      ПН, СВ, II

Отправьте посылку, отложите работу, отправился бы на прогулку, проверьте задачу, охранять склад, сломал игрушку, отпущу на волю, задержусь на работе, истязаю ученика, принести продукты, вытер бы пыль, не буду мешать, критиковал бы себя, назначьте дежурных, кормит голубей, вошел бы в дом, завтракаю дома, издевался бы над учителем, довез бы дров, признаться в ошибке, ответьте на вопрос, отказался бы от помощи, отдыхаю в санатории, приехал бы в лес, прийти в школу, попрощаться с другом.

Упражнение 47

Придумайте предложения с данными глаголами

(см. Приложение 14)

Упражнение 48

От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения и составьте словосочетания путем прибавления обстоятельств, проставьте ударения.

(см. Приложение 15)

Упражнение 49

В данном тексте там, где это целесообразно, поставьте глаголы в повелительное наклонение.

(см. Приложение 16)

Упражнение 50

Исправьте ошибки в тексте.

Сночала прадумай сваю роботу, убири все лишние, прегатофь все тибе ниобхадимое и расспалажи в строгам парядке. Небирись за роботу круто, вхади пастипено. Если надо сильно принач, то сначала прилаться, папробуй в пол силы. Вовремя роботы неешь, непей, неболтай, неотрывайся для другово дела. Если робота ни идет, ниволнуйся,  сделай пирерыв, успакойся, навиди парядок, пребири робочее место и сново пренимайся за дело. При удачном выполнении роботы не хвались. Вслучаи ниудачи спакойнее сматри на дело, сдиржи себя и сново наченай. Кончел роботу – пребири все за сабой, навиди полный парядок на робочем месте.

Упражнение 51

Образовать повелительное наклонение от глаголов.

(см. Приложение 17)

Упражнение 52

Образовать повелительное наклонение глаголов и составить с ними предложения.

Дано

Повелительное наклонение

Предложения

1. морщить

 

 

2. выставить

 

 

3. ехать

 

 

4. положиться

 

 

5. класть

 

 

Суффиксы глаголов

Упражнение 53

Указать вид глагола, образовать форму 1-го лица единственного числа, выделить суффикс.

(см. Приложение 18)

Упражнение 54

Поставьте данные глаголы в инфинитив и форму прошедшего времени.

Дано

Инфинитив

Прошедшее вр.

0. завидую

завидовать

завидовал

1. захлебываюсь

 

 

2. приветствую

 

 

3. придумываю

 

 

4. исследую

 

 

5. организую

 

 

6. замаиваюсь

 

 

7. воспитываю

 

 

8. корчую

 

 

9. волнуюсь

 

 

10. клюю

 

 

11. откусываю

 

 

12. атакую

 

 

13. преследую

 

 

14. испытываю

 

 

15. использую

 

 

16. вздрагиваю

 

 

17. враждую

 

 

18. задумываюсь

 

 

19. волнуюсь

 

 

Упражнение 55

Из данных словосочетаний выпишите глаголы, поставьте их в инфинитив, выделите суффиксы, определите вид и спряжение.

(см. Приложение 19)

Упражнение 56

От глаголов совершенного вида образуйте с помощью суффикса -ЫВА- (-ИВА-) глаголы несовершенного вида. Составьте с ними словосочетания

(см. Приложение 20)

Упражнение 57

От данных существительных образовать глаголы с суффиксом -ОВА- (-ЕВА-). Составить с ними словосочетания.

(см. Приложение 21)

Упражнение 58

Проверить безударную гласную, отбросив суффикс -ВА-, проставить ударение, определить вид глаголов.

(см. Приложение 22)

Упражнение 59

Измените вид глагола, вставив или опустив суффикс -ВА-. Если это невозможно, объясните почему.

Дано

вид

Видовая пара

вид

0. восставать

НВ

восстать

СВ

1. господствовать

 

 

 

2. закрывать

 

 

 

3. подавать

 

 

 

4. всплывать

 

 

 

5. вскрывать

 

 

 

6. ликвидировать

 

 

 

7. надеть

 

 

 

8. выдать

 

 

 

9. завыть

 

 

 

10. тосковать

 

 

 

11. заканчивать

 

 

 

12. продувать

 

 

 

13. засевать

 

 

 

14. вышивать

 

 

 

15. вставать

 

 

 

16. бедствовать

 

 

 

17. засеять

 

 

 

18. добиться

 

 

 

19. переплыть

 

 

 

20. закрывать

 

 

 

21. подавать

 

 

 

22. обувать

 

 

 

23. последовать

 

 

 

24. обыскивать

 

 

 

25. закрыть

 

 

 

26. отдать

 

 

 

27. испытывать

 

 

 

28. обивать

 

 

 

29. выписывать

 

 

 

30. высказываться

 

 

 

31. накрапывать

 

 

 

Упражнение 60

Отбросьте суффикс -ВА- от глаголов, образуйте формы 1-го лица единственного числа.

