Путешествие на остров Фонетика-Графика. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока:

  • закрепить знания учащихся о разделе русского языка;
  • повторить пройденный материал о звуках и буквах;
  • развить навыки фонетического анализа слова;
  • проконтролировать степень усвоения знаний по фонетике;
  • развить познавательный интерес, любовь к предмету.

Оборудование урока: наглядно-демонстрационный материал (карта острова Фонетика-Графика; сказочные персонажи: мальчик Вася, кот Колбаскин, попугай Жора; жители острова Фонетика-Графика), раздаточный материал (тесты), мультимедийный проектор, экран, уроки русского языка Кирилла и Мефодия, карточки с характеристикой звуков, кубики со звуками.

Предварительное домашнее задание: написать окончание сказки на лингвистическую тему: “Сказка о том, как мальчик Вася побывал на острове Фонетика-Графика”.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута).

II. Вводное слово учителя.

Сегодня у вас необычный урок. Урок путешествие. И начать мне хотелась бы его сказкой о мальчике Васе, таком же пятикласснике, как и вы.

Жил-был в одном городе мальчик по имени Вася. Он очень любил учиться всяким интересным вещам. Вот только уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете. “Сиди да пиши слова и предложения, учи правила, а учительница все равно не спросит, – думал Вася. – Скукота, да и только!” Но однажды учительница вызвала мальчика к доске. И за работу у доски и он получил …, что бы вы думали?... Единицу! Домой Вася вернулся такой грустный, что ни пить, ни есть ему не хотелось. Увидев расстроенного Васю, его верные друзья – кот Колбаскин и попугай Жора – решили ему помочь. С помощью знакомого волшебника они устроили для него путешествие к берегам Лингвинии. А сделали они это для того, чтобы Вася понял, что заниматься русским языком – вовсе не скучное занятие, а напротив очень интересное и увлекательное.

Кот и попугай решили изучать русский язык вместе с Васей. Втроём, сев в лодку, они поплыли по Морю Знаний в далёкую страну Лингвинию, к острову Фонетика-Графика. Давайте, и мы с вами постараемся помочь Васе и его друзьям в этом нелёгком деле и тоже отправимся вслед за ними к острову Фонетика-Графика. Отправляемся? Отпра-вля-емся!

(Звучит музыка – Приложение 1. Герои сказки - обучающиеся, переодетые в Васю, кота Колбаскина под музыку отправляются в плаванье, имитируя греблю на лодке, на плече у Васи сидит игрушка-Попугай. Все остальные учащиеся тоже имитируют движение гребли, будто плывут на лодке).

Вот мы и причалили с нашими героями к берегу. Что же мы видим? Взору путешественника открылся живописный остров. Добро пожаловать! Идём? (Вопрос к героям сказки и учащимся класса).

- Идём! (ответ хором). (Звучит музыка – Приложение 2. Вася, кот Колбаскин с попугаем на плече маршируют по классу, остальные обучающиеся маршируют на месте. Музыка прекращается, обучающиеся садятся на места).

- Ой, что это? Ой, кто это? - то и дело кричали удивленные друзья. (Обучающиеся рассматривают карту острова и жителей острова Фонетика-Графика – Рисунок 1).

Ребята, попытайтесь ответить на вопросы наших путешественников:

- Почему остров поделен надвое? (Две половинки острова соответствуют двум раздела науки о языке Фонетике и Графике). Расскажите, что изучает фонетика, а что – графика?

- Кто его жители? Жители острова - Звуки и Буквы.

- Кто и почему встретились у границы между Фонетикой и Графикой?

- Зачем и к кому так спешит Буква К? (Буква К спешит навстречу звуку [K]).

- И почему звук заключен в квадратные скобки? (А заключен звук в квадратные скобки для того, чтобы его можно было отличить от буквы).

- Зачем нарисованы глаз и ухо? Нельзя ли их поменять местами?

