Урок "открытия" нового знания, 4 класс
Познавательные цели и задачи:
- повторение и закрепление изученного о глаголах;
- совершенствование умения распознавать глаголы;
- наблюдение над лексическим значением глагола.
Развивающие цели и задачи:
- развивать творческую способность и слуховую память;
- развивать умение соотносить временную и начальную форму глаголов.
Воспитательные цели и задачи:
- воспитывать умение видеть и слышать изменения в природе;
- воспитывать бережное отношение к мнению товарищей.
Коммуникативные цели и задачи.
- учить детей умению правильно выражать свои мысли.
Оборудование. Проектор, ПК, интерактивная доска, запись песни "Голубой вагон", карточки с заданиями.
Эпиграф урока.
"В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". А.Югов.
1. Организационный момент.
- Добрый день! Я хочу, чтобы этот день стал для вас самым добрым. Давайте сейчас проделаем вместе со мной следующие движения.
Потянулись! - потягиваются.
Встрепенулись! - встряхивают плечами.
Оглянулись! - оглядываются друг на друга.
Улыбнулись! - улыбаются.
2. Актуализация знаний
Вы садитесь, детвора,
Дальше нам идти пора.
И скажите мне сейчас:
А глагол что он для вас?
- Какая часть речи спряталась в этом маленьком стихотворении? (Глагол)
(Вывешивается табличка со словом ВРЕМЯ)
- Что такое время?
- Правильно, время - это когда идут часы, минуты за минутами, дни за днями, сутки за сутками, века за веками.
- А вы сможете привести время в действие? Приведите, пожалуйста.
(Учащиеся называют всевозможные действия, которые могут совершаться)
3. Работа по теме урока
- Правильно. Однако глаголы не только могут обозначать действие, но и, как вы помните, могут изменяться.
Повнимательней смотри:
Если сможешь - измени!
Если сможешь - подскажи!
Если сможешь - докажи!
(Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы ИГРАТЬ ЧИТАТЬ ПИСАТЬ и таблички с указанием временной формы с вопросами)
- Перед вами три глагола. Их нужно изменить по вопросам и написать в три столбика:
Прошедшее время (что делал?)
Настоящее время (что делает?)
Будущее время (что сделает? Что будет делать?)
- Посмотрите, что у нас получилось:
играл играет поиграет / будет играть читал читает прочитает / будет читать писал пишет напишет / будет писать
- С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.
Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?
Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?
А глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. А еще они могут изменятся по числам.
- А сейчас я предлагаю закрепить наши знания о глаголе, как части речи. Я начну, а вы продолжите. Итак.
Глагол - это :(часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)
Глагол в предложении:(является главным членом сказуемым)
Глагол изменяется :( по временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам )
- А теперь откройте свои тетрадки, запишите сегодняшнее число и перепишите эти глаголы к себе в тетради вместе с глаголами из таблицы.
(Дети переписывают с доски глаголы к себе в тетрадь)
Динамическая пауза
- А сейчас все вместе встанем и подвигаемся под известную вам песенку. Вы постарайтесь правильно выполнять за мной движения и запоминать услышанные в песне глаголы.
(Звучит первый куплет песенки "Голубой вагон" из м/ ф. Выполняются следующие движения:
- плавающая правая рука на уровне груди идет влево, левая рука - вправо - 1 строчка песни
- правая рука над бровями козырьком "взгляд вдаль" - 2 строчка песни
- прикрывают руками глаза, а затем раскрывают в стороны на уровне груди, головой отрицательное покачивание, грозят пальчиками и обнимают себя - 3 строчка песни поднимают обе руки вверх, машут раскрытыми кистями из стороны в сторону - 4 строчка песни
- правой и левой ладонью выполняют круговые движения, ладони горизонтально полу, затем вытягивают обе руки вперед - 1 строчка припева
- встают на цыпочки и поднимают руки вверх - 2 строчка припева
- руки сжимают в кулак, а большим пальцем указывают друг на друга, а затем показывают движение "Во!" - 3 строчка припева
- имитация руками, согнутыми в локтях ход паровоза - 4 строчка припева
- Молодцы! Садитесь. Немного отдышитесь! Какие глаголы успели услышать? Назовите парочку глаголов.
(уплывают, не жди, стелется, упирается, верится, катиться)
4. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником (устно)
- Ребята, а сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упражнение 404, на странице 176, прочитайте задание. Назовите глаголы, которые встретились в тексте, укажите время этих глаголов.
