Изменение глаголов по временам. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Урок "открытия" нового знания, 4 класс

Познавательные цели и задачи:

  • повторение и закрепление изученного о глаголах;
  • совершенствование умения распознавать глаголы;
  • наблюдение над лексическим значением глагола.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческую способность и слуховую память;
  • развивать умение соотносить временную и начальную форму глаголов.

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать умение видеть и слышать изменения в природе;
  • воспитывать бережное отношение к мнению товарищей.

Коммуникативные цели и задачи.

  • учить детей умению правильно выражать свои мысли.

Оборудование. Проектор, ПК, интерактивная доска, запись песни "Голубой вагон", карточки с заданиями.

Эпиграф урока.

"В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". А.Югов.

1. Организационный момент.

- Добрый день! Я хочу, чтобы этот день стал для вас самым добрым. Давайте сейчас проделаем вместе со мной следующие движения.

Потянулись! - потягиваются.
Встрепенулись! - встряхивают плечами.
Оглянулись! - оглядываются друг на друга.
Улыбнулись! - улыбаются.

2. Актуализация знаний

Вы садитесь, детвора,
Дальше нам идти пора.
И скажите мне сейчас:
А глагол что он для вас?

- Какая часть речи спряталась в этом маленьком стихотворении? (Глагол)

(Вывешивается табличка со словом ВРЕМЯ)

- Что такое время?

- Правильно, время - это когда идут часы, минуты за минутами, дни за днями, сутки за сутками, века за веками.

- А вы сможете привести время в действие? Приведите, пожалуйста.

(Учащиеся называют всевозможные действия, которые могут совершаться)

3. Работа по теме урока

- Правильно. Однако глаголы не только могут обозначать действие, но и, как вы помните, могут изменяться.

Повнимательней смотри:
Если сможешь - измени!
Если сможешь - подскажи!
Если сможешь - докажи!

(Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы ИГРАТЬ ЧИТАТЬ ПИСАТЬ и таблички с указанием временной формы с вопросами)

- Перед вами три глагола. Их нужно изменить по вопросам и написать в три столбика:

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

- Посмотрите, что у нас получилось:

играл играет поиграет / будет играть
читал читает прочитает / будет читать
писал пишет напишет / будет писать

- С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

А глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. А еще они могут изменятся по числам.

- А сейчас я предлагаю закрепить наши знания о глаголе, как части речи. Я начну, а вы продолжите. Итак.

Глагол - это :(часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Глагол в предложении:(является главным членом сказуемым)

Глагол изменяется :( по временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам )

- А теперь откройте свои тетрадки, запишите сегодняшнее число и перепишите эти глаголы к себе в тетради вместе с глаголами из таблицы.

(Дети переписывают с доски глаголы к себе в тетрадь)

Динамическая пауза

- А сейчас все вместе встанем и подвигаемся под известную вам песенку. Вы постарайтесь правильно выполнять за мной движения и запоминать услышанные в песне глаголы.

(Звучит первый куплет песенки "Голубой вагон" из м/ ф. Выполняются следующие движения:

  • плавающая правая рука на уровне груди идет влево, левая рука - вправо - 1 строчка песни
  • правая рука над бровями козырьком "взгляд вдаль" - 2 строчка песни
  • прикрывают руками глаза, а затем раскрывают в стороны на уровне груди, головой отрицательное покачивание, грозят пальчиками и обнимают себя - 3 строчка песни поднимают обе руки вверх, машут раскрытыми кистями из стороны в сторону - 4 строчка песни
  • правой и левой ладонью выполняют круговые движения, ладони горизонтально полу, затем вытягивают обе руки вперед - 1 строчка припева
  • встают на цыпочки и поднимают руки вверх - 2 строчка припева
  • руки сжимают в кулак, а большим пальцем указывают друг на друга, а затем показывают движение "Во!" - 3 строчка припева
  • имитация руками, согнутыми в локтях ход паровоза - 4 строчка припева

- Молодцы! Садитесь. Немного отдышитесь! Какие глаголы успели услышать? Назовите парочку глаголов.

(уплывают, не жди, стелется, упирается, верится, катиться)

4. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником (устно)

- Ребята, а сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упражнение 404, на странице 176, прочитайте задание. Назовите глаголы, которые встретились в тексте, укажите время этих глаголов.

А теперь это красивое стихотворение прочитаем все хором. Устно разберем по членам предложения.

