Обобщающий урок "Причастие"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: систематизировать и обобщить знания по теме "Причастие".

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме "Причастие" (умение находить причастия, образовывать причастия от глаголов, отличать причастия от имён прилагательных, образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
  • Развивающие - формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, конверты с заданиями, индивидуальные и групповые карточки-оценки.

Класс разделён на 3 однородные группы, которые в процессе урока соревнуются между собой. Каждая группа выбирает капитана, который предоставляет учителю итог работы своей группы.

Каждая группа за правильный ответ получает карточку-оценку "Велосипед" (приложение 1). Ребята, правильно выполнившие задание, получают карточку-оценку "Медведя" (приложение 1). В конце урока количество карточек подсчитывается, и на основании результата выставляются отметки за урок.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие (слайд 2), но путешествие не простое, а сказочное. И путешествовать мы будем по государству Причастие (слайд 3). Давайте посмотрим на карту этой загадочной страны. Впереди нас ждут испытания. Посмотрите, 7 замков висят на воротах 7 городов. Нам предстоит открыть замки этих городов, а для этого нужно заработать 7 золотых ключей. Ребята, как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить ключи? Конечно, раз это государство Причастие, то и задания будут направлены на отработку ваших знаний и умений по теме "Причастие". Вы готовы к путешествию? Тогда вперед! В добрый путь!

Станция 1 - Таможня (слайд 4).

При въезде в любую страну люди должны обязательно пройти таможенный досмотр. Нам также предстоит этот досмотр, чтобы проверить, готовы ли мы совершить путешествие.

Испытание № 1 (фронтальный опрос) - Продолжите фразу: 1) Причастие - это особая форма глагола, обозначающая: 2) Причастия отвечают на вопросы : 3) Причастия бывают :. 4) Причастия изменяются по :

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, значит знаете особенности причастия как части речи. Но на этом испытания не заканчиваются, они только начинаются.

Испытание № 2 (слайд 5) (групповая работа) - От данных глаголов образуйте причастия, определите вид, время. Глаголы: Бегать, смеяться, сделать, бросить, нарисовать

Испытание № 3 (слайд 6) (групповая работа) - Распределите слова в два столбика. Объясните свой выбор. Слова: маленький, летящий, крупный, поющий, крутящийся, тенистая, холодный, морозный, желтеющий, упавший.

Мы успешно прошли таможенный контроль и заработали первый ключ (слайд 7). Давайте поаплодируем себе! Впереди нас ждут другие города. Вперёд!

Станция 2 - Город падежных окончаний (слайд 8).

Испытание № 1 (фронтальный опрос) - Как определить, какая гласная пишется в падежном окончании причастия?

Испытание № 2 (слайд 9 - 10) (индивидуальная работа) - Выполните тест (приложение 2).

Испытание № 3 (слайд 11) (групповая работа) - Просклоняйте причастия, выделите в них окончания. 1 группа: строящийся дом. 2 группа: набегающий прибой. 3 группа: сияющая лазурь.

В наших руках уже второй золотой ключик! (слайд 12) Аплодисменты! Нас ждёт третий город!

IV. Станция 3 - Город причастных оборотов (слайд 13).

Испытание № 1 - Продолжите фразу: причастным оборотом называется:.

Испытание № 2 (слайд 14) (индивидуальная работа) - Подберите к причастию зависимые слова. Кто быстрее?

  • Летящий по (чему? где?) ::::.
  • Лежавший на (чём? где?) ::::.
  • Заросший (чем?) ::::::
  • Рассказанная (кем?) :::::
  • Распустившиеся (когда?) ::::.

Испытание № 3 (слайд 15) (групповая работа) - Распределите словосочетания в два столбика. Объясните свой выбор.

Переданное сообщение; похищенные разведчиками; готовящееся нападение;

рассекреченная шпионка; рисующий схему; связанный из шерсти.

Испытание № 4 (слайд 16) (индивидуальная работа) - Найдите предложения с причастным оборотом (приложение 3).

Испытание № 5 (слайд 17) (индивидуальная работа) - Расставьте знаки препинания в предложении. Составьте схему данного предложения.

От рощи протянувшейся вдалеке узкой полосой веяло прохладой.

Испытание № 6 (слайд 18) (индивидуальная работа) - Какая из предложенных схем соответствует данному предложению?

Облака, гонимые ветром, быстро неслись по небу.

|x|, |прич. об.|,

б) |прич. об| |x|

Вот и третий ключ у нас! (слайд 19) Молодцы! Наше путешествие продолжается!

Станция 4 - Город действительных причастий (слайд 20).

Повторим. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными? Чем они отличаются?

Испытание № 1 (слайд 21 - 22) (индивидуальная работа) - Тест (приложение 4).

Испытание № 2 (слайд 23) (групповая работа) - От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Глаголы: смотреть, дремать, гадать, знать.

Испытание № 3 (слайд 24) (групповая работа) - Найдите в данных словосочетаниях действительные причастия настоящего времени, выделите в них суффиксы, вставьте гласную.

  • Знач..щийся в списках
  • Муч..мый жаждой
  • Трепещ..щий листок
  • Ожида..мая встреча
  • Завис..щий от природы

У нас уже 4 ключа (слайд 25). Большая часть пути позади. Пора и отдохнуть (перемена или физминутка).