А теперь это красивое стихотворение прочитаем все хором. Устно разберем по членам предложения.
- Следующее упражнение 405 вы выполните самостоятельно письменно в тетрадях. Но перед этим мы устно вставим подходящие по смыслу глаголы. И еще я хочу открыть вам маленький секрет: если в глаголе вы видите суффикс - л, то этот глагол непременно находится в прошедшем времени. Приступайте к выполнению задания.
- Двух учеников я приглашаю к доске для работы с карточками.
(Выполняется упражнение, по ходу урока напоминаются правила посадки при письме. Два ученика у доски составляют по схеме предложения. По окончанию работы проводится коллективная проверка выполненных заданий.)
- Какие изменения в природе описаны в тексте упражнения? Какие изменения уже происходят в природе?
- Прочитайте вывод, данный в учебнике на странице 176.
(Ученики читают вывод, 1-2 ученика повторяют своими словами)
Игра " Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!"
Написали? Отдохните.
Поиграть со мной хотите?
Пригласить хочу скорей
Артистичных трех детей.
Как зовется та игра
Вам давно узнать пора:
"Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем!"
(К доске выходят три ученика. Каждому из них учитель показывает фразу, которая написана на карточке. Ребята жестами или звуком передают фразу классу так, чтобы сидящие дети могли понять и назвать действие, выполняемое учеником. Фразы: копать лопатой, делать зарядку, работать с компьютером, играть на скрипке, смотреть телевизор, встречать гостей)
Молодцы! Не ожидала,
Что в такой я класс попала,
Где умеют дружно жить,
Веселиться, не тужить!
(Оценивается и поощряется артистизм ребят, активное участие на уроке.)
Домашнее задание
- Ребята, чтобы закончить работу с учебником, запишите задание на дом. Упражнение 406 стр.177 требует от вас выполнения того же задания, что мы проделали в классе, т. е. изменение глаголов по временам. Закрыли тетради, учебники и положили на край парты.
Игра "Пять строчек стихотворения Синквейн"
- А теперь мы разделимся на три группы и проделаем следующую интересную, знакомую для вас работу. Вы составите "Пять строчек стихотворения Синквейн"
(Раздаются готовые листочки с подсказкой, ребята выполняют задание, по окончании работы прослушиваются составленные стихотворения)
Итог и обобщение
- Наш урок подходит к концу. И чтобы вспомнить о том, чем мы нового узнали на уроке, я хочу предложить вам прослушать следующие строчки, рожденные от тех чувств, которые я испытываю в моей работе ежедневно.
(Читается стихотворение "Урок" личного сочинения.)
Урок
- Ожидаю.
- Волнуюсь.
- Готовлюсь.
- Урок.
- Забегают.
- Смеются.
- Замолкают.
- Звонок.
- Начинаю.
- Пишу.
- Говорю.
- Хорошо.
- Отвечают.
- Не знают.
- Молчат.
- Что ещё?
- Упражнения.
- Правила.
- Текст.
- Так держать!
- Напряжение.
- Отдых.
- Смех.
- Не сдержать!
- Удивляюсь.
- Стараюсь.
- Объясняю -
- Знаток.
- Диктовала.
- Ругала.
- Защищала
- потом.
- Улыбаются.
- Знают.
- Прощают.
- Учу.
- Веселятся.
- Играют.
- Шумят.
- Помолчу.
- Отпотели.
- Устали.
- Отписались.
- Пора.
- Перемена.
- Разгрузка.
- Отдых. Шум.
- Детвора.
- Обобщаю.
- Итожу.
- Провожаю.
- Звонок.
- Расслабляюсь.
- Вздыхаю.
- Начинаю.
- Урок.
- Скажите, подходит ли оно вашему настроению? Подходит ли оно к теме урока? Какие временные формы глаголов вы услышали? (настоящего, прошедшего времени)
- Для изучения такой большой темы как "Глаголы" я воспользовалась эпиграфом А.Югова. Он сказал: " В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". Значит, мы сегодня с вами освежили, пополнили наш язык новыми знаниями о глаголах, обогатили нашу речь, изучая глагол как часть речи.
- Спасибо всем за урок и за активное участие в нем.
Дополнительный материал к уроку.
Текст.
Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.
(Оживить при помощи глаголов. Например: наступила, спит, погасли, дует, падает, белеет)
Анаграммы. Найдите лишнее
Масум (сумма), ностьраз (разность), голгла (глагол), ноечаст (частное).