- Следующее упражнение 405 вы выполните самостоятельно письменно в тетрадях. Но перед этим мы устно вставим подходящие по смыслу глаголы. И еще я хочу открыть вам маленький секрет: если в глаголе вы видите суффикс - л, то этот глагол непременно находится в прошедшем времени. Приступайте к выполнению задания.

- Двух учеников я приглашаю к доске для работы с карточками.

(Выполняется упражнение, по ходу урока напоминаются правила посадки при письме. Два ученика у доски составляют по схеме предложения. По окончанию работы проводится коллективная проверка выполненных заданий.)

- Какие изменения в природе описаны в тексте упражнения? Какие изменения уже происходят в природе?

- Прочитайте вывод, данный в учебнике на странице 176.

(Ученики читают вывод, 1-2 ученика повторяют своими словами)

Игра " Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!"

Написали? Отдохните.
Поиграть со мной хотите?
Пригласить хочу скорей
Артистичных трех детей.
Как зовется та игра
Вам давно узнать пора:
"Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем!"

(К доске выходят три ученика. Каждому из них учитель показывает фразу, которая написана на карточке. Ребята жестами или звуком передают фразу классу так, чтобы сидящие дети могли понять и назвать действие, выполняемое учеником. Фразы: копать лопатой, делать зарядку, работать с компьютером, играть на скрипке, смотреть телевизор, встречать гостей)

Молодцы! Не ожидала,
Что в такой я класс попала,
Где умеют дружно жить,
Веселиться, не тужить!

(Оценивается и поощряется артистизм ребят, активное участие на уроке.)

Домашнее задание

- Ребята, чтобы закончить работу с учебником, запишите задание на дом. Упражнение 406 стр.177 требует от вас выполнения того же задания, что мы проделали в классе, т. е. изменение глаголов по временам. Закрыли тетради, учебники и положили на край парты.

Игра "Пять строчек стихотворения Синквейн"

- А теперь мы разделимся на три группы и проделаем следующую интересную, знакомую для вас работу. Вы составите "Пять строчек стихотворения Синквейн"

(Раздаются готовые листочки с подсказкой, ребята выполняют задание, по окончании работы прослушиваются составленные стихотворения)

Итог и обобщение

- Наш урок подходит к концу. И чтобы вспомнить о том, чем мы нового узнали на уроке, я хочу предложить вам прослушать следующие строчки, рожденные от тех чувств, которые я испытываю в моей работе ежедневно.

(Читается стихотворение "Урок" личного сочинения.)

Урок

  • Ожидаю.
  • Волнуюсь.
  • Готовлюсь.
  • Урок.
  • Забегают.
  • Смеются.
  • Замолкают.
  • Звонок.
  • Начинаю.
  • Пишу.
  • Говорю.
  • Хорошо.
  • Отвечают.
  • Не знают.
  • Молчат.
  • Что ещё?
  • Упражнения.
  • Правила.
  • Текст.
  • Так держать!
  • Напряжение.
  • Отдых.
  • Смех.
  • Не сдержать!
  • Удивляюсь.
  • Стараюсь.
  • Объясняю -
  • Знаток.
  • Диктовала.
  • Ругала.
  • Защищала
  • потом.
  • Улыбаются.
  • Знают.
  • Прощают.
  • Учу.
  • Веселятся.
  • Играют.
  • Шумят.
  • Помолчу.
  • Отпотели.
  • Устали.
  • Отписались.
  • Пора.
  • Перемена.
  • Разгрузка.
  • Отдых. Шум.
  • Детвора.
  • Обобщаю.
  • Итожу.
  • Провожаю.
  • Звонок.
  • Расслабляюсь.
  • Вздыхаю.
  • Начинаю.
  • Урок.

- Скажите, подходит ли оно вашему настроению? Подходит ли оно к теме урока? Какие временные формы глаголов вы услышали? (настоящего, прошедшего времени)

- Для изучения такой большой темы как "Глаголы" я воспользовалась эпиграфом А.Югова. Он сказал: " В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". Значит, мы сегодня с вами освежили, пополнили наш язык новыми знаниями о глаголах, обогатили нашу речь, изучая глагол как часть речи.

- Спасибо всем за урок и за активное участие в нем.

Дополнительный материал к уроку.

Текст.

Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.

(Оживить при помощи глаголов. Например: наступила, спит, погасли, дует, падает, белеет)

Анаграммы. Найдите лишнее

Масум (сумма), ностьраз (разность), голгла (глагол), ноечаст (частное).