III. Игра “Кто больше?”

На доске вы видите кубики со звуками. Дайте характеристику звукам. Составьте как можно больше слов из них, запишите в тетрадь полученные слова и их транскрипции. (Что такое транскрипция? – Звуковая оболочка слова)

(Стуки, сутки, сук, икс, уксус, тик, кустик, утки)

IV. Звуки и буквы на острове живут очень дружно, но иногда их пытаются поссорить – поставить в слово не тот звук, который в нём нужен. Поможем поддержать мир на острове! Посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

- что здесь неправильно?

- какие звуки нужно заменить или вставить?

- назовите гласные и согласные звуки во всех словах первого предложения. А чтобы правильно назвать все согласные и гласные звуки, запишите транскрипцию этого предложения [па пустын,и шол караван в,ирбл,удаф]

На экране Вы видите предложения:

По пустыне шел каравай верблюдов. Толя явился из столовой и сообщил: “Там молоко с грелками!” Капитан смотрел в позорную трубу. Мы изучали коловорот воды в природе.

Помогите исправить ошибки, запишите предложения правильно.

V. Ь и Ъ знаки, их значимость, правила написания.

Вы очень хорошо справились с этим заданием, а теперь ответьте на вопрос: все ли буквы обозначают звуки? Если нет, то назовите буквы, которые не обозначают звук?

Назовите слова, в которых встречаются такие буквы (ель, соловьи, метель, съел). Как вы думаете, ребята, для чего нужны нам эти буквы? (Ь нужен для смягчения согласных, Ъ и Ь - для разделения согласных и гласных звуков).

С помощью чего ещё в русского языке достигается смягчение согласных звуков? (Смягчение согласных звуков достигается с помощью букв Я, Ю, Е, Ё)

Помогите Васе и его друзьям разобраться, какой знак Ъ или Ь следует поставить в словах:

Под?ём, об?явление, в?юга, лад?я, с?ёмка, л?ёт

Какое правило вы применяете, когда пишите эти слова?

Я думаю, что и этот урок Вася с котом и попугаем усвоили хорошо!

VI. О-Ё (Е) после шипящих.

Однако вот незадача, на пути у мальчика новые трудности – вредные шипящие да буквы О и Ё. О или Ё - вот в чем вопрос? Давайте поможем нашим друзьям, понять когда же Ё нам следует писать, когда для О наступит время.

Работа проходит у доски и в тетрадях. Записываются слова под диктовку, обозначается графически орфограмма, объясняется выбор написания гласной.

Жёлтый, чёрный, печёнка, зайчонок, ежонок, сгущёнка, шов, обжора, крыжовник, шёпот, шорох, чёрточка, жокей, печёт, мячом.

VII. Гласные после Ц.

Путешествие Васи, Кота Колбаскина и попугая Жоры заканчивалось. Осталось лишь еще одно маленькое, но важное правило, которое Вася тоже не очень хорошо знал. После буквы Ц ему всё время хотелось написать И, но учительница каждый раз подчёркивала букву И в некоторых словах, а почему - Вася не понимал. Да и кот с попугаем тоже не понимали - в чём тут дело? Невдомек им было, что после Ц писаться может не только буква И, но и Ы! Ребята, объясните Васе правила написания Букв И–Ы после Ц.

Выполняется тест (программа Кирилла и Мефодия).

Какие вы хорошие учителя. Думаю, что ваш урок Вася, кот Колбаскин и попугай Жора не забудут никогда. И учить русский язык мальчик будет теперь с удовольствием.

Ну что ж, пора возвращаться домой! Расставаться всегда грустно. Но у наших друзей ещё многое впереди. Ведь следует побывать еще на других островах такой замечательной страны Лингвиния. А теперь домой. Пора! Сев в лодку, веселые друзья отправились назад к родным берегам. (Звучит музыка. Приложение 3. Герои сказки: Вася, кот Колбаскин и попугай Жора - отправляются домой, имитируя греблю на лодке.).

VIII. Заключение.

Вот мы и дома. Понравилось вам путешествие? Как вы думаете, о чём узнали сегодня на острове Фонетика-Графика сказочные герои?

IX. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. Дома напишите последнюю главу сказки, рассказав в ней о том, что произошло с Васей и его друзьями после их возвращения с острова Фонетика-Графика.