V. Станция 5 - Город страдательных причастий (слайд 26).

Испытание № 1 (слайд 26 - 27) - Фронтальный опрос.

Испытание № 2 (слайд 28) (групповая работа) - От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Глаголы: избирать, указать, заказать, углубить.

Испытание № 3 (слайд 29) (групповая работа) - От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

1 группа

  • Собранный
  • Затоптанный
  • Сожжённый
  • Найденный

2 группа

  • Освобождённый
  • Освещённый
  • Закопанный
  • Засушенный

3 группа

  • Выброшенный
  • Купленный
  • Связанный
  • Оставленный

Мы заработали пятый ключ! Ура! (слайд 30). Сколько нам осталось посетить городов? Как вы думаете, ребята, как будут называться следующие города? Что мы еще не повторили?

Правильно. И следующий город - Город суффиксов причастий.

Станция 6 - Город суффиксов причастий (слайд 31).

Испытание № 1 (слайд 31) - Фронтальный опрос.

Испытание № 2 (слайд 32) (индивидуальная работа) - Запишите под диктовку, выделите суффиксы, объясните написание -Н- и -НН-

Собранный урожай, рассеянные семена, вареное яйцо, книга напечатана, выжженная степь, моченое яблоко, подрезанные деревья, некошеный луг, письмо отправлено, раненый боец.

Испытание № 3 (слайд 33 - 34) (групповая работа) - Превратите Н в НН при помощи приставок. Образец: Жареная - пережаренная

1 группа: точёный, кручёный, мочёный, тушёный, солёный

2 группа: пареный, давленый, званый, крашеный, вязаный

3 группа: сушёный, печёный, кошеный, золочёный, толчёный

Мы справились с очередными испытаниями. Сколько ключей у нас ключей? Правильно - шесть (слайд 35). Остался последний город на нашем пути и называется он - Город Отрицания (слайд 36).

Станция 7 - Город Отрицания.

А почему он так называется? Потому что частица НЕ отрицательная. А еще есть приставка НЕ - , которая придаёт слову оттенок отрицания. Давайте вспомним правило, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.

Испытание № 1 (слайд 37) (индивидуальная работа) - Соедините с частицей НЕ те причастия, которые нужно писать слитно. (Не) Скошенные луга. (Не) Кошеная трава. (Не) Тронутые краской осени папоротники. (Не) Покрытая крыша двора.

Испытание № 2 (слайд 38) (индивидуально-групповая работа) - Карточки с тестовыми заданиями.

1 группа

1. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) (не) исчерпаемый оптимизм;

б) совершенно (не) мыслимая история;

в) ещё (не) распустившийся бутон;

г) кекс (не) пропечён

2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) Если я по звуку голоса слышу, что лает пёс нисколько (не) обозлённый, то иду без всякого колебания.

б) Окружали меня люди (не) образованные, равнодушные.

в) Большая граммофонная труба, отродясь (не) выданная солдатом, веселила его душу.

3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) В громадном большинстве это были честные, но взбалмошные и (не) серьёзные люди.

б) И что слёз льётся за этими запорами (не) видимых и (не) слышимых!

в) Он, (не) позволяющий себе даже малого недомогания, вдруг заболел тяжело и грозно.

2 группа

1. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) (не) заинтересованы этим предложением;

б) наше (не) отъемлемое право;

в) едва (не) успевший;

г) (не) выполнивший обязательств

2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) Её (не) мигающие крыжовниковые глаза жили как бы сами по себе, обещая что-то новое, неиспытанное.

б) Вошёл человек (не) определённых лет.

в) Черты его лица были мелкими, (не) отражающими всю сложность его души.

3. В каком предложении Не с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) Кипучая, могучая, никем (не) победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая.

б) (Не) искренние слова как спутанные волосы, распутать их - непосильное дело.

в) (Не) умный побеждает в состязании - ловкий.

3 группа

1. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) (не) выразимый словами восторг;

б) ничего (не) выражающее лицо;

в) преступление (не) раскрыто;

г) отнюдь (не) мытые фрукты.

2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не) зависящее.

б) Солнце (не) греющее, но яркое холодно смотрело с высоты.

в) Я чувствовал почти (не) удержимое желание схватить зверя.

3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно?

а) (Не) весёлое ли это занятие - разыгрывать друзей?

б) Человек, (не) умеющий говорить, кулаком пугает.

в) Как тяжело ходить среди людей и притворяться непогибшим и об игре трагических страстей ещё (не) жившим.

А вот и последний, седьмой, ключ! (слайд 39) Мы выдержали все испытания, освободили все города. Честь нам и хвала! Но посмотрите, что нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт в гости ещё одно государство - Деепричастие. А теперь давайте подведём итоги, посчитаем количество заработанных картинок-оценок.

Подведение итогов. Рефлексия (слайд 39 - 40).

Домашнее задание (на карточках) (приложение 5)

1. Слово учителя:

- Пока мы с вами путешествовали, в государство Причастие, как и в наш город, пришла осень. Поэтому для домашнего задания я предлагаю вам осенний текст. Откройте последний конверт, в нём вы найдете карточки с домашним заданием. И текст, с которым вам предстоит тщательно поработать дома, называется "Осенний закат". Прочитайте внимательно задания.

2. Разбор домашнего задания.

3. Слово учителя:

- На этом наш урок заканчивается. Всем спасибо за увлекательное путешествие. До новых встреч.