Общеобразовательные цели урока: продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте союзных предложений. Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях.
Развивающие цели урока: формировать языковедческую компетенцию у обучающихся при изучении материала; развивать языковое чутьё, умение анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, а также умение работать самостоятельно.
Воспитательные цели урока: воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, проявлять инициативу, уважительное отношения к говорящему, стремление к самоанализу.
Этапы урока:
1. Беседа
2. Коллективная работа, предполагающая у обучающих умения анализировать языковой материал, делать соответствующие выводы.
3. Закрепление материала на примере ГИА заданий по теме урока.
4. Подведение итогов по теме урока. Вывод.
Оборудование: доска, интерактивная доска (если имеется), учебники по русскому языку, карточки с заданиями.
1 этап. Беседа.
На интерактивной доске представлен 2 слайд с перечнем вопросов, необходимых для беседы:
- Что такое СПП?
- Место придаточной части в СПП? С помощью чего связываются СПП?
- Основное отличие СОЮЗОВ от СОЮЗНЫХ СЛОВ?
- Омонимия слов ЧТО, КОГДА, КАК:
- Особенности схематического построения СПП. Место указательных слов?
- СПП с указательными местоимениями и двойными союзами: суть вопроса.
Учитель внимательно ведет беседу по данным вопросам, параллельно раскрывая такие термины, с помощью обучающихся, как: "сложное предложение", "связь в сложном предложении", "союзы и союзные слова", "омонимы", "указательные местоимения"... В результате беседы учитель показывает учащимся, что все вопросы они уже знают, им лишь нужно уточнить и углубить их (обучающиеся 9-х классов уже имеют знания о сложноподчиненном предложении).
Итог беседы - выполнение разбора предложения, которое представлено 3 слайдом.
Мороз окутал все деревья, что все было белым - бело.
Найти грамматические основы, союз выделить, построить схему (После выполнения задания учитель открывает 4 слайд с образцом разбора для самоконтроля).
Сильный ученик делает вывод, отвечая на вопрос "Что такое сложноподчиненное предложения?", пользуясь разобранным предложением. Можно опросить нескольких обучающихся. После чего на интерактивной доске учитель представляет слайд 5 с определением сложноподчиненного предложения:
Такое предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий) и интонации. (См.учебник под редакцией М.М.Разумовской)
2 этап. Коллективная работа.
Задание для класса, слайд №6:
Построить схемы предложенных предложений. Самостоятельно ответить на вопрос о месте придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.
Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
После выполнения задания, желающие обучающиеся делают вывод о месте придаточной части в сложноподчиненном предложении. (Придаточная часть может стоять в начале предложения, в конце, входить в состав главного предложения).
Работа по таблице. Слайд 7,8.
Рассмотрение вопроса "Союзная связь в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова". Обучающимся предлагается таблица отличия союзов от союзных слов, затем предложения. Они должны найти в данных предложениях союзы и союзные слова. Можно предложить работу по вариантам: мальчики находят союзы и доказывают свои предположения, девочки - союзные слова.
- Я знаю, что он купил цветы (союз).
- Я знаю, что он купил (союзное слово - выполняет функцию дополнения).
- Я поинтересовался, когда придет поезд (союзное слово - функция обстоятельства).
- Когда мы пришли, поезд ушел (союз).
Рассмотрение вопроса "Омонимия слов что, когда, как...". Слайд 9.
Повторение понятия омонимы и омонимия.
Омонимы - слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
На примере слова ЧТО учитель предлагает рассмотреть обучающимся понятие омонимии в русском языке на синтаксическом уровне.
Рассмотрение вопроса "Место указательных слов в сложноподчиненном предложении". Слайд 10. Учитель предлагает обучающимся построить схемы предложений, сделать вывод по схемам о месте указательных слов в сложноподчиненном предложении. При этом проговаривается обязательное условие: указательные слова должны быть отражены в схемах.
- Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей.
- Тот, кто видел хоть однажды это край и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать.
- Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждешь.
3. Закрепление материала на примере ГИА заданий по теме урока.
Слайд 11, 12.
4. Подведение итогов по теме урока. Вывод. Учитель возвращается к слайду 2, где представлены все вопросы урока. Предлагает учащимся самим ответить на вопросы. Сделать вывод по теме урока.
Запись домашнего задания. Слайд 11.