Дано

Без суффикса   -ВА-

1-е лицо единств. число

0. успевать

успеть

успею

1. добиваться

 

 

2. досадовать

 

 

3. сравнивать

 

 

4. овладевать

 

 

5. закрывать

 

 

6. торжествовать

 

 

7. подкрадываться

 

 

8. оглядываться

 

 

9. высмеивать

 

 

10. укладывать

 

 

11. сознаваться

 

 

12. передавать

 

 

13. жаловаться

 

 

14. расклеивать

 

 

15. согревать

 

 

16. присутствовать

 

 

17. смешивать

 

 

18. воспевать

 

 

19. голосовать

 

 

20. придавать

 

 

21. одеваться

 

 

22. волноваться

 

 

23. задавать

 

 

24. перебивать

 

 

25. преследовать

 

 

Упражнение 61

В данном тексте подчеркнуть глаголы, выделить суффиксы.

Мы наблюдали за обезьянами, которые жили на вершинах высоких деревьев. Их можно было спокойно рассматривать, фотографировать, потому что они, казалось, ни перед ем не испытывали страха. На деревьях обезьяны проделывали настоящие чудеса: они не перепрыгивали, а перепархивали с ветки на ветку, раскачивались, кувыркаясь в воздухе. Пищу обезьяны добывали легко. Все, что съедобно, они срывали, схватывали, осматривали, обнюхивали и пробовали. Что-то закладывали за щеку, что-то отбрасывали.

Упражнение 62

Вставьте пропущенные буквы.

1) Сочно всхрапыва. . . т пила, в. . . . . . да. . . сь в дер. . . во, п. . . свистыва. . . т, шаркая, рубанки, звонко руб. . . т т. . . поры и всхлипыва. . . т т. . . чило, облизывая лезвие топора. 2) К. . . ты броса. . . т. . . ся к част. . . колу, но не. . . успевают перепрыгнуть через него, а пр. . . тискива. . . тся между кольями и застр. . . ва. . . т. 3) Вы от. . . ск. . . ва. . . те себе место где. . . нибудь подле. . . пушки,. . . гляд. . . ва. . . тесь, . . . сматр. . . ва. . . те пистон, перемигива. . . сь с т. . . варищем. 4) Ширяев прихлеб. . . вал из ст. . . кана чай и прислуш. . . вался к р. . . зговору. 5) Урядник пр. . . дсказ. . . вал мне бурю и с. . . вет. . . вал остат. . . ся ноч. . . вать. 6) Все завид. . . вали согласию, к. . . торое царств. . . вало между надмен. . . ым Троекуровым и бедным его с. . . седом. 7) Ч. . . ловек что. . . то насвист. . . вал и в такт п. . . мах. . . вал маленькой палочк. . . й. 8) Илинька с робкой улыбкой удивления п. . . гляд. . . вал на нас и, когда ему пр. . . длагали п. . . проб. . . вать тоже,. . . тказ. . . вался. 9) В. . . роб. . . и не. . . складно п. . . писк. . . вали и п. . . парх. . . . . . вали на св. . . их маленьких крыльях. 10) Они бесед. . . вали за ча. . . м о казач. . . их делах, о соседях, о России, про к. . . торую Оленин рас. . . каз. . . вал, а они рас. . . праш. . . вали. 11) Она рас. . . чес. . . вала их кудри и смач. . . вала сл. . . зами. 12) Тёма вскак. . . вал, з. . . пирал дверь и. . . гляд. . . вался. 13) Ночь н. . . ч. . . вать - не век век. . . вать.

Упражнение 63

Исправьте ошибки в тексте.

A) Знаишь ли ты о звери, каторый любет с гары кататся? Этот зверь называится выдрой. Глинистый обрыв служет лутшим местом для катания. В низу, у вады, выдра расчищаит бериг, потом расскатывает глиняную дарожку, лезит на обрыв и катиться вниз. От мокрова брюха и хвоста дарошка становется са всем скольской. Взбераеться выдра на верх, голову вытягевает, пиреднее лапы под себя поджимает и ныряет прямо в воду. Толь адна в воду плюхнится, а по дарожки уже другая мчиться. Третья из вады вылезаит, спишит, баиться, как бы очиреть не прапустить. А земой устраеваються лидяные дарошки. Они и сваих дитенышей учут кататся с горок. Выдры водяться во многих странах.

B) Ночь. Нянка Варька кочаит калыбель и чуть слышно мурлычит песинку. Рибенак незасыпаит Он уже изнимагаит отплача, но все еще не уйметься. А Варьки хочится спать. Глаза ее слепаються, галава кланиться в низ. Ей кажится, что лецо её одеривенела. В печки кричет свирчёк. В саседний комнати похрапываит хазяин. Калыбель жалобно паскрипываит. Варька мурлычит. Все это слеваится в ночьную музыку. Еетак слатко слушать, когда лажишся в пастель. Типерь же эта музыка только раздражаит и гнетет, вгоняит в дримоту. Если Варька уснет, хазяева прибьют её. Ей очень плохо живеться. Но жаловаться не кому, никто не поможит.

C) Октябрь на изходе. Плачит ниское небо. Лес раняит леству. Далико расносяться гутки паиздов. Зема препарошет паля и луга. Пойдеш в лес и диву доёшся: то сдесь, то там встричаються разлечные гребы. Срываишь грип, а он замерс, стеклышкам позваневаит. Мидветь бродет, бирлогу высматриваит. Мчатьсяк югу запаздавшии птици. Длиным рядом литят степные гуси. Высматрят птицы приглянувшийся угалок, отдыхаят и кормяться. Да и куда торопиться птицам?. . . Это на далеком севире завываит митель, а на юге страны многии птици остануться земавать. Торопються  только те птици, каторым литеть далико.