Задача урока: познакомить учащихся с новой темой "Знаки препинания и союзы при однородных членах" в рамках развития критического мышления.
Цели урока:
- Образовательная: развитие критического мышления на всех стадиях урока.
- Развивающая: развитие внимания, мыслительных процессов: обобщения, анализа и синтеза.
- Воспитательная: формирование нравственной позиции чуткого человека в контексте работы со стихотворением Д.Хармса.
Вызов: Работа со стихотворением.
Удивительная кошка
Несчас...ная кошка порезала лапу.
С:дит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы выл:чить кошкину лапу
В:здушные шарики надо купить.
И сразу ст:лпился народ на дороге,
Шумит, и кр..чит, и на кошку гл..дит.
А кошка отч:части идет по дороге,
Отч..сти по воздуху плавно л..тит!
(Д.Хармс)
Комплексный анализ текста:
- Какое первое впечатление создается от прочтения?
- Почему такое название?
- Вы чему-то удивились?
- Какая была кошка в первой строфе?
- А во второй строфе?
- Какое чувство вы испытали к кошке?
- А так ли она довольна, что летит по воздуху?
- А почему нет? (народ столпится и кричит)
- Кошке приятно, что все смотрят на ее страдания?
- Смешное ли это стихотворение?
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
Один учащийся создает кластер на доске (данный кластер был составлен на прошлом уроке)
- Есть ли в стихотворении однородные члены? Работа в парах: поиск и подчеркивание однородных.
Проверка работы.
- Что такое однородные члены? Проверка кластера.
Орфографическая минутка: объяснение пропущенных орфограмм.
Новая тема:
Запись предложений:
Зимой солнце светит ярко, а не греет.
Быстро, но осторожно ребята перебегали дорожки.
Волны пенились и с шумом бились о набережную.
- Есть ли однородные члены в этих предложениях?
А чем они соединены?
Лексика урока: СОЮЗ, ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (понятие вывешены на доске)
- Прочитаем параграф №40. Какое правило нужно будет запомнить?
- Выполнение упр. 199(письменно), 198(устно): УМК под ред. Т.А.Ладыженской.
Рефлексия:
Игра "Верю - не верю"
Учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые они выполняют определенный чертеж.
1. Однородные члены предложения могут быть соединены союзами А//НО?
2. Перед союзами А//НО всегда ставится запятая?
3. Перед союзом И всегда ставится запятая?
4. Однородные могут соединяться союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК?
5. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления?
6. Однородные члены могут соединяться и без союзов?
Ответ:
Творческое задание:
- Вернемся к нашему стихотворения про удивительную кошку.
Создайте свое предложение, используя однородные члены и союзы на тему этого стихотворения:
Вариант: Кошке больно, неприятно, а не весело совсем.
ПМИ:
Что изучали? Что интересного было на уроке? Что не понятно?
Домашнее задание: параграф 40, упр196